ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-880/18 от 06.02.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Исайкина А.В. Дело № 33 – 880/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 февраля 2018 года город Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова О.В.,

судей Ситьковой О.Н., Тепловой Т.В.

при секретаре Павловой Н.В.

рассмотрев в апелляционном порядке в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца по доверенности ФИО8 на решение Нефтекумского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности включить в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год,

заслушав доклад судьи Ситьковой О.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес>, Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о признании незаконным действий главы АМО Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об исключении его с составом семьи из 5 человек из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы; возложении обязанности на главу АМО Тукуй-<адрес> включить его составом семьи из 5 человек в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий; возложении на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> обязанности включить в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 года, исходя из даты признания его в составе семьи из пяти человек нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указано, что истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Постановлением администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий составом семьи из пяти человек. В 2016 году администрацией Тукуй-Мектебского сельсовета ФИО5 был включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год по <адрес>, однако в сводный список граждан – участников подпрограммы Министерством труда и социальной защиты населения СК на 2017 год включен не был, поскольку не имел действующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии. В сентябре 2016 года истцом было получено удостоверение нового образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, после чего он был включен в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, но с даты получения им удостоверения, тогда как должен быть включен в сводный список исходя из даты признания его в составе семьи из пяти человек нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований о признании незаконными действий главы АМО Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес> об исключении его составом семьи из 5 человек из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; возложении обязанности включить его составом семьи из 5 человек в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; а также требований, заявленных к Министерству труда и социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности включить ФИО1 в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2017 год, прекращено в связи с отказом представителей истца ФИО8 и ФИО6 от иска в данной части.

Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 12 октября 2017 года в удовлетворении остальной части иска ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возложении обязанности включить в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, исходя из даты признания его в составе семьи из 5 человек нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании постановления АМО Тукуй-Мектебского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца просил решение суда отменить по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что постановление АМО Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес> о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий никем не оспорено, а несвоевременное получение истцом удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ФИО3 не лишает его права на получение льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.

В возражениях на жалобу представитель министерства труда и социальной защиты населения СК ФИО4 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель истца ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика по доверенности ФИО4, ссылаясь на доводы возражений, просила решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений к ней, проверив по ним законность и обоснованность решения суда с оценкой имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из смысла положений частей 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, гражданин может состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по нескольким основаниям - как малоимущий гражданин и как относящийся к категории, определенной федеральным законом, равно как и указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2016) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050 утверждена «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", предусматривающая государственную поддержку в виде предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В целях обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а по истечении указанного периода на 2015 - 2020 годы.

Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее по тексту - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1987 годах, вправе состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях как относящийся к категории, определенной федеральным законом.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № 9 от 24 февраля 2012 года истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 5 человек.

Постановлением администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № 146 от 20 августа 2012 года ФИО2 составом семьи из пяти человек включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края № 148 от 22 августа 2012 года ФИО2 составом семьи из пяти человек исключен из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с тем, что удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии А , выданное ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, представленное истцом в качестве подтверждения статуса лица, имеющего основания для включения его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составленных в целях исполнения федеральной целевой программы утратило силу.

Указанное решение органа местного самоуправления от 22 августа 2012 года недействительным не признано. Требования о восстановлении в списках участников подпрограммы на 2011-2015 годы истец не заявлял.

Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 20.05.2016 установлен факт выполнения ФИО2 работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Постановлением администрации муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГФИО1 составом семьи из пяти человек на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы.

Согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2017 год не включен, поскольку он не имеет действующего удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

12 сентября 2016 года истцу выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году нового образца.

10 июля 2017 года истец повторно обратился с заявлением в орган местного самоуправления, на основании которого постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в число участников той же подпрограммы на 2018 год.

Из копии сводного списка граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год», утвержденного Министерством труда и социальной защиты населения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, видно, что ФИО1 состоит в сводном списке категории граждан – участников подпрограммы «Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица» под номером 27, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в иске, суд правильно указал, что поскольку удостоверение участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на момент принятия постановления о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий являлось недействительным, право на обеспечение жильем в соответствии со статьей 15 Закона наступило у истца с момента предъявления соответствующего удостоверения российского образца от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно подпункта «в» п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Подпунктом «г» пункта 19 Правил предусмотрен перечень документов, который граждане, указанные в подпункте «е» пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), в том числе документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 22 настоящих Правил (п.23).

Согласно п. 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (пункт 26 Правил).

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Приказа МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На территории Российской Федерации, как установлено п. 1 Порядка, удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 года.

Оспаривая дату включения в сводный список, истец ссылался на то, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с 24 февраля 2012 года исходя из его статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, который не был утрачен в связи с необходимостью замены удостоверения.

Вместе с тем, такая ссылка истца на постановление органа местного самоуправления от 24 февраля 2012 года не может служить основанием для отмены решения суда и удовлетворения иска.

Как верно установлено судом одним из условий реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», является признание истца участником такой подпрограммы с момента предъявления удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако, как следует из дела, истец 22.08.2012 был исключен из числа участников подпрограммы в связи с отсутствием у него такого документа, следовательно, по состоянию на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий его право на участие в подпрограмме не было подтверждено.

Факт участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС был установлен истцом в судебном порядке, на основании решения Нефтекумского районного суда от 20 мая 2016 года ФИО2 реализовал право на получение удо­стоверения российского образца, а с предъявлением данного удостоверения и признанием его участком подпрограммы приобрел право на обеспечение жильем в соответствии со статьей 15 Закона № 1244-1.

Кроме того, определением Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части признания незаконными действий главы АМО Тукуй-Мектебского сельсовета <адрес> об исключении семьи истца из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и возложении обязанности на орган местного самоуправления включить в число участников указанной подпрограммы, а также на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес> включить в список участников подпрограммы на 2017 год.

Таким образом, отказ в признании истца участником подпрограммы на 2011-2015 годы, не оспоренный истцом в установленном законом порядке, не влечет для ответчика таких обязанностей, как включение истца в сводный список участников подпрограммы на 2018 год исходя из даты вынесения постановления администрации МО Тукуй-Мектебского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ. Более того, обстоятельств, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное обеспечение жилым помещением, не установлено.

Истец признан участником подпрограммы на 2015-2020 годы и включен в соответствующий список на 2018 год на основании его личного заявления после предоставления удостоверения нового образца. Доказательств вины ответчиков в выдаче истцу удостоверения только в 2016 году в материалах дела не содержится.

Таким образом, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения иска только лишь исходя из статуса истца как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доводы апелляционной жалобы на решение суда основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 12 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: