ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8867/2016 от 29.09.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Иордан Н.А. Дело № 33-8867/2016

Строка по статотчету 063г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой В.П.,

судей Емельяновой Е.В., Дзюбенко А.А.,

при секретаре Карабалиной К.Т.

рассмотрела в судебном заседании 29.09.2016 дело по апелляционным жалобам представителя В.В.В.Б.С.А., В.В.В. на решение Азовского районного суда Омской области от 04.07.2016, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда РФ в Азовском немецком национальном районе Омской области включить В.В.В. периоды работы в связи с тяжелыми условиями труда с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, периоды работы в районах Крайнего Севера с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, а также в страховой стаж период с <...>. по <...>.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В.В.В. обратился к ГУ - ОПФ РФ в АННР Омской области с иском о назначении пенсии.

В обоснование указал, что имеет специальный стаж работы, связанный с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностям, а также работы, указанные в Списке № 2 в связи с тяжелыми условиями труда, однако в назначении досрочной пенсии ему отказано со ссылкой на отсутствие требуемого стажа.

Просил включить в специальный стаж работы согласно Списку № 2 в качестве электролинейщика периоды с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, а также в качестве электролинейщика в полуторном размере с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по 3<...>, с <...> по <...> Кроме того, включить в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в периоды с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> с применением двойного снижения возраста и зачете 3-х лет стажа по Списку № 2 в «северный» стаж, включить в общий стаж работы службу в рядах Советской Армии в период с <...> по <...> в двойном размере и период учебы в ПТУ с <...> по <...>, назначить пенсию с <...>.

Представитель В.В.В.Б.С.А. поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ГУ - ОПФ РФ в АННР Р.Т.И. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что у истца отсутствует требуемый стаж для назначения пенсии на льготных условиях.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель В.В.В.Б.С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что при отсутствии полных данных персонифицированного учета в отношении В.В.В. суд первой инстанции должен был принять во внимание период работы, указанный в трудовой книжке и уточняющих справках. Более того, ссылка суда на то, что в сведениях персонифицированного учета о работе В.В.В. до <...> отсутствуют сведения об особых условиях труда, являются несостоятельными, так как из представленных доказательств видно, что В.В.В. до <...> не был гражданином РФ и не был зарегистрирован на территории РФ, соответственно, до <...> пенсионные взносы с него взыскивались незаконно. Считает, что период работы в ООО «Электросетьстрой» с <...> по <...> и с <...> по <...>, который подтвержден трудовой книжкой, должен быть засчитан в северный стаж с учетом перевода МПКС в РКС в количестве 8 месяцев 18 дней, что даже при наличии 11 лет и 11 месяцев 18 дней по списку №2 давало право на двойное снижение пенсионного возраста и право на пенсию при наличии 15 лет северного стажа с <...>.

В апелляционной жалобе В.В.В. просит отменить решение суда и зачесть в специальный стаж по списку №2 период работы в качестве «электролинейщика» с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> и <...> по <...>; зачесть в северный стаж период работы выполняемый в местности приравненной к районам Крайнего севера ООО «Электросетьстрой» с <...> по <...>; признать право на суммирование работ по списку №2 с работой на Севере при двойном снижении возраста для пенсии; признать право на пенсию с <...>.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ - ОПФ РФ в АННР Омской области Ф.Э.Д. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, выслушав истца В.В.В., его представителя Б.С.А., представителя ответчика ГУ - ОПФ РФ в АННР Омской области Р.Т.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

На основании п.2 ч.1 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 год такой работы женщинам.

Также ч. 2 ст. 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 2 частью 1 статьи 30 страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с ч. 2 ст.30 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях " Правительством РФ принято Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно подпункту «б» пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях " применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

В данном Списке № 2, в разделе ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», в подразделе а) «Рабочие», под кодом 2290000а-19829 поименованы электромонтеры-линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети.

В соответствии с п.5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. №5, а также в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, право на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

С учетом ч. 1 ст. 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях РФ» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Тем самым, для назначения заявителю досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 50 лет с <...> необходимо наличие не менее 12,5 лет работы по Списку № 2 и не менее 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением ГУ – ОПФ РФ в Азовском районе Омской области от <...> отказано в назначении пенсии В.В.В. в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

Из представленной трудовой книжки следует, что истец работал с <...> по <...> в качестве электролинейщика «Мехколонны 60», которая, в последующем, в процессе реорганизации переименовалась в КП «Электросетьстрой», фирму «Электросетьстрой», АООТ «Электросетьстрой», ЗАО «Электросетьстрой», ЗАО «Мехколонна 60».

Периоды работы с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> зачтены судом в специальный стаж истца по Списку № 2. В данной части решение не обжалуется.

Относительно доводов апелляционной жалобы о включении периодов работы с 03.07.1998г. по 14.10.1998г., с 01.11.1998г. по 09.04.1999г. в специальный стаж судебная коллегия указывает следующее.

Указанные периоды работы в ООО «Электросетьстрой» не подлежат зачету по Списку № 2, поскольку в трудовой книжке спорный период работы не указан. Данный период не подтвержден по наименованию профессии. При этом сведения за этот период организация не сдавала с кодом особых условий труда по Списку № 2. Данный период работы указан в качестве электролинейщика лишь в представленной истцом справке № № <...> от <...>., вызывающей сомнения в ее достоверности, в связи с тем, что сведения не соответствуют записям трудовой книжки. Данная справка не носит характер уточняющей, не содержит полное наименование должности в соответствии со списком профессий, что позволяло бы включить указанные периоды в специальный стаж.

Кроме того, данная справка выдана организацией, которая неоднократно преобразовалась, однако в какой период и в какую непосредственно на тот момент организацию принимался на работу истец, отсутствует. Проверить данный факт не представляется возможным, так как организация ликвидирована, документы на государственное хранение не поступали.

Относительно доводов апелляционной жалобы о включении периодов работы с <...> по <...> в специальный стаж судебная коллегия указывает следующее.

Период работы истца с <...> по <...> в ООО «Электросетьстрой» по Списку № 2 указан в трудовой книжке (запись № <...>), но не указан в справке № <...> от <...>. Также отсутствуют сведения за данный период с кодом особых условий труда, указан только код территориальных условий.

Согласно представленному ответу от <...> ООО «Электросетьстрой» (РФ, ХМАО, пчт. Междуреченский, МПКС) на учете, как организация, имеющая льготную категорию работников не состояла, Перечни льготных профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение и Списки к ним не предоставляла. Проверить данный факт не представляется возможным по той же причине – организация ликвидирована, документы на государственное хранение не поступали.

Соответственнно, ввиду отсутствия документального подтверждения постоянной занятости в качестве электролинейщика указанные периоды не подлежат зачету в специальный стаж истца.

Относительно доводов апелляционной жалобы о включении периодов работы с <...>. по <...>. в специальный стаж, судебная коллегия указывает следующее.

В силу ч. 2 ст. 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях РФ» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 вышеуказанного Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные нормы содержатся в п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования - <...>.

Соответствующие разъяснения содержит пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".

Период работы с <...>. по <...>. в Северных электрических сетях ОАО ЭиЭ «Тюменьэнерго» сдан с кодом территориальных условий, но без кода особых условий труда. Таким образом, не подтверждено производство и наименование профессии, а также условия труда для зачета данного периода в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по Списку № 2.

Период работы с <...>. по <...>. в Северных электрических сетях ОАО ЭиЭ «Тюменьэнерго» (<...>) согласно трудовой книжки (запись № <...>) в качестве электромонтера по ремонту высоковольтных линий электропередач сдан организацией с кодом территориальных условий, но без кода особых условий труда. Согласно Списку № 2 раздела ХХУП «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» и позиции 2290000а-19855 на досрочное пенсионное обеспечение имеют право «электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров», что истцом и организацией не подтверждено.

Вышеуказанный период не может быть зачтен в специальный стаж по Списку № 2, так как документально не подтверждена постоянная занятость в тяжелых условиях труда по Списку № 2 (производство, наименование профессии, полный рабочий день, дополнительные условия для назначения досрочной пенсии - работа с напряжением 35 кВ и выше, а также работа на высоте свыше 5 метров).

Периоды работы с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...>, с <...> по <...> включены в специальный стаж истца как периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям. В данной части решение не обжалуется.

Относительно доводов апелляционной жалобы о включении периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с <...>. по <...>. в специальный стаж, судебная коллегия указывает следующее.

По причине отсутствия на индивидуальном лицевом счете сведений кода территориальных условий за период с <...> по <...> в ООО «Электросетьстрой», данный период не может быть включен в указанный стаж. согласно части 2 статье 14 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях РФ, а также п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

Относительно доводов апелляционной жалобы суммировании периодов работ, включенных в специальный стаж по Списку № 2 с периодами работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях и признании права на пенсию с <...>, судебная коллегия отмечает следующее.

Особые льготы установлены для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и одновременно имеющих необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по нормам п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях». На основании ч. 2 ст. 33 данного Закона установленный для назначения названной страховой пенсии возраст уменьшается на пять лет.

Таким образом, снижение возраста возможно по двум основаниям: в связи с работой в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям и с работой с особыми условиями труда.

Исходя из нормы ст. 33 Федерального Закона «О страховых пенсиях» в 15 или 20 календарных лет засчитывается исключительно работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, поскольку страховая пенсия по старости при двойном снижении возраста назначается в связи с работой в особых условиях труда. Для суммирования работы в северных регионах с работой в связи с особыми условиями труда, как это может быть при назначении страховой пенсии по стрости в связи с работой на Крайнем Севере, правовых оснований не имеется.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» сохранил основные пенсионные гарантии для граждан, проживающих или работающих на Севере, предусмотренные ранее действовавшим Законом «О трудовых пенсиях в РФ».

На основании ранее действовавшего пункта 2 ст. 28.1 Закона «О трудовых пенсиях РФ» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный пп. 1-10 и 16-18 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на пять лет.

Из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что двойное снижение пенсионного возраста допускается только при наличии одновременно двух условий: если имеется 15-20 календарных лет работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1-10 п. 1ст. 27 и п.п. 7-9 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 при разрешения вопроса о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 ст. 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.

Пунктом 3 Правил предусмотрена возможность сложения периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с периодами работы, указанными в п.п. 1-10, 16-18 названного постановления.

Однако в данном случае вышеприведенной нормой не предусмотрено суммирование льгот по снижению возраста на пять лет, а гарантировано пенсионное обеспечение при установленном порядке подсчета стажа, ранее возраста (на 5 лет, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ).

В спорный период с 1992 г. по 2001 г. пенсионное обеспечение по старости в связи с работой на Севере регулировалось Законом «О государственных пенсиях в РФ», а также Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В силу ст. 14 Закона «О государственных пенсиях в РФ» устанавливается пенсия в связи с работой на Крайнем Севере, при этом в северный стаж в данном случае засчитывается любая работа, протекавшая в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. При этом данная норма не предусматривала снижение возраста одновременно по двум основаниям: в связи с работой на Севере и работой с особыми условиями труда.

Постановление Правительства РФ от 14.07.2014г. № 651 регулирует определение стажа работы в соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а не определение стажа работы в соответствии со ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Требования истца о зачете периодов работы по Списку № 2 в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и применении двойного снижения возраста не подлежат удовлетворению в связи с отсутствием правовых оснований.

На <...> продолжительность периодов работы истца по Списку № 2 составляет 11 лет 11 месяцев 18 дней, что менее 12 лет 6 месяцев.

Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера (с учетом перевода МПКС в РКС) на <...>. составляет 13 лет 07 месяцев 06 дней, что менее требуемых 15 календарных лет. Соответственно, право на назначение пенсии на <...> у истца отсутствует.

Судом отказано в зачете периода службы в рядах Советской Армии в период с <...>. по <...>. в двойном размере, а также отказано во включении в страховой стаж период учебы в ПТУ с <...>. по <...> В данной части решение не обжалуется.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу, повторяют изложенную ответчиком позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Азовского районного суда Омской области от 04 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя В.В.В.Б.С.А., В.В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи