ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8868 от 09.09.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Векшанова Н.А. Дело № 33-8868

А-9

09 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Киселевой А.А.

судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.

с участием прокурора Жилкина П.А.

при секретаре Ларионовой Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

гражданское дело по иску Акулинина .. к Ермаковскому районному Совету депутатов о признании незаконным решения от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» в части исключения должности заместителя главы администрации по общим вопросам, к администрации Ермаковского района о признании незаконным распоряжения администрации Ермаковского района от 09.02.2015 г. № 47-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Ермаковского района «Об утверждении штатного расписания администрации Ермаковского района на 2015 год», о признании незаконным увольнение и восстановлении на работе, компенсации морального вреда и судебных издержек, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

по апелляционной жалобе Акулинина С.Ю.

на решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 10 июля 2015 г., которым постановлено:

«Акулинину .. в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Акулинин С.Ю. обратился в суд с иском к Ермаковскому районному Совету депутатов о признании незаконным решения от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» в части исключения должности заместителя главы администрации по общим вопросам, к администрации Ермаковского района о признании незаконным распоряжения администрации Ермаковского района от 09.02.2015 г. № 47-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Ермаковского района «Об утверждении штатного расписания администрации Ермаковского района на 2015 год», о признании незаконным увольнение и восстановлении на работе, компенсации морального вреда и судебных издержек, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Свои требования мотивировал тем, что 02.04.2007 года он был принят на муниципальную должность в администрацию Ермаковского района, с 10.01.2013 г. переведен на должность муниципальной службы заместителя Главы администрации района по общим вопросам, присвоен классный чин муниципальный советник 1 класса. Общий стаж работы на должностях государственной и муниципальной службы составляет 19 лет.

Решением Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» утверждена структура органов управления Ермаковского района и исключена должность заместителя Главы администрации района по общим вопросам. Пунктом 6 указанного решения установлено, что решение вступает в силу со дня его официального опубликования в установленном порядке. Решение опубликовано в общественно - политической газете «Нива» 19 марта 2015 г., т.е. с этой даты вступило в силу.

В силу ч. 3 ст. 31 Устава Ермаковского района, администрация района состоит из заместителей Главы администрации, отделов, комитетов, других структурных подразделений, образуемых в соответствии с представленной Главой администрации и утвержденной районным советом депутатов структурой администрации района. Истец полагает, что в полномочия представительного органа входит принятие решения только о количестве структурных единиц администрации (отделах, управлениях и т.д.).

09.02.2015 г. распоряжением администрация Ермаковского района № 47-р утверждено штатное расписание, при этом решение о структуре и исключении заместителя главы администрации по общим вопросам в силу не вступило. 11 февраля 2015 года администрация Ермаковского района уведомила истца о сокращении численности штата. 13.04.2015 г. распоряжением № 40-лс истец был уволен в связи с сокращением численности работников администрации района по п. 2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Считает увольнение незаконным по следующим основаниям. Решение о сокращении должности истца фактически принято Решением Ермаковского райсовета о новой структуре администрации района, Ермаковский районный Совет депутатов осуществил полномочия, относящиеся в соответствии со ст. 31.2 Устава к исключительной компетенции Главы администрации района, таким образом, сокращение его должности принято неуполномоченным лицом. Для всех заместителей Главы администрации Ермаковского района устанавливаются равные квалификационные требования, между которыми распределяются обязанности распоряжением Главы администрации, однако при сокращении штатов не было учтено преимущественное право истца на оставление на работе. В нарушение процедуры увольнения по сокращению штатов Акулинину С.Ю. не были предложены вакантные должности, хотя структура администрации района на основании решения районного Совета депутатов 06.02.2015 г. № 60-342р была дополнена двумя главными специалистами, однако администрация с целью укрыть данные должности не включила их в новое штатное расписание. Зная о предстоящем сокращении штатов, администрацией до принятия решения были заняты должности начальника отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, руководителя муниципального казенного учреждения с целью не предлагать вакантные должности. Не были предложены временно свободные должности, в частности должность специалиста, которую занимал Юферов, находясь в очередном отпуске, 09.04.2015 года написал заявление об увольнении.

Истец указывает на то, что, начиная с 16 августа 2013 года Глава администрации Форсель В.И. неоднократно предлагал истцу уволиться по собственному желанию без объяснения конкретных причин. После отказа написать заявление об уходе по собственному желанию в 2014 году несколько раз менялась структура администрации с целью найти возможность сокращения занимаемой истцом должности. Считает, что увольнение связано со сложившимися неприязненными отношениями со стороны руководства района. Проведенное сокращение в Ермаковском районе было направлено не на оптимизацию бюджетных расходов, а на увольнение конкретного человека.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Акулинин С.Ю. просит отменить решение суда как необоснованное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение принципа равноправия сторон.

Проверив материалы дела, заслушав Акулинина С.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Ермаковского районного Совета депутатов по доверенности от 18.08.2015 г., а также и.о. главы администрации Ермаковского района на основании распоряжения № 95-л от 07.08.2015 г. – Сарлина Ю.В., выразившего согласие с решением суда, заслушав заключение по делу прокурора Жилкина П.А., находящего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст.81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Кроме того, действующим законодательством устанавливается, что сокращение численности или штата организации является правомерным основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, если: сокращение численности работников или штата в организации действительно имело место; работник не обладает преимущественным правом остаться на работе (ст. 179 ТК РФ); работник отказался от перевода на другую работу или работодатель не имел возможности перевести работника, с его согласия, на другую работу в той же организации, соответствующую его квалификации; работник заранее (ч. 3 ст. 81 ТК РФ), не менее чем за два месяца до увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении (ч. 3 ст. 180 ТК РФ).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Акулинин С.Ю. с 02.04.2007 года состоял в трудовых отношениях с администрацией Ермаковского района, с 10.01.2013 г. замещал должность заместителя Главы администрации района по общим вопросам.

Решением Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» утверждена новая структура органов управления Ермаковского района, в которой отсутствует должность заместителя Главы администрации района по общим вопросам.

09.02.2015 г. распоряжением администрации Ермаковского района № 47-р были внесены изменения в штатное расписание администрации.

11.02.2015 г. Акулинин С.Ю. был уведомлен о предстоящем сокращении занимаемой им должности.

13.04.2015 г. распоряжением № 40-лс истец был уволен в связи с сокращением численности работников администрации района по п. 2 части 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Не согласившись с увольнением, Акулинин С.Ю. обратился с иском в суд к Ермаковскому районному Совету депутатов о признании незаконным решения от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» в части исключения должности заместителя главы администрации по общим вопросам, к администрации Ермаковского района о признании незаконным распоряжения администрации Ермаковского района от 09.02.2015 г. № 47-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Ермаковского района «Об утверждении штатного расписания администрации Ермаковского района на 2015 год», признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда и судебных расходов.

Разрешая исковые требования Акулинина С.Ю. о признании незаконным решения Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» в части исключения должности заместителя главы администрации по общим вопросам, суд первой инстанции, правильно применив нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данных требований.

При этом суд обоснованно исходил из того, что данное решение принято уполномоченным органом в пределах полномочий с соблюдением требований закона, а также положений Устава Ермаковского района.

Так, судом первой инстанции достоверно установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 22.12.2014 г. № 618-п «О внесении изменений в Постановление Совета администрации края от 14.11.2006 г. № 348-п «О формировании прогноза расходов консолидированного бюджета Красноярского края на содержание органов местного самоуправления» решением Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 г. № 60-342р «О структуре аппарата управления» была утверждена структура органов управления Ермаковского района. Утверждение структуры администрации района Уставом Ермаковского района отнесено к компетенции Ермаковского районного Совета депутатов по представлению Главы администрации. При этом, Главой администрации Ермаковского района Форселем В.И. в районный Совет депутатов вносилась пояснительная записка к проекту решения «О структуре аппарата управления», в которой обосновывалось сокращение 6 единиц муниципальных служащих в структуре аппарата управления района, в том числе должности заместителя Главы администрации района по общим вопросам.

Согласно принятому решению от 06.02.2015 г. № 60-342р сокращалось 3 единицы. Должность заместителя Главы администрации района по общим вопросам исключена из структуры аппарата управления муниципального образования «Ермаковский район», при принятии решения имелся необходимый кворум, решение принято при большинстве голосов - 13 от установленной численности депутатов 21, что следует из протокола заседания шестидесятой очередной сессии.

Данное решение было опубликовано на официальном сайте администрации Ермаковского района 09 февраля 2015 года, а также в 12 выпуске газеты «Нива» от 19 марта 2015 года.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности принятого Ермаковским районным советом депутатов решения от 06 февраля 2015 года №60-342р «О структуре аппарата управления».

Рассматривая требования Акулинина С.Ю. о признании незаконным распоряжения администрации Ермаковского района от 09.02.2015 года № 47-р суд первой инстанции также пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания данного распоряжения незаконным.

Так, распоряжением администрации Ермаковского района от 09.02.2015 г. № 47-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Ермаковского района «Об утверждении штатного расписания администрации Ермаковского района на 2015 год» Глава администрации Ермаковского района Форсель В.И. на основании Решения Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 года №60-342р с целью сокращения численности или штата муниципальных служащих, внёс изменение в распоряжение администрации Ермаковского района № 29р от 28.01.2015 года, которым было утверждено предыдущее штатное расписание, а именно предписал вывести из штатного расписания администрации Ермаковского района должности: заместителя главы администрации района по общим вопросам; специалиста 2 категории отдела информатизации и документального обеспечения; ведущего специалиста отдела планирования и экономического развития. Новое штатное расписание вводится с 14.04.2015 года. Распоряжение вступает в силу со дня подписания и вступает в действие с 09 февраля 2015 года.

Указывая на незаконность данного распоряжения, истец ссылался на то, что на момент его принятия решение Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 года № 60-342р еще не вступило в законную силу, поскольку не прошло процедуру официального опубликования.

Признавая несостоятельными данные доводы истца, суд первой инстанции верно указал, что решение Ермаковского районного Совета депутатов от 06 февраля 2015 года №60-342р «О структуре аппарата управления» относится к ненормативным правовым актам, порядок его вступления в силу регламентирован Уставом района, однако, поскольку в самом решении указано, что оно вступает в силу после официального опубликования, а опубликование осуществлено 09 февраля 2015 года в сети Интернет путем размещения полного текста решения на официальном сайте администрации Ермаковского района, следовательно, оспариваемое решение вступило в силу и обязательно для исполнения с 09.02.2015 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Ермаковского районного Совета депутатов от 06.02.2015 года № 60-342р вступило в законную силу только после опубликования в газете «Нива», судебная коллегия признает несостоятельными.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно этой норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

Как следует из положений Устава Ермаковского района муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, публикуются в срок до 10 дней со дня принятия (подписания).

При этом в отношении нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в упомянутой статье Устава района установлено, что такие акты вступают в силу после их официального опубликования в Ермаковской районной общественно-политической газете «Нива» и/или в Интернете на сайте администрации Ермаковского района www.adminerm.ru, газете «Ермаковский вестник».

Из вышеизложенного следует, что официальным опубликованием является опубликование в Ермаковской районной общественно-политической газете «Нива» и/или в Интернете на сайте администрации Ермаковского района www.adminerm.ru, газете «Ермаковский вестник», при этом одновременного размещения во всех источниках не требуется.

В связи с изложенным, поскольку в решении от 06.02.2015 года № 60-342р указано, что оно вступает в силу после официального опубликования, а на сайте данное решение было опубликовано 09 февраля 2015 г., следовательно, оно вступило в законную силу 09.02.2015 г.

Также являются верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое распоряжение администрации Ермаковского района от 09.02.2015 г. № 47-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Ермаковского района «Об утверждении штатного расписания администрации Ермаковского района на 2015 год» принято Главой администрации законно, в пределах его компетенции, во исполнение вступившего в законную силу решения Ермаковского районного Совета депутатов, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сокращение численности штата действительно имело место, процедура его проведения в части принятия соответствующих решение и определений ответчиками соблюдена.

Рассматривая исковые требования Акулинина С.Ю. о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел в правомерному выводу об отказе в удовлетворении данных требований в полном объеме.

При этом суд обоснованно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего достоверного подтверждения доводы истца о допущенных работодателем нарушениях прав истца при прекращении с ним трудовых отношений по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку сокращение численности штата работников действительно имело место; Акулинин С.Ю. не обладал преимущественным правом остаться на работе, у работодателя отсутствовали вакантные должности, которые истец мог замещать в соответствии со своей квалификаций, истец заранее, не менее чем за два месяца до увольнения, был предупрежден о предстоящем увольнении.

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 180 Трудового кодекса РФ, 11 февраля 2015 года истец Акулинин С.Ю. под роспись уведомлен об увольнении в связи с сокращением численности работников организации.

По истечении двух месяцев истец распоряжением администрации от 13 апреля 2015 года № 40-лс уволен на основании п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности работников.

Так, проверяя доводы истца о наличии у него права преимущественного оставления на работе, суд правомерно указал, что положения ст. 179 ТК РФ в данном случае не применимы, поскольку данное право может рассматриваться только между работниками, замещающими равнозначные должности, тогда как должности, аналогичной должности, занимаемой истцом, в штатном расписании ответчика не имеется. Должность заместителя по социальным и общественно-политическим вопросам предусматривает выполнение совершенно иных должностных обязанностей, поэтому у работодателя отсутствовала обязанность сравнивать деловые качества истца и работника, замещающего вышеуказанную должность, в порядке ст. 179 ТК РФ.

Проверяя доводы истца о незаконности увольнения ввиду не предложения в период сокращения имеющихся у работодателя вакантных должностей, а именно должность специалиста отдела архитектуры администрации, ведущего специалиста отдела земельных и имущественных отношений, должность директора школы № 2, две должности специалистов опеки и попечительства, суд пришел к правильному выводу о их несостоятельности.

Суд верно указал, что должность специалиста отдела архитектуры администрации, которую ранее замещал Юферов А.В., не была вакантна в период сокращения истца (с 11.02.2015 г. по 13.04.2015 г.), поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что Юферов А.В. с 16 марта 2016 г. по 24 апреля 2015 г. находился в отпуске. 09 апреля 2015 г. Юферовым А.В. было написано заявление на увольнение по собственному желанию с 24.04.2015 г., следовательно, данная ставка не могла быть вакантной, и не подлежала предложению истцу, так как после подачи заявления на увольнение по собственному желанию Юферов А.В. имел право в течение двух недель его отозвать и вновь приступить к работе. Заявление на увольнение было написано Юферовым А.В. в период нахождения в отпуске.

Доводы истца о том, что Юферовым А.В. было написано заявление на предоставление отпуска с последующим увольнение, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Также суд верно указал, что должность ведущего специалиста отдела земельных и имущественных отношений, не являлась вакантной, поскольку работник, который её замещал, в период процедуры сокращения находился в отпуске по уходу за ребенком.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцу не могла быть предложена должность директора школы, поскольку у истца отсутствует высшее педагогическое образование, наличие которого является обязательным для замещения данной должности. Также несостоятельны доводы истца о необходимости предложения ему должности специалиста опеки и попечительства, указанные в структуре аппарата управления решением райсовета, поскольку в период процедуры сокращения, данные должности в штатное расписание не были введены, кроме того их возникновение связно с перемещением работников из структуры одной организации (управление образования) в структуру другой организации (администрация района).

Доводы апелляционной жалобы о том, что на ранее замещаемую Юферовым А.В. ставку специалиста отдела архитектуры администрации был незаконно принят Шиленков П.Г., который также подлежал сокращению, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что на данную должность Шиленков П.Г. был принят за пределами процедуры сокращения на основании личного заявления от 28.04.2015 г.

С учетом изложенного, поскольку судом объективно установлено, что процедура увольнения Акулинина С.Ю. не нарушена, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, судебная коллегия признает законными и обоснованными.

С учетом того, что в ходе рассмотрения дела не установлен факт нарушения работодателем трудовых прав истца, судом правомерно оставлены без удовлетворения исковые требования о взыскании компенсации морального вреда.

Также правомерно оставлены без удовлетворения требования Акулинина С.Ю. о взыскании судебных расходов, поскольку исковые требования истца оставлены без удовлетворения.

Доводы апелляционной жалобы Акулинина С.Ю. о незаконности увольнения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и служить основанием для отмены решения суда, поскольку данные доводы были предметом исследования суда первой инстанции в решении им дана надлежащая правовая оценка, с приведением убедительных доводов о их несостоятельности. Оснований для переоценки по существу правильных выводов суда, судебная коллегия не находит.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ермаковского районного суда Красноярского края от 10 июля 2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акулинина С.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий Киселева А.А.

Судьи: Белякова Н.В.

Баимова И.А.