ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8805/20 от 16.12.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Комиссарова И.Ю. Дело №33-8805/2020(2-2700/2020)

22RS0065-02-2020-003255-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при секретаре

ФИО1,

Сухаревой С.А., ФИО2,

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 года

по гражданскому делу по иску ФИО4 к Главному Управлению МЧС России по Алтайскому краю об отмене протокола, о признании права состоять в списках лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями.

Заслушав доклад судьи Сухаревой С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с иском к Главному Управлению МЧС России по Алтайскому краю (далее-МЧС России), в котором просил признать право состоять в списках лиц, нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением, а также об отмене протокола *** от ДД.ММ.ГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением.

В обоснование требований указано, что с ДД.ММ.ГГ истец состоял в списках лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, проходит службу МЧС с 2012 года в должности старшего инженера группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов Специализированной пожарно-спасательной части ФПС ГПС Главного управления МЧС по Алтайскому краю. Постановку на очередь нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями осуществляет Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, специализированный жилой фонд находится в оперативном управлении данного учреждения. Специализированное служебное жилье предоставляется по месту службы сотрудникам федеральной противопожарной службы.

Протоколом *** от ДД.ММ.ГГ (вручен ДД.ММ.ГГ) истец снят с очереди лиц, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями на основании Приказа МЧС России *** от ДД.ММ.ГГ. Однако в данном приказе не указаны основания снятия с очереди на обеспечение служебным жилым помещением в случае отказа от предоставляемой служебной квартиры. Специализированное служебное жилое помещение истцу дважды предлагалось, но истец отказался в связи с тем, что жилые помещения не отвечают установленным санитарным и техническим требованиям, в частности, отсутствовала горячая вода, требуется ремонт полов, стен, электропроводки, отсутствовали бытовые условия для приготовления пищи, чтобы заселиться в служебное жилье, необходимо делать ремонт с существенными материальными вложениями, жилая площадь предлагаемых квартир менее установленной нормы. Жилого помещения в собственности (доли) истец не имеет, снимает по договору найма жилого помещения квартиру по адресу: <адрес>, в связи с чем основания для признания его нуждающимся в предоставлении служебного жилья не отпали.

Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 года исковые требования ФИО4 удовлетворены.

Судом постановлено признать незаконным и отменить протокол *** от ДД.ММ.ГГ заседания комиссии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Алтайскому краю и подчиненных ему подразделений в части исключения ФИО4 из списка нуждающихся. ФИО5 восстановлен в списке лиц, нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.

С Главного Управления МЧС России по Алтайскому краю в пользу ФИО4 взысканы расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.

В жалобе, ссылаясь на положения Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений, утвержденного Приказом МЧС России от 12.01.2012 №5, пункты 5,10 Постановления Правительства РФ от 16.03.2013 № 217, представитель ответчика выражает несогласие с решением суда в части выводов о несоответствии предлагаемых истцу служебных жилых помещений норме жилой площади, поскольку истец при отказе от жилых помещений на данные нарушения не ссылался, что означает его согласие с предоставлением помещений меньше учетной нормы. Основанием для отказа от принятия помещений явилось отсутствие в них горячего водоснабжения, плиты, осветительных приборов.

Согласно санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, помещения должны быть оборудованы инженерными системами. Вместе с тем, осветительные приборы, плита для приготовления пищи, сантехническое оборудование (смесители, раковина, санфаянс и др.) не относятся к инженерным системам.

Предлагаемые истцу жилые помещения имели систему канализации, отопления, вентиляции, электрифицированы, что соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно действующему законодательству.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО6 апелляционную жалобу поддержал по указанным в ней доводам.

Истец ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что ФИО4 с 2012 года проходит службу в ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

Согласно протоколу *** от ДД.ММ.ГГ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» ФИО4 признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы в г. Барнауле Алтайского края и принят на учет с даты подачи заявления - ДД.ММ.ГГ.

Как следует из рапорта от ДД.ММ.ГГФИО4 отказался от служебного жилья, находящегося по <адрес> по причине его неудовлетворительного состояния.

Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГФИО4 отказался от служебного жилья, находящегося по адресу: <адрес> причине его неудовлетворительного состояния.

Согласно протоколу *** от ДД.ММ.ГГ комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения принято решение исключить капитана внутренней службы ФИО4 из списка сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, принятых Главным управлением МЧС России по Алтайскому краю на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях.

В протоколе комиссии указано, что ФИО4 комиссией Главного управления МЧС России по Алтайскому краю при наличии свободных служебных квартир неоднократно, в порядке очередности, предложено служебное жилье для заселения, по различным причинам сотрудник отказался (рапорта имеются). Следует вывод, что данный сотрудник не нуждается в служебном жилом помещении.

Не согласившись с принятым решением об исключении из списков нуждающихся в предоставлении служебного жилья, ФИО4 обратился в суд с указанным иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что ФИО4 продолжает проходить службу в МЧС, отказ от предоставления служебных жилых помещений не связан с изменением жилищных условий, свидетельствующих об отсутствии нуждаемости в служебном помещении, предлагаемые жилые помещения не соответствовали санитарно-техническим требованиям, а также норме предоставления площади предоставляемого служебного жилого помещения, пришел к выводу о незаконности протокола *** от ДД.ММ.ГГ заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю в части исключения ФИО5 из списка нуждающихся, в связи с чем на ГУ МЧС России по Алтайскому краю возложил обязанность восстановить ФИО5 в списке.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку указанные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения и установленных обстоятельствах дела.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет : учет жилищного фонда в системе МЧС, учет в системе МЧС сотрудников федеральной противопожарной службы (ФПС), признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также имеет специализированный жилищный фонд: служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях.

Согласно Приказу МЧС России от 12.01.2012 N 5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений" решение о предоставлении служебных жилых помещений сотрудникам ФПС (приложение N 4 к настоящему Порядку) принимается соответствующей комиссией в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет сотрудника ФПС с учетом социальных гарантий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Решение о предоставлении служебных жилых помещений и план распределения служебных жилых помещений подписываются председателем и членами соответствующей комиссии и утверждаются соответственно Министром, руководителями территориальных органов и учреждений МЧС России (п. 11).Пунктом 12 указанного Порядка установлено, что выписка из решения о предоставлении служебных жилых помещений является основанием для оформления сотрудником ФПС договора найма служебного жилого помещения в установленном порядке.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной сласти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Согласно пункту 3 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217 (далее-Правила от 16.03.2013 № 217), специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Жилищный кодекс Российской Федерации, признавая объектами жилищных прав жилые помещения, то есть изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, пригодным для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), относит к ним также квартиру и комнату (части 1 и 2 статьи 15, пункты 2 и 3 части 1 статьи 16).

При этом квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, комнатой - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (части 3 и 4 статьи 16 названного кодекса).

Аналогичные нормы содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (абзацы третий и четвертый пункта 5).

Кроме того, в разделе 3 указанного Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. В частности, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция газоснабжение). При этом инженерные системы должны быть размещены в жилых помещениях и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности и инструкциями заводов-изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами.

По делу установлено и ответчиком не оспаривалось, что причиной отказа от предлагаемых служебных жилых помещений ФИО4 явилось неудовлетворительное санитарно-техническое состояние квартир.

В частности: служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, согласно сведений из кадастрового паспорта имеет площадь 30, кв.м. От указанного жилого помещения истец отказался по причине отсутствия кранов, горячей воды, бытовых условий для приготовления пищи.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет площадь 32 кв.м. В связи с отсутствием плиты, ремонта истец также подал рапорт об отказе от указанного жилья.

Таким образом, с учетом приведенных положений закона о предъявляемых требованиях к служебному жилому помещению, которое должно соответствовать санитарно-техническим нормам и обеспечивать необходимые жилищно-бытовые условия при исполнении служебных обязанностей по месту службы сотрудника, доводы истца о несоответствии предложенных жилых помещений санитарно-техническим требованиям, жилищно-бытовым условиям не противоречат закону.

Доводы жалобы о том, что недостатки жилых помещений не относятся к инженерным системам, подлежат отклонению, поскольку перечисленные недостатки относятся к таким системам, свидетельствуют о невозможности без проведения дополнительных затрат на их монтаж, проведение ремонтных работ использовать жилые помещения по назначению.

Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека.

ФИО4 состоял на учете нуждающихся в служебном жилье составом семьи 1 человек, следовательно, общая площадь предоставляемого истцу жилого помещения должна соответствовать указанной норме.

Ответчик не оспаривал тот факт, что площади предлагаемых истцу жилых помещений не соответствовала указанной норме (меньше 33 кв.м.).

Согласно п. 10 Правил от 16.03.2013 № 217, в случае невозможности предоставить сотруднику служебного жилого помещения по установленным нормам при его согласии допускается предоставление меньшего по площади служебного жилого помещения.

Доводы ответчика о согласии истца с предоставлением служебных жилых помещений меньшей площади являются бездоказательными, в связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о несоответствии предоставляемых служебных жилых помещений истцу установленным нормам.

Довод ответчика об исключении ФИО4 из списка сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в связи с тем, что сотрудник перестал нуждаться в служебном помещении ввиду неоднократного отказа от предоставления жилых помещений являлся предметом оценки суда первой инстанции, который обоснованно указал, что согласно действующему нормативному регулированию порядка предоставления сотрудникам МЧС служебных жилых помещений, данное основание при установленных по настоящему делу обстоятельствах, не является поводом для исключения сотрудника из списка нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главное Управление МЧС России по Алтайскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>