Судья Бастрон Д.А. Дело № 33-8853/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Вороновой М.Н.,
при секретаре Шаровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 21 мая 2013 года апелляционную жалобу администрации Щелковского муниципального района Московской области
на решение Щелковского городского суда Московской области от 18 декабря 2012 года по делу по заявлению Светлова <данные изъяты> о признании незаконным отказа Комитета по вопросам градостроительства администрации Щелковского муниципального района Московской области в согласовании схемы расположения земельного участка, обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации Щелковского муниципального района Московской области по доверенности Суденко О.А.,
установила:
Светлов В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Администрации Щёлковского района, выразившиеся в отказе от согласования схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>; обязать Администрацию Щёлковского района в 10-дневный срок согласовать и в 15-дневный срок утвердить и выдать заявителю указанную схему расположения земельного участка.
В обоснование указано, что заявителю незаконно было отказано в согласовании и выдаче схемы земельного участка в д. Савинки для предоставления в аренду, так как сведения об ограничениях и месторасположении охранных зон памятника истории и культуры усадьбы Савинское Министерством культуры Московской области не внесены в государственный кадастр недвижимости, охранные зоны памятника не утверждены.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен. Представитель заявителя по доверенности В.Ю. Блюмберг в судебном заседании поддержал заявление и просил его удовлетворить.
Представители администрации Щелковского муниципального района Щербакова М.И. и Коновалова Д.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица: Администрация городского поселения Свердловский, Министерство культуры Московской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Решением суда требования Светлова В.А. удовлетворены в части признания незаконными действий администрации Щёлковского муниципального района и обязания администрации согласовать, утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В апелляционной жалобе администрации Щёлковского муниципального района просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Выслушав явившееся лицо, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является полковником запаса, уволенным с военной службы в в 2006 году с сохранением установленных законом социальных льгот, ветеран Вооруженных Сил РФ. Проживает в <данные изъяты>.
14.05.2012 заявитель обратился в Комитет по вопросам градостроительства Администрации Щелковского муниципального района за согласованием схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в целях предоставления его в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
На указанное обращение заявителем был получен ответ от 30.11.2011 № 4550 о необходимости администрации гп. Свердловский сформировать земельный участок в соответствии с планировкой территории.
ФИО1 в специализированной геодезической организации была заказана схема расположения земельного участка, необходимая для осуществления кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 30.05.2012 № 957 комитета по градостроительству Администрации Щелковского муниципального района заявителю отказано в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с необходимостью получения согласования Министерства культуры Московской области, уточнения на схеме границ охранных зон памятника истории и культуры «Усадьба Савинское» и формированием проекта планировки территории.
Суд пришел к выводу о том, что утвержденных зон охраны памятник Усадьба «Савинское» отсутствуют, проект планировки не утвержден, администрация Щёлковского муниципального района обязана согласовать подготовленную за счет ФИО1 схему, поскольку закон (ст. 28 ЗК РФ) не ограничивает право гражданина на получение земельного участка, расположенного на территории, в отношении которой органом местного самоуправления проект планировки не утвержден.
Судебная коллегия согласиться с выводом суда об удовлетворении требований заявителя не может.
Из материалов дела следует, что усадьба Л-ных «Савинское» включена в список памятников истории и культуры местного значения, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 15.03.2002 года № 84/9.
Граница территории усадьбы Л-ных «Савинское». Парк» в деревне Савинки определены в составе паспорта памятника, разработанного в 1989 году.
Территория памятника истории и культуры не имеет утвержденных зон охраны.
В то же время, граница территории памятника Усадьба Л-ных «Савинское» отображена на картах – схемах Схемы территориального планирования Щелковского муниципального района.
В Схеме территориального планирования Щелковского муниципального района, проект которой был согласован Постановлением Правительства Московской области от 30.03.2010 года № 185/13 с учетом заключения Министерства культуры Московской области в части отображения объектов культурного наследия от 28.12.2007 года № 16-7159/1-23, и утвержден решением Совета депутатов Щелковского муниципального района от 09.10.2012 года № 352/58-НПА, отображены границы зоны охраны объектов культурного наследия, в том числе усадьбы Савинки, на основе ранее разработанных проектов охранных зон и на основании письма Министерства культуры Московской области от 24.03.2006 года № Д/231.
Земельный участок, о согласовании, утверждении и выдаче схемы которого просит заявитель, располагается в пределах охранной зоны, отображенной на Схеме территориального планирования Щелковского муниципального района.
Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.02 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
В силу ч. 1 ст. 34 вышеназванного федерального закона, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
В целях установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения, проводится совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статья 36 названного федерального закона предусмотрены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в частности, при проектировании и проведении землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ учитывается нахождение на территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, при обеспечении заказчиком требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315 на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охраняемая зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется соответствующим проектом. На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
В соответствии с пп. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Решение суда, по мнению судебной коллегии, не учитывает, что земельный участок, как относящийся к землям историко – культурного назначения, следует считать ограниченным в обороте, на основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает действия администрации Щелковского муниципального района соответствующими требованиям земельного законодательства и законодательства о памятниках истории и культуры.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда части удовлетворения требований ФИО1 и принятии в этой части нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 18 декабря 2012 года отменить в части удовлетворения требований ФИО1 <данные изъяты>. Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконным отказа Комитета по вопросам градостроительства администрации Щелковского муниципального района Московской области в согласовании схемы расположения земельного участка, обязании согласовать и утвердить схему расположения земельного участка отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи