ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8820/2013 от 25.04.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Надрага В.Л. Дело №33-8820/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25»апреля 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.

судей Роговой С.В., Башинского Д.А.

по докладу судьи краевого суда Роговой С.В.

при секретаре Корольковой О.А.

с участием прокурора Дьяченко А.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе директора ООО «Авалон», на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 февраля 2013 года.

Заслушав доклад судьи Роговой С.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор г. Сочи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Авалон» о признании бездействия незаконным и обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование своих доводов указал, что ООО «Авалон» на основании муниципальных контрактов от 28.12.2009 № 17 и от 25.12.2010 № 35, заключенных с управлением капитального строительства администрации города Сочи, выполнялись строительно-монтажные работы по мероприятию «Объекты социальной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция). Строительство дошкольного учреждения на 340 мест по ул. Таврической Адлерского района г. Сочи» (далее - объект), финансируемому за счет бюджетных средств в общей сумме < данные изъяты > тыс. рублей в рамках краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 № 723.

В ходе проведенной Прокуратурой края в ноябре 2012 года проверки установлено, что в нарушение постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающих предметов, работ в капитальном строительстве» акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14 не составлялся, обследование специалистами органов Ростехнадзора объектов газоснабжения и электроснабжения для выдачи заключения о соответствии построенного объекта техническим регламентам не проводилось.

Предусмотренные проектом работы по монтажу и пуско-наладке газопроводов и газоиспользующего оборудования газовой котельной блочного типа, а также электроустановок внутренних распределительных сетей, электроосвещения здания и наружного освещения подрядчиком не завершены.

Кроме того, вопреки требованиям законодательства, регламентирующего качество и безопасность строительства, при выполнении монтажных и пусконаладочных работ газо- и электрооборудования выявлены существенные нарушения.

Вместе с тем, как показала проверка, отмеченные выше нарушения на момент обращения в суд не устранены, условия муниципальных контрактов не выполнены. В то же время детский сад с 22.10.2012 начал свою работу, учреждение посещают 86 детей.

Эксплуатация социально-значимого объекта - детского дошкольного учреждения при указанных нарушениях не является безопасной. Непринятие безотлагательных мер по устранению указанных нарушений может причинить вред посещающим данное дошкольное учреждение лицам, обслуживающему персоналу, иным гражданам. При этом определить круг указанных лиц не представляется возможным.

Вышеприведенные обстоятельства позволили прокурору обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика ООО «Авалон» ФИО1 в судебном заседании согласился с иском в части устранения замечаний, отраженных в акте проверки, пояснив, что как только были получены замечания ООО «Авалон» приступило к их устранению по электрической части, что подтверждается: актом выполненных работ по завершению монтажа блочно-модульной котельной от 29.01.2013г.

Представитель третьего лица Администрации г.Сочи не возражал против удовлетворения заявленных требований прокурора.

Представитель третьего лица Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №50 города Сочи» ФИО2 не возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора, пояснив, что есть проблемы по котельной, отсутствует отопление, помещение обогревается Сплит-системой.

Обжалуемым решением от 26 февраля 2013 года требования прокурора были удовлетворены, суд признал незаконным бездействие ООО «Авалон», выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства и законодательства, регламентирующего вопросы качества, безопасности и сроков строительства при производстве работ по мероприятию «Объекты социальной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция). Строительство дошкольного учреждения на 140 мест по ул. Таврической Адлерского района г. Сочи», обязал ООО «Авалон» устранить нарушения, указанные в справке по итогам проверки энергоустановки от 12.11.2012; принять комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения требований градостроительного законодательства и законодательства, регламентирующего вопросы качества, безопасности и сроков строительства при производстве работ по мероприятию «Объекты социальной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция). Строительство дошкольного учреждения на 140 мест по ул. Таврической Адлерского района г. Сочи». Не согласившись с выводами данного судебного акта директор ООО «Авалон» обратился с апелляционной жалобой, в которой указывает, что решение районного суда вынесено с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с законом и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и приходит к выводу о следующем.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что ООО «Авалон» на основании муниципальных контрактов от 28.12.2009 № 17 и от 25.12.2010 № 35, заключенных с управлением капитального строительства администрации города Сочи, выполнялись строительно-монтажные работы по мероприятию «Объекты социальной инфраструктуры (проектные и изыскательские работы, строительство, реконструкция). Строительство дошкольного учреждения на 340 мест по ул. Таврической Адлерского района г. Сочи» (далее - объект), финансируемому за счет бюджетных средств в общей сумме < данные изъяты > тыс. рублей в рамках краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2009 № 723.

По условиям п. 4.4.4. контракта от 28.12.2009 № 17 и п. 4.4.2 контракта от 25.12.2010 № 35 подрядчик обязан обеспечить производство работ в полном соответствии с проектно-сметной документацией, графиком выполнения работ и установленными строительными нормами и правилами; качество выполнения всех работ в соответствии с проектно-сметной документацией и действующими нормами и техническими условиями; своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта.

В соответствии с требованиями ст.ст. 3, 12 Федерального закона от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (далее - Федеральный закон № 238-ФЗ) наблюдательным советом «ГК «Олимпстрой» утверждается план-график, предусматривающий сроки строительства олимпийских объектов и связанных с таким строительством иных мероприятий.

Вместе с тем, прокуратурой края установлено, что ООО «Авалон» неоднократно нарушались сроки выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, что явилось основной причиной несвоевременного ввода объекта в эксплуатацию.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность зданий и сооружений, а также связанных с ним процессов, в том числе строительства и эксплуатации, обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона, требований стандартов и сводов правил или требований специальных технических условий.

Статьей 11 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для его использования, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации не возникло угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям данною здания или сооружения.

Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации на лицо, осуществляющее строительство возложена обязанность осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика, проектной документацией, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Исходя из положений части 3 данной статьи лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно ведомостям объемов работ (являющихся неотъемлемой частью муниципальных контрактов от 28.12.2009 № 17 и от 25.12.2010 № 35; разделу стадии «Р» рабочей документации № 23/ДС-ТВ-1-ЭС, разработанной в соответствии с проектом; техническим условиям №75 разработанным ООО «Атомтрудресурсы-Дон», на объекте должны выполняться работы (в том числе пуско-наладочные) по внутренним и наружным сетям электроснабжения, включающие в себя установку электрооборудования в здании детского сада и освещения его территории.

Кроме того, проектом предусмотрены работы по строительству и пуско- наладке котельной в соответствии с техническими условиями ТУ 4938-001- 73284198-06. выданными заказчиком.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из условий получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является акт приемки объекта капитального строительства.

Акт приемки законченного строительством объекта 09.06.2012 подписан ООО «Авалон» и муниципальным казенным учреждением города Сочи «Управление капитального строительства», в соответствии с постановлением главы города Сочи от 20.10.2011 № 2126 наделенным полномочиями в сфере капитального строительства объектов КЦП. Подписанием данного документа подтверждено наличие на объекте предусмотренного проектом оборудования, проведение его индивидуального испытания и комплексного опробования.

На основании указанного акта департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи 09.06.2012 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 23309-727.

Однако, в ходе проведенной прокуратурой края в ноябре 2012года проверки установлено, что в нарушение постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.1997 №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающих предметов, работ в капитальном строительстве» акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме КС-14 не составлялся, обследование специалистами органов Ростехнадзора объектов газоснабжения и электроснабжения для выдачи заключения о соответствии построенного объекта техническим регламентам не проводилось.

Предусмотренные проектом работы по монтажу и пуско-наладке газопроводов и газоиспользующего оборудования газовой котельной блочного типа, а также электроустановок внутренних распределительных сетей, электроосвещения здания и наружного освещения подрядчиком не завершены.

Кроме того, вопреки требованиям законодательства, регламентирующего качество и безопасность строительства, при выполнении монтажных и пусконаладочных работ газо- и электрооборудования выявлены существенные нарушения.

Построенная блочная котельная не соответствует техническим регламентам, что обусловлено несоблюдением Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных приказом Ростехнадзора от 27.05.2003 № 40. Так, смонтированная система общеобменной вентиляции не обеспечивает требуемый воздухообмен ввиду отсутствия дефлектора; не выполнена система диспетчеризации котельной, предусмотренная проектной документацией; не проведена проверка системы молниезащиты дымовой трубы; подключение котлов к дымовым трубам выполнено с отступлением от проектной документации; отсутствуют акт проверки промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем, паспорта на газоиспользующее оборудование и акт проверки срабатывания сигнализаторов загазованности и автоматики безопасности.

Также не имеется проектной документации на установку дымовой трубы и паспорта дымовой трубы, чем нарушены п. 4 общего положения и п. 6 раздела I Правил безопасности при эксплуатации дымовых и промышленных вентиляционных труб, утвержденных приказом Ростехнадзора от 03.12.2001 № 56.

В нарушение п. 9.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 18.03.2003 № 9, на входе в котельную отсутствует обозначение помещения по взрывопожароопасности.

Смонтированные электроустановки внутренних распределительных сетей, электроосвещения здания и наружного освещения не отвечают требованиям, предъявляемым Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

В частности, монтаж оборудования выполнен не в полном объеме, отсутствуют паспорт заземляющего устройства, акт приемки смонтированной электроустановки в установленном порядке, акты освидетельствования скрытых работ на наружные осветительные сети.

Перед приемосдаточными и пусконаладочными испытаниями и комплексным опробованием оборудования не проведена проверка выполнения правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, безопасности труда, инструкций по монтажу оборудования.

Названные нарушения подтверждаются справкой специалистов СКУ Ростехнадзора по итогам проверки энергоустановки от 12.11.2012, информациями МКУ города Сочи «Управление капитального строительства» и Адлерского территориального отдела управления по образованию и науке администрации города Сочи.

По данным СКУ Ростехнадзора в связи с выявлением в августе и сентябре 2012 года вышеперечисленных нарушений, препятствующих нормальной эксплуатации объекта. ООО «Авалон» и МКУ г.Сочи «Управление капитального строительства» органом контроля уведомлялись о необходимости принятия мер к устранению данных нарушений.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные нарушения на момент обращения в суд с иском не устранены, условия муниципальных контрактов не выполнены. В то же время детский сад с 22.10.2012 начал свою работу, учреждение посещают 86 детей. Эксплуатация социально-значимого объекта - детского дошкольного учреждения при указанных нарушениях не является безопасной. Непринятие безотлагательных мер по устранению указанных нарушений может причинить вред посещающим данное дошкольное учреждение лицам, обслуживающему персоналу, иным гражданам

Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.

На основании изложенного, судебная коллегия считает решение Адлерского районного суда города Сочи от 26 февраля 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 26 февраля 2013 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора ООО «Авалон» – без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи –