ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8781/2017 от 26.04.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

№ 33-8781/2017

26 апреля 2017 года г.Уфа ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Троценко Ю.Ю.,

судей Куловой Г.Р. и Пономаревой Л.Х.,

при секретаре Галяутдиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриева Т. Ф. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом,

по апелляционной жалобе Нуриева Т.Ф. и дополнению к ней на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия

установила:

Нуриев Т.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать его инвалидом.

Иск мотивирован тем, что дата. Бюро №... филиал ФКУ «Главного Бюро МСЭ по Республике Башкортостан» истцу было отказано в установлении инвалидности. Не согласившись с решением, дата. истец обжаловал его в Экспертный состав №... Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан». Экспертный состав №... ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» отказал Нуриеву Т.Ф. в установлении инвалидности решением от дата., которое было обжаловано в Экспертный состав №... смешанного профиля ФГБУ ФБ Минтруда России. дата. Экспертный состав №... смешанного профиля ФГБУ ФБ Минтруда России также отказал Нуриеву Т.Ф. в установлении инвалидности. Указанные решения Нуриев Т.Ф. считает незаконными и необоснованными, полагая, что у него имеются все основания для установления ему 3 группы инвалидности. Нуриев Ф.Т. просил признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России от дата., признать незаконным решение ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России от 10.08.2016г., признать незаконным решение ФГБУ «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России от дата., обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России признать Нуриева Т.Ф. инвалидом 3 группы бессрочно с дата., обязать ФГБУ «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России признать Нуриева Т.Ф. инвалидом 3 группы бессрочно с дата.

Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 года постановлено:

в удовлетворении иска Нуриева Т.Ф. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата., признании незаконным решения Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата., признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата., обязании Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации признать Нуриева Т.Ф. инвалидом 3 группы бессрочно с дата обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации признать Нуриева Т.Ф. инвалидом 3 группы бессрочно с дата. - отказать.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней Нуриев Т.Ф. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу независимой медико-социальной экспертизы в ООО «Экспертиза» - негосударственном учреждении, поскольку все Главные бюро МСЭ субъектов Российской Федерации подчиняются Федеральному бюро МСЭ, и проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности экспертов. При этом судебная медико-социальная экспертиза не подлежит лицензированию. Законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро МСЭ, отсутствует запрет на одновременное обжалование решений в вышестоящее бюро и суд. При рассмотрении дела судьей нарушены нормы процессуального права, ст. 164 и 165 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, судьей не проверены полномочия представителя ответчика. Дело рассмотрено судом в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, тогда как требования о признании актов и решений медико-социальной экспертизы подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Нуриева Т.Ф., представителя Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Гурьянову Е.Ф., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).

Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).

Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).

В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N 59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).

Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).

Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.

В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Нуриев Т.Ф. с дата. по дата. признавался ребенком-инвалидом по врожденному пороку развития кистей и стоп. Неоднократно по врожденной патологии ему проводились операции (в дата., дата., дата.).

дата. МСЧ №... ФМБА выдано направление Нуриеву Т.Ф. на медико-социальную экспертизу с основным диагнозом: «Врожденный порок развития стоп, брахидактилия (отсутствие средних фаланг), синдактилия обеих кистей, стоп с гипоплазией пальцев левой кисти. Смешанные контрактуры пястно-фаланговых и межфаланговых суставов пальцев обеих кистей. Гипоплазия предплечья слева с укорочением на 0,5 см. Сопутствующие заболевания: «Левосторонний сколиоз 2 ст. грудного отдела позвоночника. Вторичный остеохондроз грудного отдела позвоночника. Вторичное продольно-поперечное плоскостопие обеих стоп. Хронический панкреатит с нарушением внешнесекреторной недостаточности, стеатоз печени. Избыточная масса тела. Расстройство вегетативной нервной системы по смешанному типу. Высокая миопия, сложный миопический астигматизм обоих глаз».

дата. - дата. Нуриев Т.Ф. освидетельствован в бюро №... - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан». Выявлены незначительные нарушения статодинамических функций 10%, максимально выраженное в % стойкое нарушение функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов 10%, заключение о суммарной оценке степени нарушения функций организма человека 10% (незначительные). Составлен акт и протокол №.... Инвалидом не признан.

Оснований для установления инвалидности не выявлено.

дата. - дата. Нуриев Т.Ф. освидетельствован в порядке обжалования в экспертном составе №... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России. Составлен акт и протокол №.... Выявлены незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций 20%, максимально выраженное в % стойкое нарушение функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектов 20%, заключение о суммарной оценке степени нарушения функций организма человека 20%.

При проведении Нуриеву Т.Ф. медико-социальной экспертизы в экспертном составе №... ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России оснований для установления инвалидности не выявлено.

На основании заявления Нуриева Т.Ф. о несогласии с решением Главного бюро, дата. в экспертном составе №... ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России была проведена очная медико-социальная экспертиза.

Исходя из комплексной оценки состояния организма Нуриева Т.Ф., на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием «Классификаций и критериев, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от дата. №№..., Нуриеву Т.Ф. установлены незначительные нарушения статодинамических функций, что соответствует стойкому незначительному нарушению статодинамической функции, т.е. 1 степени.

Определением Советского районного суда г.Уфы РБ от 12 декабря 2016г. по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза в заочном порядке в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России.

Из заключения экспертов федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России №... от дата. следует, что согласно комплексного анализа материалов гражданского дела, представленных медицинских документов, экспертно-медицинских документов у Нуриева Т. Ф. выявлены стойкие незначительные (I степени) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, а также стойке незначительные (I степени) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством с количественной оценкой 20% (Р.2 п.4. Приказа Минтруда России №...н от дата.). Данные нарушения статодинамических функций, а также обусловленные физическим внешним уродством не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не вызывают необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, что не дает оснований для установления группы инвалидности. То есть Нуриев Т.Ф. способен к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, общению, контролировать свое поведение, обучению, трудовой деятельности. Таким образом, согласно действующему законодательству, на момент проведения освидетельствования Нуриева Т.Ф. в учреждениях медицинской социальной экспертизы от дата., дата. и дата. оснований для установления группы инвалидности по представленным медицинским документам не имелось (том 1 л.д. 70-73).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что заключение экспертов №... от дата. является достаточным и допустимым доказательством отсутствия оснований для установления группы инвалидности Нуриеву Т.Ф., в связи с чем пришел к выводу о том, что исковые требования Нуриева Т. Ф. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Минтруда России, ФГБУ «Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России о признании незаконным решения об отказе в признании инвалидом и обязании признать инвалидом удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку пункт 5 Правил признания лица инвалидом содержит исчерпывающий перечень условий, необходимых для признания гражданина инвалидом.

При этом дополнительно оговорено, что наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Отсутствие оснований для признания Нуриева Т.Ф. инвалидом подтверждено заключением экспертов федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России №... от дата обоснованно принятому судом первой инстанции в качестве допустимого и достаточного доказательства по гражданскому делу.

Довод апелляционной жалобы о необходимости назначения независимой медико-социальной экспертизы и поручении ее проведения ООО «Экспертиза» - негосударственному учреждению, не может повлечь отмену постановленного судом решения, поскольку имеющаяся в материалах дела лицензия ООО "Экспертиза» (т.1 л.д. 201-202) не предусматривает проведение данной организацией медико-социальной экспертизы, а дает право этому юридическому лицу на осуществление медицинской деятельности при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз, при этом организуются и выполняются следующие виды работы (услуги): 3) при проведении медицинских экспертиз по: судебно-медицинской экспертизе; судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-психиатрической экспертизе; однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе; экспертизе качества медицинской помощи.

Утверждение Нуриева Т.Ф. о незаконности проведения экспертизы в связи с подчиненностью экспертов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России было предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, верно указано, что Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы подведомственны Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Главное Бюро медико-социальной экспертизы не находятся в прямом непосредственном подчинении ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России.

Довод апелляционной жалобы о том, что требования о признании актов и решений медико-социальной экспертизы подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства является несостоятельным, поскольку между субъектами возникшего правоотношения имеется спор частноправового характера о наличии/отсутствии права истца на установление ему инвалидности.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права при рассмотрении настоящего гражданского дела, которые являлись бы основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нуриева Т.Ф. без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Ю. Троценко

Судьи: Г.Р. Кулова

Л.Х. Пономарева

Справка: судья Турьянова Т.М.