ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8827/2022 от 11.10.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Логвинова О.В. Дело № 33-8827/2022 (2-183/2022)

Докладчик: Ельмеева О.А. УИД42RS0001-01-2021-003761-15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 октября 2022 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Емельянова А.Ф.,

судей: Ельмеевой О.А., Слепцовой Е.В.,

при секретаре Бурдуковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ельмеевой О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации

на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 января 2022 года

по иску ФИО2 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась с иском к ответчику о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты.

Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 13.09.2021.

Согласно заключению Сибирского филиала ООО «НЦ ГМД» 29.09.2021 дом по <адрес> расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и подлежит сносу по условию подработки.

Истец фактически проживает в указанной квартире с 1987 года.

Администрация Анжеро-Судженского городского округа отказывается внести истца в список расселения граждан из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности.

Просила обязать ответчика включить ее в список граждан, подлежащих переселению из жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего ветхим в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Шахта Анжерская» непригодным по критериям безопасности, и предоставить социальную выплату из расчета 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина для приобретения жилья, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 января 2022 года постановлено:

«Исковые требования ФИО2 к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, полностью удовлетворить.

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:

- включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, зарегистрированную по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;

- предоставить ФИО2 социальную выплату из расчета 33 кв. метров как на одиноко проживающего гражданина, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.»

В апелляционной жалобе Минэнерго России, в лице представителя З.К.В.. на основании доверенности от 14.12.2020, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что жилой дом в <адрес> построен в 1957 году, последний год подработки территории горными работами ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» 1950 год. Процесс сдвижения земной поверхности закончился в 1951 году, за 6 лет до постройки указанного дома, в связи с чем правовые основания для переселения граждан, проживающих в спорном доме, в рамках реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения городов и поселков отсутствуют.

Кроме того, указывает, что ФГБУ "ГУРШ" не привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, права которого затрагиваются принятым решением.

Проверив материалы дела, судебная коллегия установила, что суд принял решение, которое затрагивает права Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ", не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, осуществляющего подготовку предложений по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, что в силу п. 4 ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В связи с этим судебная коллегия вынесла 15 сентября 2022 года определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, и о привлечении к участию в деле Федерального государственного бюджетного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Истец ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивала на удовлетворении исковых требований.

Ответчик – администрация Анжеро-Судженского городского округа, третье лицо: Минэнерго России, Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ", извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, представителей в судебное заседание не направили. Администрация Анжеро-Судженского городского округа, Минэнерго России просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Судебная коллегия, руководствуясь ч.1 ст.327, ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Разрешая исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 г. № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно пункту 5 указанных Правил, иные межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации таких мероприятий, как снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в городах Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область).

Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно пункту 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, Государственным учреждением "ГУРШ" при Минэнерго России от 1 ноября 2001 г. N 308, переселению подлежат жители ветхих домов независимо от форм собственности, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков, и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Основанием признания дома непригодным для проживания является заключение ВНИМИ научно-исследовательский институт горной механики.

Перечнем мероприятий (услуг, работ), направленных на достижение целей и реализацию задач государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321, проведение (оказание, выполнение) которых осуществляется федеральными бюджетными или автономными учреждениями, в отношении которых Минэнерго России осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 08.07.2021 № 559, предусмотрено, что для достижения целей подпрограммы "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" государственной программы "Развитие энергетики" Федеральным государственным бюджетным учреждением по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов "ГУРШ" проводится подготовка предложений по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков:

снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности;

содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

При этом, отсутствие совокупности данных обстоятельств является безусловным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты.

Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от 13.09.2021 истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Квартира подарена истцу сыном ФИО3 (л.д.6-7)

Согласно выписке из ЕГРН от 21.09.2021 за истцом зарегистрировано право собственности на указанную квартиру (л.д.8-10).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 22.11.2021, ФИО2 по состоянию на 18.11.2021 принадлежали (принадлежат) следующие объекты недвижимости: <адрес>.

Согласно свидетельству о заключении брака, ФИО2 состояла в зарегистрированном браке с П.А.Г. с 21.12.1984 (л.д. 38).

Согласно свидетельству о смерти, супруг истца – П.А.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Согласно справке МП ЕРКЦ от 10.01.2022, истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 27.07.1987 по 10.09.2014 и с 07.09.2021 по настоящее время (л.д.36).

Общедоступными сведениями в отношении юридического лица ОАО «Шахтоуправление Анжерское» являются сведения о том, что создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» 14.08.2014 года признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Заключением ООО «<данные изъяты>» от 29.09.2021 по теме «Оценка степени влияния горных работ ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» на техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса» установлено, что дом по <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское», подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения подземных горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское» (л.д.12-25).

Заключение выполнено ООО <данные изъяты>», которое имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также имеет свидетельство о допуске к выполнению инженерных изысканий и лицензию на производство маркшейдерских работ.

В результате обследования установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> построен в 1957 году. Земельный участок на котором он расположен подрабатывался подземными горными работами по 1950 год. Также из заключения следует, что многолетними наблюдениями за состоянием зданий и сооружений на горных отводах действующих и ликвидированных шахт Кузбасса установлено, что дома при возведении на ранее подработанных территориях (период строительства от 3-х и более лет после окончания процесса сдвижения поверхности) получают повреждения. Дома, возведенные на неподработанной территории, при одинаковых геологических условиях грунтов и конструктивных решениях за один и тот же промежуток времени, характеризуются отсутствием повреждений. Для оценки степени влияния горных работ ОАО «Шахтоуправление «Анжерское» на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> произведены расчеты деформаций земной поверхности и допустимых деформаций для дома. При этом величина допустимых деформаций для дома определялась с учетом влияния на нее ряда негативных факторов.

По результатам обследования установлено, что причиной ветхого состояния жилого дома по адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов. Однако основным фактором являются подземные горные работы ОАО «Шахтоуправление «Анжерское».

Вопреки доводам апелляционной жалобы, дом по <адрес> находится на территории горного отвода ОАО «Шахтоуправление Анжерское», подлежит сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Анжерская».

Из пояснений истца в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции следует, что в спорном жилом помещении она проживает с 1987 года. В 2012 года квартира приватизирована сыном. Все время проживали в квартире совместно с сыном. В период с сентября 2014 года по сентябрь 2021 года проживала у матери по адресу: <адрес>. Собственником указанной квартиры являлась мать.

По адресу: <адрес>, находится квартира детей. Была зарегистрирована по указанному адресу в связи с тем, что является <данные изъяты> и имеет льготы по оплате 50% ЖКУ. Фактически всегда проживала по <адрес>, с мамой не проживала. Собственником указанной квартиры являлась сноха (л.д. 146-147).

В соответствии с представленной по запросу суда апелляционной инстанции выписки из ЕГРН от 07.10.2022 о переходе прав на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, правообладателем указанного объекта недвижимости являлась Л.Л.И., право собственности зарегистрировано 29.07.2013, далее право собственности на указанный объект недвижимости в порядке наследования перешло истцу ФИО2, за которой 19.08.2014 на основании свидетельства о праве на наследство зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение. На основании договора купли-продажи квартиры право собственности на указанный объект недвижимости перешло к Г.Е.В., которой произведена государственная регистрация права собственности на указанную квартиру 13.09.2017.

В соответствии с представленной по запросу суда апелляционной инстанции выписки из ЕГРН от 07.10.2022 о переходе прав на объект недвижимости – <адрес>, правообладателем являлся Анжеро-Судженский городской округ, дата государственной регистрации 05.12.2016, право собственности прекращено 02.10.2017 на основании договора мены (соглашение об изъятии недвижимости), далее правообладателями указанного объекта недвижимости являлись Ч.Н.К., общая долевая собственность 3/5, В.К.В., общая долевая собственность 2/5, дата государственной регистрации 02.10.2017, право собственности которых прекращено на основании договора купли-продажи от 11.10.2017, после чего правообладателями указанного объекта недвижимости являются П.Е.А., общая долевая собственность 1/3, П.Т.С., общая долевая собственность 1/3, П.А.Е., общая долевая собственность 1/6, П.Е.Е., общая долевая собственность 1/6, право собственности которых зарегистрировано 11.10.2017.

Таким образом судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 19.08.2014 по 13.09.2017 истец ФИО2 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство, была зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу. Указанное жилое помещение ФИО2 отчуждено на основании договора купли-продажи от 13.09.2017, после чего ФИО2 была снята с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в жилом помещении, принадлежащем на праве долевой собственности семье сына истца.

Поскольку установлено, что ФИО2 была обеспечена благоустроенным жилым помещением, имела в собственности жилое помещение, пригодное для проживания, которое продала, тем самым добровольно ухудшив свои жилищные условия, следовательно она не вправе претендовать на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, так как обязательным условием для реализации гражданином права на получение социальной выплаты является, в том числе, нуждаемость, которая в данном случае отсутствует.

Судебная коллегия, оценивая представленные сторонами по делу доказательства, в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку совокупность условий, при которых предоставляется социальная выплата для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным по критериям безопасности, в данном случае отсутствует.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 27 января 2022 года отменить.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты, отказать.

Председательствующий: А.Ф. Емельянов

Судьи: О.А. Ельмеева

Е.В. Слепцова

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.10.2022