ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8828/19 от 14.06.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Решетниченко И.Г.

Дело № 33- 8828/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

14.06.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Коренева А.С., судей Деменевой Л.С., КайгородовойЕ.В. при секретаре судебного заседания Верещагиной Э.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетних А., Е. и В., к администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании отдельной семьей

по апелляционной жалобе ответчика администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 06.12.2018

Заслушав доклад судьи Коренева А. С., объяснения представителя ответчиков администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г.Екатеринбурга – ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, объяснения истца ФИО1, её представителя Р., третьего лица – ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 предъявила к ответчикам настоящий иск и просила

признать ФИО1, А., Е. и В. отдельной семьей в целях включения в состав участников основного мероприятия «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.

возложить на Администрацию г. Екатеринбурга, администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанности включить в реестр молодых семей по Чкаловскому району города Екатеринбурга без учета времени исключения из подпрограммы.

В обоснование требований указала, что она как одинокая мать вместе со своими тремя несовершеннолетними детьми в 2016 г. решениями ответчиков была признана молодой семьей и участником подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, в реестре молодых семей по Чкаловскому району её семья состояла под № 269.

Однако распоряжением Главы Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга № 280 от 29.05.2018 её семья была исключена из реестра молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи тем, что администрация пришла к выводу, что её семья, состоящая из шести человек, проживает в квартире № <...>, общей площадью 43 кв.м., в доме <...>, а её (истицы) мать совместно с ней зарегистрированная, является собственником жилого дома, общей площадью 32кв.м., по адресу: <...>.

Вместе с тем, несмотря на то, что она проживает в квартире вместе с матерью, они проживают отдельными семьями, ведут отдельное хозяйство, соответственно, жилой дом, принадлежащий матери, не подлежит учёту при определении обеспеченности жилым помещением.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 06.12.2018 постановлено:

«Иск ФИО1, действующей в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетних А., Е. и В., к администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о признании отдельной семьей удовлетворить:

«признать ФИО1, А., Е. и В. отдельной семьей в целях включения в состав участников основного мероприятия «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050».

Дополнительным решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 04.02.2019 постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО1, действующей в своих интересах и в защиту интересов несовершеннолетних А., Е. и В., к администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности признать её семью из четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы и включить в реестр молодых семей по Чкаловскому району города Екатеринбурга без учета времени исключения из подпрограммы – отказать».

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части, в которой требования были удовлетворены, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку ФИО3, являющаяся матерью ФИО1 и бабушкой несовершеннолетних в 2016 г. на праве собственности приобрела жилой дом, который подлежит учёту при расчёте обеспеченности, в этом случае подлежат применению общие правила, установленные ст. 31, 51, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым необходимо учитывать все жилые помещения, принадлежащие членам семьи и вопреки выводу суда о том, что Б.Л.АБ. и её дети не проживают одной семьей с ФИО3 имеются достаточные доказательства, подтверждающие, что между ними сложились семейные отношения, свойственные для членов одной семьи, признаки которой разъясняет пдп. «б» п. 11 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Двухкомнатная квартира по адресу: <...>, общей площадью 43 кв.м принадлежит на праве равнодолевой собственности на основании договора приватизации Е. и В. (детям истца), а также ФИО4 (отцу истца), в указанной квартире зарегистрированы и проживает истец со своими детьми, а также родители ФИО1 – ФИО4, ФИО3, всего шесть человек.

Распоряжением администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о №209/46/68 от 23.05.2016 заявление ФИО1 удовлетворено, её молодая семья, состоящая из четырёх человек, проживающая по адресу: <...>, признана нуждающейся в улучшении жилищный условий в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050.

Распоряжением администрации Чкаловского района города Екатеринбурга №277/46/68 от 18.07.2016 состав участников конкретизирован: указана Б.Л.АБ. и её дети.

Распоряжением администрации Чкаловского района города Екатеринбурга №168/46/68 от 19.04.2018 включены в состав участников основного мероприятия «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, молодая семья Б.Л.АВ. в составе: ФИО1, Е., А. и В..

В адрес администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга поступила выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.02.2018, согласно которой ФИО3 (мать истца) является собственником жилого дома общей площадью 32 кв.м.

В связи с получением данных сведений распоряжением администрации Чкаловского района города Екатеринбурга №280/46/68 от 29.05.2018 семья ФИО1 исключена из реестра молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ФИО1 в составе шести человек превышает учётную норму, что явилось основанием для исключения молодой семьи из реестра молодых семей в связи с утратой оснований для признания молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий (абз. 4 п. 16 раздела 3 Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей, проживающих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» на 2016 – 2020 г., утвержденной постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 01.09.2015 № 2345).

Удовлетворяя заявление о признании ФИО1, А., Е., В. отдельной семьей в целях включения в состав участников отдельной семьей в целях включения в состав участников основного мероприятия «Обеспечением жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 суд указал, что имеется жилищный спор, связанный с установлением обстоятельств, являющихся необходимыми для разрешения спора о признании права семьи ФИО1 в составе четырех человек быть включенными в реестр молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришёл к выводу, что указанный факт доказан на основании объяснений истца, третьего лица, показаний свидетеля и установлено, что ФИО1 вместе со своими тремя несовершеннолетними детьми, проживая со своими родителями в одном жилом помещении, общего с ними хозяйства не ведет, поэтому они членами одной семьи не являются.

Соглашаясь с выводом суда о необходимости удовлетворения данных требований, судебная коллегия отмечает следующее.

Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, регулируются специальным нормативным актом – Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является необходимость признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (пдп. «б» п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат). Данное условие являлось необходимым как на момент признания участником подпрограммы молодой семьи ФИО1 на 18.07.2016, так и на момент принятия распоряжения от 29.05.2018 об исключении ФИО1 из реестра молодых семей.

Согласно абз. 2 п. 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Исходя из изложенного, в состав семьи ФИО1 для целей участия в указанной государственной программе входят только она и её несовершеннолетние дети - А., Е. и В. и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.

Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Таким образом, состав молодой семьи ФИО1 – четыре человека, у ответчика отсутствовали основания для исчисления уровня обеспеченности жилым помещением молодой семьи в составе семьи из шести человек, поскольку третьи лица – родители ФИО1 не входят в состав молодой семьи.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, наличие семейных отношений в смысле общих норм жилищного права не исключает специального определения состава молодой семьи для целей участия в соответствующей программе, разъяснения, на которые ссылается ответчик не применимы к настоящему делу.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы и отменить дополнительное решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2019 по следующим основаниям.

Так, суд апелляционной инстанции на основании абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в целях защиты семьи, материнства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище (абз. 3 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Поскольку по настоящему делу разрешается вопрос о реализации права на получение мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, судебная коллегия полагает, что имеются основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, так как дополнительным решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении требования о включении в реестр молодых семей по Чкаловскому району г.Екатеринбурга без учёта времени исключения из подпрограммы.

Отказывая в удовлетворении таких требований, суд первой инстанции указал, что только решение суда о признании истца отдельной семьей в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации будет являться основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Вместе с тем, поскольку ФИО1 была исключена из реестра молодых семей 29.05.2018 на основании распоряжения, противоречащему закону, в отсутствие оснований, соответственно, основанием для восстановления в очереди является не решение суда, а то обстоятельство, что у истца имелось такое право на 23.05.2018.

Таким образом, дополнительное решение подлежит отмене, поскольку это отвечает интересам законности (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), на ответчиков подлежит возложению обязанность восстановить ФИО1 в реестре молодых семей по Чкаловскому району г.Екатеринбурга без учёта времени исключения из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей».

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

дополнительное решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 04.02.2019 отменить,

принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1, действующей за себя и за несовершеннолетних детей А., Е., В. удовлетворить,

обязать Администрацию г. Екатеринбурга, администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга восстановить ФИО1, А., Е., В. в реестре молодых семей по Чкаловскому району г. Екатеринбурга без учёта времени исключения из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей».

Апелляционную жалобу ответчика – администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга оставить без удовлетворения, решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 06.12.2018 – без изменения.

Председательствующий

А.С. Коренев

Судья

Л.С. Деменева

Судья

ФИО5