ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-881 от 05.03.2019 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Жогин О.В. Дело № 33-881

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

5 марта 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Уткиной И.В.

и судей Мананниковой В.Н., Бурдюговского О.В.

при секретаре Рязанцевой Е.А.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе представителя АО «Саратовские авиалинии» по доверенности Балдиной Н.Д. на заочное решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 30 июля 2018 года, которым с учетом дополнительного решения того же суда от 18 декабря 2018 года постановлено:

Исковые требования Игнатьевой Е.Ф. к АО «Саратовские авиалинии» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи авиабилетов №, на рейс по маршруту Пенза-Симферополь, дата вылета 06.08.2018 и на рейс по маршруту Симферополь-Пенза, дата вылета 20.08.2018, заключенный 04.02.2018 между Игнатьевой Е.Ф. и АО «Саратовские авиалинии».

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу Игнатьевой Е.Ф. стоимость авиабилетов в размере 48.280 руб.

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в пользу Игнатьевой Екатерины Фатиховны компенсацию морального вреда в размере 1.000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 24.640 руб.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение в части взыскания с АО «Саратовские авиалинии» в пользу Игнатьевой Е.Ф. стоимости авиабилетов в размере 48.280 руб. считать исполненным.

Взыскать с АО «Саратовские авиалинии» в доход местного бюджета муниципального образования г.Пенза госпошлину в размере 300 (триста) руб.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Игнатьевой Е.Ф., ее представителя по доверенности Бубновой А.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Игнатьева Е.Ф. обратилась в суд с иском к АО «Саратовские авиалинии» о защите прав потребителя, указав, что 04.02.2018 через интернет-сайт ответчика приобрела авиабилеты №, на рейс по маршруту Пенза-Симферополь, дата вылета 06.08.2018, и на рейс по маршруту Симферополь-Пенза, дата вылета 20.08.2018, за которые с банковской карты VISA АО «Тинькофф Банк» оплатила 48.280 руб. 22.05.2018 на интернет-сайте ответчика оформила отказ от перелета, впоследствии ей стало известно, что у перевозчика с 31.05.2018 аннулирован сертификат эксплуатанта, в связи с чем рейс отменен. 22.06.2018 направила в адрес ответчика претензию, полученную тем 03.07.2018. Просила взыскать с АО «Саратовские авиалинии» стоимость оплаченных авиабилетов в размере 50.280 руб., компенсацию морального вреда в размере 20.000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 25.160 руб.

Представитель АО «Саратовские авиалинии» по доверенности Яковлев А.Н. в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований, сославшись на их необоснованность вследствие добровольного возмещения денежных средств за несостоявшуюся перевозку в размере стоимости авиабилетов 48.280 руб. 17.07.2018.

В ходе рассмотрения дела с учетом добровольной выплаты денежных средств за авиабилеты ответчиком 17.07.2018 Игнатьева Е.Ф. отказалась от требований о взыскании стоимости авиабилетов, производство по делу в данной части прекращено определением суда от 30.07.2018. Уточнив требования в окончательном варианте, Игнатьева Е.Ф. просила взыскать с АО «Саратовские авиалинии» компенсацию морального вреда в размере 20.000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 24.140 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 20.11.2018 определение Октябрьского районного суда г.Пензы от 30.07.2018 отменено, дело в части, в которой производство по нему было прекращено, направлено для рассмотрения по существу в тот же районный суд первой инстанции.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное заочное решение, а также дополнительное решение.

В апелляционной жалобе представитель АО «Саратовские авиалинии» по доверенности Балдина Н.Д. заочное решение суда в части взыскания штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя просила отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. По содержанию п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при добровольном исполнении ответчиком своего обязательства штраф взысканию не подлежит. АО «Саратовские авиалинии» до вынесения решения добровольно выплатило истцу стоимость приобретенных авиабилетов. Суд пришел к необоснованному выводу, что истец расторгла договор перевозки путем заявки на возврат билетов 22.05.2018 через интернет-сайт ответчика, а денежные средства были возвращены с пропуском 30-дневного срока лишь 17.07.2018, то есть права Игнатьевой Е.Ф. как потребителя были нарушены. Между тем, в силу Правил воздушной перевозки АО «Саратовские авиалинии» претензия должна быть изложена и оформлена в письменной форме, содержать необходимые для ее рассмотрения сведения. Следовательно, оформление заявки на возврат билетов через интернет-сайт не может считаться надлежащим образом предъявленной претензией. Надлежащая претензия была направлена истцом 22.06.2018, после чего в установленные сроки АО «Саратовские авиалинии» перечислило денежные средства за авиабилеты. Таким образом, оснований для взыскания штрафа не имелось. Просила принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Представитель АО «Саратовские авиалинии» в суд апелляционной инстанции не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене заочного решения суда с учетом дополнительного решения того же суда.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно положениям ст.108 Воздушного кодекса РФ пассажир вправе отказаться от полета и возвратить авиабилет перевозчику в порядке, предусмотренном законодательством и правилами, установленными перевозчиком.

В силу ч.2 ст.425 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

На основании ст.127.1 Воздушного кодекса РФ в течение тридцати дней со дня поступления претензии перевозчик обязан ее рассмотреть и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении заявленных требований или их отклонении.

Судом установлено, что 04.02.2018 Игнатьева Е.Ф. через интернет-сайт АО «Саратовские авиалинии» (www.saratovairlines.ru) приобрела авиабилеты на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей №, на рейс по маршруту Пенза-Симферополь, дата вылета 06.08.2018, и на рейс по маршруту Симферополь-Пенза, дата вылета 20.08.2018, оплатив банковской картой АО «Тинькофф Банк» 48.280 руб.

22.05.2018 на интернет-сайте ответчика Игнатьева Е.Ф. оформила отказ от перелета.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) от 30.05.2018 -П у АО «Саратовские авиалинии» аннулирован сертификат эксплуатанта с 31.05.2018, в связи с чем указанные рейсы отменены.

22.06.2018 в адрес ответчика истцом направлена претензия с требованиями о возврате стоимости перелета, которая получена 03.07.2018.

17.07.2018 АО «Саратовские авиалинии» перечислило Игнатьевой Е.Ф. денежные средства за авиабилеты в размере 48.280 руб.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

При этом суд признал установленным и правомерно исходил из того, что права истца как потребителя были нарушены, поскольку Игнатьева Е.Ф., оформив заявку на возврат билетов 22.05.2018 через интернет-сайт АО «Саратовские авиалинии», расторгла договор перевозки, однако уплаченная за авиабилеты денежная сумма в полном объеме была перечислена ответчиком уже после обращения истца с настоящим иском в суд только 17.07.2018, то есть с пропуском установленного законом тридцатидневного срока со дня получения заявки истца.

Доводы жалобы, что подготовленная в соответствии с Правилами воздушной перевозки АО «Саратовские авиалинии» претензия была направлена истцом 22.06.2018, после чего в установленные сроки АО «Саратовские авиалинии» перечислило денежные средства за авиабилеты, а оформление заявки на возврат билетов через интернет-сайт не может считаться надлежащим образом предъявленной претензией, не могут быть положены в основу вывода об отмене решения и принятии нового решения об отказе в иске.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что денежные средства были перечислены ответчиком истцу несвоевременно, а оформление заявки на возврат билетов в электронном виде на сайте ответчика, произведенное Игнатьевой Е.Ф. 22.05.2018, является надлежащим обращением, результатом которого должен был быть своевременный возврат стоимости билетов.

При таких обстоятельствах районный суд правильно на основании ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» взыскал с ответчика в пользу истца денежную сумму в счет компенсации морального вреда, причиненного потребителю, размер которой определен с учетом требований разумности и справедливости, всех заслуживающих внимания обстоятельств, степени вины ответчика, характера и степени физических и нравственных страданий истца.

С учетом вынесенного дополнительного решения обоснованным следует признать и вывод суда первой инстанции о взыскании по правилам п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, оснований к снижению которого не усматривается, доказательств его чрезмерности не представлено.

Доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для взыскания штрафа признаны несостоятельными.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.

Дополнительное решение вынесено в соответствии с требованиями ст.201 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

заочное решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 30.07.2018 с учетом дополнительного решения того же суда от 18.12.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АО «Саратовские авиалинии» по доверенности Балдиной Н.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи