Судья: Корнийчук Ю.П. 33-8847/2020
УИД 24RS0041-01-2019-006554-22
2.045
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 августа 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Плаксиной Е.Е.,
при ведении протокола помощником судьи - Ануфриевой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по исковому заявлению Моисеева Сергея Андреевича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья от 25 июня 2019 года № 5,
по апелляционной жалобе представителя истца Шведова Д.Г.
на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 4 июня 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Моисеева Сергея Андреевича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения комиссии, оформленное протоколом № 5 от 25.06.2019 г., о снятии Моисеева Сергея Андреевича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности восстановить право Моисеева Сергея Андреевича на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановки Моисеева Сергея Андреевича на учет с 24.03.2015 г. в составе семьи: Моисеев Сергей Андреевич, <дата> рождения (заявитель), М.О.С., <дата> рождения (супруга заявителя); М.Г.С., <дата> рождения (сын заявителя); и с 30.06.2016г. М.В.С., <дата> рождения (сын заявителя) – отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеев С.А. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья от 25 июня 2019 года № 5.
Свои требования истец мотивировал тем, что занимая должность старшего инженера группы специальной связи отдела по защите государственной тайны ГУФСИН России по Красноярскому краю, имея стаж службы более 10 лет, он с семьей в составе 3 человек 24.03.2015г. в установленном порядке был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ГУФСИН России по Красноярскому краю от 25.06.2019г. № 5 был снят с учета в связи с улучшением жилищных условий.
Считает, что несмотря на приобретение собственного жилья по муниципальной программе «Социальная поддержка населения г.Красноярска», основания для получения единовременной выплаты в соответствии с ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не отпали, поскольку площадь приобретенного жилого помещения не обеспечила всех членов семьи необходимой социальной нормой площади жилого помещения 15 кв.м. на человека.
Просил признать незаконным решение комиссии, оформленное протоколом № 5 от 25.06.2019г., о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанность восстановить его на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 24.03.2015 г. в составе семьи: Моисеев Сергей Андреевич, <дата> рождения (заявитель), М.О.С., <дата> рождения (супруга заявителя); М.Г.С., <дата> рождения (сын заявителя); и с 30.06.2016г. М.В.С., <дата> рождения (сын заявителя).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Шведов Д.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. В доводах жалобы указал на то, что несмотря на получение супругой социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета г. Красноярска как молодой семье, данная сумма с учетом заемных средств позволила семье истца приобрести жилое помещение площадью 40, 2 кв м, в связи с чем, на каждого из четверых членов его семьи приходится по 10, 05 кв м, что менее учетной нормы, таким образом, основания для получения ЕСВ сохранились. Кроме того указывает, что социальные выплаты на приобретение жилых помещений из средств федерального бюджета и из средств муниципального бюджета не имеют одинаковой правовой природы, в связи с чем в данном случае не применим п. 5 Правил предоставления социальной выплаты…, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.
В судебном заседании истец Моисеев С.А., и его представитель Гоферт А.В., действующая по доверенности от 21.09.2019 года апелляционную жалобу поддержали полностью по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика Скрипченко Э.А., действующий по доверенности от 23.04.2020 года апелляционную жалобу считает не обоснованной, полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и принято законное и обоснованное решение.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Моисеев С.А. проходит службу в ГУФСИН России по Красноярскому краю, занимая должность старшего инженера группы специальной связи отдела по защите государственной тайны (л.д. 61).
На основании заявления истца от 24.03.2015г., решением комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю от 22.05.2015г. Моисеев С.А. как сотрудник, имеющий выслугу более 10 лет, с составом семьи 3 человека (Моисеев С.А., супруга М.О.С., сын М.Г.С.) был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 24.03.2015г. (л.д. 30-31,35).
Решением комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю, оформленным протоколом № 5 от 25.06.2019г., Моисеев С.А. был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п.п. «б» п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369. (л.д. 11-12). Основанием к снятию истца с учета послужило получение М.О.С. и членами ее семьи в 2015 году социальной выплаты из бюджета г. Красноярска как участникам городской целевой подпрограммы 2 « Социальная поддержка семей, имеющих детей" муниципальной программы " Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска на 2014 и плановый период 2015-2016 годов» в сумме 610470 руб..
Отказывая истцу в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, и п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, предоставление выплаты на улучшение жилищных условий сотруднику ГУФСИН России независимо от формы содействия может быть оказано за счет средств бюджета только один раз. Поскольку семья истца получила социальную выплату на приобретение жилья за счет бюджетных средств г. Красноярска, с помощью которой улучшила свои жилищные условия, истец обоснованно был снят с учета сотрудников УИС, имеющих право на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), относятся к предмету регулирования Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона).Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Закона.
В силу ч. 6 ст. 4 Закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных нормативных положений Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, копии которых должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании п. 18 указанных Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты устанавливается в следующем размере: а) 33 кв. метра общей площади жилья - на 1 человека; б) 42 кв. метра общей площади жилья - на семью из 2 человек; в) 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
При определении указанного норматива количество человек в семье сотрудника определяется исходя из совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с п. 20 Правил в случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 настоящих Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, указанные в пунктах 3 и 4 части 3 статьи 4 Закона.
В соответствии с п.п. «б» п. 15 данных Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как установлено судом первой инстанции, распоряжениями руководителя администрации Октябрьского района г.Красноярска от 05.09.2011г. М.О.С. с составом семьи 2 человека (М.О.С., супруг Моисеев С.А.) приняты на учет в качестве молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении (л.д.200-201)
Распоряжением администрации г.Красноярска от 06.03.2014г. М.О.С. с составом семьи 2 человека (М.О.С., супруг Моисеев С.А.) включены в число участников подпрограммы 2 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» муниципальной программы «Развитие системы социальной защиты населения города Красноярска» на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов (л.д.184).
На основании заявления супруги истца М.О.С. от 18.02.0215г., распоряжениями руководителя администрации в Октябрьском районе г.Красноярска от 12.02.2015г. внесены изменения в распоряжение от 08.09.2011г. № 1532-р, согласно которых М.О.С. с составом семьи 3 человека (М.О.С., супруг Моисеев С.А., сын М.Г.С.), приняты на учет в качестве молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении (л.д. 170-171).
В соответствии с подпрограммой 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов истцу и членам его семьи М.О.С., М.Г.С., являющихся участниками данной программы, предоставлена выплата на приобретение (строительство) жилья в размере 610470 руб., что подтверждается свидетельством серии М № 293 от 31.03.2015г., со сроком действия до 31.12.2015г. (л.д. 29).
В рамках реализации предоставленной муниципальной программой выплаты, с использованием кредитных денежных средств по кредитному договору от 02.12.2015г., заключенному истцом с АО «Г», в размере 1489530 руб., на основании договора участия в долевом строительстве от 13.11.2015г., договора уступки прав требования от 26.11.2015г., акта приема-передачи квартиры от 16.05.2016г., Моисеевым С.А. и его супругой М.О.С. приобретена квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 40,2 кв. метра в общую совместную собственность (л.д. 68,129,133).
Как следует из выписки из домовой книги, по состоянию на 30.08.2019 года в квартире по адресу: <адрес> постоянно зарегистрированы с 25.04.2017г.: Моисеев С.А. и М.О.С. - собственники жилого помещения, М.В.С., М.Г.С. их малолетние дети (л.д. 15).
Распоряжением администрации г.Красноярска от 18.01.2016г. в связи с приобретением жилья по установленным нормам путем реализации свидетельства о выделении муниципальной социальной выплаты на приобретение жилья из числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов исключены истец Моисеев С.А., его супруга М.О.С., сын М.Г.С. (л.д. 122).
На момент снятия истца с учета ответчиком семья истца состояла из четырех человек : Моисеева С.А., его супруги М.О.С. и двоих малолетних сыновей.
В силу ст. 10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.
Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
На основании ст. 74.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Единовременная социальная выплата, установленная Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ, и социальная выплата, предусмотренная муниципальной программой «Социальная поддержка населения города Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, имеют различную правовую природу и финансируются из разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в связи с чем, судебная коллегия считает, что предоставление истцу как члену семьи супруги М.О.С. социальной выплаты на улучшение жилищных условий как молодой семье за счет средств бюджета муниципального образования г. Красноярск не является основанием для ограничения его права как сотрудника УИС, являющегося нуждающимся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Кроме того, из буквального толкования статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ и п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 следует, что при определении права на получение ЕСВ учитываются только выплаты полученные во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
При таких обстоятельствах, решение комиссии о снятии истца с учета сотрудников УИС для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительство жилья нельзя признать законным и обоснованным и решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 04 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья ГУФСИН России по Красноярскому краю, оформленное протоколом № 5 от 25 июня 2019 года о снятии Моисеева Сергея Андреевича с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю восстановить Моисеева Сергея Андреевича на учете сотрудников ГУФСИН России по Красноярскому краю для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 24 марта 2015 года.
Председательствующий:
Судьи: