ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-884/2014 от 05.03.2014 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

 Председательствующий по делу                 дело № 33-884/2014

 Судья Шарков К.О.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

 председательствующего    Кожиной Е.А.   

 и судей краевого суда        Ревенко Т.М., Ходюкова Д.С.       

 при секретаре            Савиной Л.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 5 марта 2014 года гражданское дело по заявлению прокурора Читинского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю о признании имущества выморочным и возложении обязанности совершения действий по оформлению права государства на наследство,

 по апелляционной жалобе представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю Мирсановой О.А.   

 на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 января 2014 года, которым постановлено:

     Иск удовлетворить.

     Признать имущество – денежные средства, находящиеся на счете № в Дополнительном офисе № <данные изъяты> банка ОАО <данные изъяты>, открытом на имя П, <Дата> года рождения, выморочным имуществом.

     Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство – денежные средства, находящиеся на счете № в Дополнительном офисе № <данные изъяты> банка ОАО <данные изъяты>, открытом на имя П, <Дата> года рождения.

     Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю выполнить указанные действия в месячный срок с момента вступления решения в законную силу.

 Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кожиной Е.А., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Читинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, указывая на то, что в ГАУСО <данные изъяты> ранее проживал П, который умер <Дата>. Согласно информации, представленной Управлением операционной поддержки Центра сопровождения клиентских операций <данные изъяты> ОАО <данные изъяты> на имя П в Дополнительном офисе № <данные изъяты> банка ОАО <данные изъяты> <Дата> открыт счет №, остаток денежных средств на котором составляет <данные изъяты> рублей. По сообщению нотариуса Читинского нотариального округа, наследство П никем из наследников не принято, наследственное дело не заводилось. Таким образом, денежный вклад П является выморочным имуществом, которое в порядке наследования по закону перешло в собственность Российской Федерации. Полагает, что свидетельство о праве на наследство выморочного имущества, обязана получить у нотариуса Межрайонная ИФНС №3 по Забайкальскому краю.

 Поскольку непринятие ответчиком мер по обращению к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство нарушает имущественные права Российской Федерации, прокурор просил признать имущество – денежные средства, находящиеся на счете № в Дополнительном офисе № <данные изъяты> банка ОАО <данные изъяты>, открытом на имя П, выморочным имуществом, обязать ответчика обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство (л.д. 3-6).

 Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 74-79).

 В апелляционной жалобе представитель ответчика Мирсанова О.А. просит решение суда в части возложения обязанности на Межрайонную ИФНС №3 по Забайкальскому краю обратиться к нотариусу за получением свидетельства о праве государства на наследство отменить. Ссылается на, что Положением о Федеральной налоговой службе, ст. 30 НК РФ не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество, поэтому налоговые органы не обладают правом на участие от имени Российской Федерации в наследственных правоотношениях. Обязанность принимать выморочное имущество, которое переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данную позицию поддерживает Федеральная нотариальная палата, а также подтверждает практика арбитражных судов. Обращает внимание на то, что при вынесении решения суд руководствовался ненормативным правовым актом – письмом Федеральной налоговой службы от 04.12.2008 №ШС-6-3/892 (л.д. 89-91).

 В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Читинского района Блохин И.Е., представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае Васильева Е.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 94, 101-103).

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя ответчика Межрайонной ИФНС №3 по Забайкальскому краю по доверенности Бузлаевой А.А., представителя третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю по доверенности Вайвод О.А., поддержавших жалобу, объяснения прокурора Казанцевой Л.И. и представителя третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае по доверенности Васильевой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

 Как следует из материалов дела, на имя П в Дополнительном офисе № <данные изъяты> банка ОАО <данные изъяты> открыт <Дата> счет №, с остатком денежных средств по состоянию на <Дата>., в размере <данные изъяты> рублей (л.д.10).

 П <Дата>г. умер. Принадлежащее ему имущество никем из наследников не принято, что следует из сообщения нотариуса Читинского нотариального округа Забайкальского края Макаренко Н.Г. от <Дата> № (л.12).

     В соответствии с п.1, п.2 ст.1151 ГК РФ данное имущество считается выморочным, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Пунктом п.1 ст.1152 ГК РФ установлено, что для приобретения выморочного имущества, принятие наследства не требуется.

 В то же время, в соответствии с п.1 ст.1162 ГК РФ свидетельство о праве на такое наследство выдается в общем порядке, то есть нотариусом или иным уполномоченным законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом, по месту открытия наследства, по заявлению наследника.

     Прокурор полагает, что с заявлением о получении свидетельства о праве на наследство П, к нотариусу обязан обратиться территориальный налоговый орган, бездействие данного органа явилось основанием для предъявления в суд настоящего заявления.

     Разрешая спор и удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что принятие выморочного имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, только после получения налоговыми органами свидетельства о праве на наследство такого имущества, и передачи правоустанавливающих документов в Росимущество.

 Вместе с тем, с данными выводами суда согласиться нельзя.

 В соответствии с положениями п.3 ст.1151 ГК РФ порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, определяется законом.

 До настоящего времени такой закон не принят.

 Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432).

 С этим связано разъяснение, включенное в пункте 40 того же Постановления, где указано, что споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.

 В свою очередь, согласно п.50 того же Постановления, свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время – в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

 При этом согласно пункту 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

 В то же время Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, не установлены права или обязанности налоговых органов по выявлению, учету и оформлению перехода права собственности на выморочное имущество.

 Таким образом, действующим законодательством, полномочия собственника федерального имущества, а также функции по принятию выморочного имущества, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в то время, как налоговые органы такими полномочиями не наделены.

 При этом вынесения судебного решения о признании имущества выморочным, согласно разъяснениям п.50 вышеуказанного Постановления, не требуется.

 Доводы прокурора о том, что согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29.06.1984г. и Инструкции Минфина СССР от 19.12.1984г. № 185, как указано в Письме ФНС от 04.12.2008г. № ШС-6-3/892, обязанность по получению свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество, возложена на Федеральную налоговую службу подлежат отклонению, так как в связи с изменением структуры и полномочий органов исполнительной власти, указанные нормативные акты вступили в противоречие с законодательством Российской Федерации и фактически перестали действовать.

 По этим же основаниям, подлежит отклонению ссылка прокурора в заявлении на Положение о государственной налоговой службе РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 31.12.1991 № 340. Указанное Положение фактически утратило силу в связи с изданием Указов Президента РФ от 23.12.1998г. № 1635 и от 09.03.2004г. № 134, а также Положения о федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506.

 Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком по делу в отношении заявленных прокурором требований. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае, привлечено прокурором к участию в деле в качестве третьего лица.

 При таких обстоятельствах, постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора, вследствие предъявления требований к ненадлежащему ответчику.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

     Решение Ингодинского районного суда г. Читы от 10 января 2014 года отменить, принять новое решение. В удовлетворении заявления прокурора Читинского района Забайкальского края в защиту интересов Российской Федерации к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Забайкальскому краю о признании имущества выморочным и возложении обязанности совершения действий по оформлению права государства на наследство, отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: