АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 года по делу № 33-8782/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сенотрусовой И.В.,
судей Разуваевой Т.А., Бузыновской Е.А.,
при секретаре Вигуль А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 августа 2017 года по исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» о взыскании неполученной компенсационной выплаты.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителя военного прокурора, ФИО1, представителя войсковой части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что военной прокуратурой установлено, что в составе войсковой части 98559 имеется подразделение военизированной охраны Минобороны России, работники которого являются гражданским персоналом. С декабря 2015 года ФИО1 работает в указанной войсковой части в должности <данные изъяты>. В соответствии с трудовым договором ФИО1 полагается компенсационная выплата за работу с вооружением и боеприпасами в размере 50 % к должностному окладу. 14.02.2017 финансовым органом в адрес работодателя направлено уведомление о том, что названная компенсационная выплата выплачивается лишь за то время, которое работник непосредственно занят охраной объекта (т.е. за исполнение обязанностей часового). Командиром части изданы приказы о выплате ФИО1 компенсационной выплаты за февраль-апрель 2017 года и направлены в финансовый орган. Однако заработная плата выплачена истцу без учета компенсационной выплаты за работу с вооружением и боеприпасов. С учетом уточнения требований прокурор просил взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» в пользу ФИО1 неполученную часть заработной платы (компенсационную выплату в размере 50 % к окладу по занимаемой должности за работу, связанную с приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов) за период с февраля по июль 2017 года в размере 38 580 рублей 00 копеек.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Суд постановил: Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» в пользу ФИО1 неполученную компенсационную выплату в размере 38 580 рублей 00 копеек.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 1 357 рублей 40 копеек.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, отказать в удовлетворении требований истца. Указывает на то, что занимаемая истцом должность не подпадает под перечень должностей, которым законом определена указанная доплата.
В возражениях на жалобу прокурор, представитель войсковой части, ФИО1 просят оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
В апелляционной инстанции представитель военного прокурора Максименко Е.В., ФИО1, представитель войсковой части с жалобой не согласились, считают решение суда законным и обоснованным. Представитель апеллянта в суд апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, уважительную причину неявки в суд не сообщил, в связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.
Из материалов дела следует, что в составе войсковой части 98559 имеется подразделение военизированной охраны Министерства обороны РФ, работники которого являются гражданским персоналом.
С 01.12.2015 ФИО1 работает в войсковой части 98559 в должности <данные изъяты>. Как следует из трудового договора, ФИО1 полагается компенсационная выплата за работу с вооружением и боеприпасами в размере 50% к должностному окладу.
Однако командир войсковой части 98559 получил ответ от представителя «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» о том, что вышеуказанная компенсационная выплата в размере 50% к должностному окладу устанавливается гражданскому персоналу подразделений военизированной охраны, непосредственно занятому охраной вооружения и боеприпасов в составе караулов по охране и защите объектов хранения, к которому истец не относится.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что ФИО1 по условиям должностных обязанностей непосредственно занят приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, в результате чего ему неправомерно отказали в такой доплате.
Однако указанный вывод суда противоречит закону и обстоятельствам дела.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера и стимулирующие выплаты, доплаты и надбавки стимулирующего характера, "премии" и иные поощрительные выплаты.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ работодателем устанавливаются различные системы оплаты труда, которые включают в себя доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера, а также системы премирования.
На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 349 ТК РФ).
Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583" утверждено "Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации" (Приложение N 2), которым предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
В соответствии с п. 17 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ N 255 от 23 апреля 2014 года, гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов установлена компенсационная выплата к должностному окладу.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Из содержания п.17 Положения следует, что для начисления оспариваемой надбавки требуется несколько условий: непосредственная занятость приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, расположением и предназначением объектов. То есть, право на компенсационную выплату возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно занятого приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, а также при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов.
Согласно п. 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2001г. № 541, для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают <данные изъяты>.
В соответствии с п. 27 Инструкции, оружие и боеприпасы на новый состав караула получает заступающий <данные изъяты> под личную подпись в книге выдачи оружия и боеприпасов и выдает личному составу караула по раздаточной ведомости.
ФКУ «УФО МО по Хабаровскому краю» осуществляет финансово-экономическое обеспечение войсковой части в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ.
Таким образом, при постановке решения суд не учел, что материальный истец, занимающий должность <данные изъяты>, не обладает правом на получение спорной компенсационной выплаты, поскольку не относится к лицам, непосредственно занятым охраной, приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов.
Как следует из приказа Министра обороны РФ от 30.12.2001 № 541, под работниками, непосредственно занятыми охраной вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности ВОХР и выполняющие должностные обязанности на постах в карауле, а под работниками, непосредственно занятыми приемом, хранением и выдачей вооружения и боеприпасов, понимаются лица, занимающие должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика.
Таким образом, для выплаты работнику указанной компенсационной выплаты необходимо соблюдение условий: работник занимает штатную должность военизированной охраны и выполняет на посту обязанности часового по охране вооружения и боеприпасов; работник занимает штатные должности заведующего хранилищем, заведующего складом или кладовщика и непосредственно занят приемом, хранением, выдачей вооружения и боеприпасов.
Ссылка истца в суде на то, что ФИО1 принимает, выдает и хранит боеприпасы в течение дежурства в караульном помещении, не состоятельна, поскольку законом предусмотрено, что спорная компенсационная выплата производится при непосредственной занятости работника приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов на объектах, что в должностные обязанности материального истца не входит. В его обязанности входит организация и обеспечение деятельности караула.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесение нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 15 августа 2017 года по исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» о взыскании неполученной компенсационной выплаты отменить, вынести новое решение:
«В удовлетворении требований Военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре в интересах ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю» о взыскании неполученной компенсационной выплаты отказать.»
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.В. Сенотрусова
Судьи Т.А. Разуваева
Е.А. Бузыновская