ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-886/2017 от 20.03.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-886/2017

Судья Огородников Д.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2017 года г.Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Нестеровой А.А., Стародубцевой Л.И.,

при секретаре Никитине П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Чувашская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по определению размера платы за электроэнергию, предоставленные на общедомовые нужды, и взыскании излишне оплаченных сумм сверх нормативов потребления на общедомовые нужды, поступившее по апелляционной жалобе ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания» на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21 июля 2016 г. и апелляционной жалобе ФИО1 на дополнительное решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016 г.

Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., выслушав объяснения представителей ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Чувашская энергосбытовая компания», Алатырскому межрайонному отделению АО «Чувашская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по определению размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды и взыскании излишне оплаченных сумм.

Исковые требования мотивировал тем, что управление многоквартирным домом <адрес>, в котором истец является собственником квартиры , осуществляет управляющая компания ООО «Управление ЖКХ». В соответствии с п.63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и пункта 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ оплата стоимости предоставленных коммунальных услуг и общедомовых нужд, в том числе эдектроэнергии и ОДН по электроэнергии производится на расчетный счет исполнителя коммунальных услуг. Однако с ноября 2015 года по май 2016 года в нарушение указанных норм взимание платы за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, производится Алатырским межрайонным отделением АО «Чувашская энергосбытовая компания», т.е. ресурсоснабжающей организацией и которая при этом необоснованно завышает размер платы за электроэнергию на общедомовые нужды.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» как ресурсоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в случаях, когда: собственники жилых домов заключили договор с ресурсоснабжающей организацией на основании ч. 9 ст. 155 ЖК РФ, подп. «в» п. 17 Правил; собственники нежилых помещений многоквартирного дома заключили договор с ресурсоснабжающей организацией на основании п. 18 Правил; собственники заключили договоры предоставления коммунальных услуг при непосредственном управлении многоквартирным домом основании ч. 8 ст. 155 ЖК РФ, подп. «а» п. 17 Правил; решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома предусмотрено внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям на основании ч.ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ.

Ответчик ни одному из перечисленных условий не отвечает, поэтому применяемый ответчиком абз.4 п.44 Правил о распределении между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, применяться не должен.

В рассматриваемом случае за расчетный период распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, что противоречит абзацу 2 п. 44 Правил, поскольку перед собственниками жилых помещений исполнителем указанной коммунальной услуги на общедомовые нужды остается управляющая компания.

В связи с изложенным за январь-май 2016 года Алатырским межрайонным отделением АО «Чувашская энергосбытовая компания» излишне начислена сумма по ОДН на электроэнергию (сверх установленных нормативов коммунальной услуги по электроэнергии на общедомовые нужды), которая подлежит взысканию в пользу истца.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, с учетом уточнений в порядке статьи 39 ГПК РФ ФИО1 просит суд:

- признать незаконными действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» в части оказания коммунальных услуг по электроснабжению без надлежаще оформленного договора;

- признать незаконными действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по определению размера общедомовых нужд по электроэнергии согласно абз.4 ст. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 г. №354;

- взыскать с АО «Чувашская энергосбытовая компания» в пользу истца излишне начисленные платежи за общедомовые нужды по электроэнергии по адресу: ..., за период с января по май 2016 года в размере 410,76 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО4 в удовлетворении исковых требований просил отказать, пояснив суду, что поскольку АО «Чувашская энергосбытовая компания» в одностороннем порядке расторгло с ООО «Управление ЖКХ» договор энергоснабжения 01 ноября 2015 г., и в соответствии с уведомлением Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ ЧР №19/19-13774 от 19.10.2015г. с 01 ноября 2015г. обязательства по поставке электрической энергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Управление ЖКХ», и начислению платы за электроэнергию, перешли в АО «Чувашская энергосбытовая компания». Поскольку АО «Чувашская энергосбытовая компания» в отношениях с собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., выступает исполнителем коммунальной услуги, плата за электроэнергию на общедомовые нужды подлежит расчету с применением абз.4 п.44 Правил.

Третьи лица ООО «Управление ЖКХ», Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, просили о рассмотрении дела без их участия.

Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21 июля 2016 г. постановлено:

«Признать незаконными действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по определению размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом помещении по адресу: ..., в части распределения объема электроэнергии в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Взыскать с АО «Чувашская энергосбытовая компания» в пользу ФИО1 излишне начисленные платежи за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом помещении по адресу: ... за период с января по май 2016 года в размере 410 руб. 76 коп.

В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказать.

Взыскать с АО «Чувашская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 700 руб.».

Дополнительным решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016 г. постановлено: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Чувашская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий АО «Чувашская энергосбытовая компания» в части оказания коммунальных услуг по электроснабжению без надлежаще оформленного договора; о признании незаконными остальных действий АО «Чувашская энергосбытовая компания» по определению размера общедомовых нужд по электроэнергии согласно абз.4 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, отказать».

Решение суда от 21 июля 2016 г. обжаловано ответчиком АО «Чувашская энергосбытовая компания» по мотивам незаконности в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий ответчика по определению размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды и взыскания с АО «Чувашская энергосбытовая компания» излишне начисленных платежей за электроэнергию на общедомовые нужды. Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к тому, что в отношении с собственниками многоквартирного дома <адрес> АО «Чувашская энергосбытовая компания» выступает исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению. В связи с чем выставление платежных документов о начислении платы жильцам указанного дома за электроэнергию, потребляемую в процессе использования общего имущества, рассчитанной в соответствии с абзацем 4 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг является правомерным до того периода, пока ответчик будет считаться исполнителем данной коммунальной услуги.

На дополнительное решение суда от 13 декабря 2016 г. подана апелляционная жалоба истцом ФИО1 по мотивам незаконности. Указывает, что принятым дополнительным решением (резолютивной частью) фактически пересмотрены и отменены удовлетворенные требования, которые были приняты решением от 21 июля 2016 г., что противоречит положениям статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выслушав объяснения представителей ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания» ФИО2 и ФИО3, поддержавших доводы своей апелляционной жалобы на решение суда, проверив судебное постановление в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с членами семьи имеют на праве общей долевой собственности квартиру <адрес>.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управление ЖКХ на основании решения общего собрания собственников помещений и договора управления многоквартирным домом от 01 октября 2008 г.

В отношении многоквартирного дома <адрес> между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и ООО «Управление ЖКХ» заключен договор энергоснабжения от 20 января 2015 г. .

Установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован коллективным общедомовым прибором учета электрической энергии. При этом управляющая компания контролирует работу прибора учета, снимает показания этого прибора и передает ресурсоснабжающей организации.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «Управление ЖКХ» обязательств по оплате поставленной электроэнергии, АО «Чувашская энергосбытовая компания» направляло уведомление о расторжении договора энергоснабжения в одностороннем порядке с ООО «Управление ЖКХ» с 01 ноября 2015г. и с указанного времени осуществляет выставление платежных документов как за электроэнергию в жилых помещениях, так и электроэнергию на общедомовые нужды.

Установлено, что в период с января по май 2016г. АО «Чувашская энергосбытовая компания» начислено собственникам помещений в рассматриваемом многоквартирном доме плату за электроэнергию на общедомовые нужды сверх норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, установленного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5.10.2012г. №413.

По квартире истца переплата по электроэнергии на общедомовые нужды по сравнению с установленными нормативами, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5.10.2012г. №413, составила за период с января по май 2016г. в размере 410,76 руб.

Удовлетворяя исковые требования о признании незаконными действия ответчика по определению размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом помещении по адресу: ... и взыскивая размер излишне уплаченной платы за период с января по май 2016г. в размере 410,76 руб., суд первой инстанции исходил из того, что действующим в спорный период законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату коммунальные услуги на общедомовые нужды, такие организации не вправе требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирным домом, не отвечают за качество услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. В рассматриваемом многоквартирном доме собственники помещений не принимали решение о внесении платы за услуги по электроснабжению на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации или о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии на общедомовые нужды между собственниками помещений в многоквартирном доме.

Указанные выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела и на правильном применении судом норм материального права к спорным правоотношениям. Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными ввиду следующего.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании, в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению на общедомовые нужды.

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "и" пункта 34 Правил должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил и положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации. Вместе с тем судом установлено, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по внесению платы за электроэнергию на общедомовые нужды непосредственно в АО «Чувашская энергосбытовая компания» не принималась.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что договор энергоснабжения с управляющей компанией расторгнут в одностороннем порядке не могут быть приняты во внимание.

При отсутствии договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией последняя не вправе отказаться от фактического энергоснабжения дома, не вправе отключать или ограничивать электроснабжение граждан, проживающий в доме, обязано поставлять электроэнергию, в том числе на ОДН, однако не вправе производить начисления и взыскание напрямую с жителей многоквартирных домов электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, т.к. в силу закона не обладает статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги на ОДН, а общее собрание собственников многоквартирного дома решения об этом не принимало.

Соответственно, сами по себе действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по оказанию коммунальной услуги не могут быть признаны незаконными, о чем правильно указывается в решении суда первой инстанции. Вместе с тем энергосбытовая компания не вправе напрямую с жителей многоквартирных домов взыскивать плату электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания.

В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно п. п. 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию. Непосредственно такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии при использовании общего имущества в многоквартирном доме имеет право лицо, обладающее статусом исполнителя соответствующей коммунальной услуги, который, в свою очередь, зависит от выбранного собственниками жилых помещений в многоквартирных домах способа управления домами.

Вместе с тем судом установлено, что решение общего собрания собственников помещений по внесению платы за электроэнергию на ОДН непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не принималось.

В силу пункта 44 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция изложена в определениях судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской федерации от 24.01.2017г. №36-КГ16-23; от 20.12.2016г. №36-КГ-16-18.

Поскольку в рассматриваемом случае ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальной услуги на общедомовые нужды, соответственно начисление собственникам помещений многоквартирного дома платы за электроэнергию на ОДН сверх установленных нормативов в соответствии с абзацем 4 статьи 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, не допускается.

В рассматриваемом случае решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме не имеется.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что АО «Чувашская энергосбытовая компания» при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в период с января по май 2016г. не правильно начисляло платежи по оплате электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: ... сверх нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды, установленного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики.

В исковом заявлении истец просит: признать незаконными действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по определению размера общедомовых нужд по электроэнергии согласно абз.4 ст. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 и взыскать с ответчика излишне начисленные платежи за общедомовые нужды по электроэнергии по адресу: ..., за период с января по май 2016 года в размере 410,76 руб.

Истец ФИО1, являющийся собственником квартиры в многоквартирном доме, вправе оспаривать действия по определению размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды и соответственно требовать возврата излишне уплаченной платы (сверх норматива, установленного органом исполнительной власти Чувашской Республики) только применительно к своей квартире <адрес>.

С учетом предъявленных исковых требований ФИО1, доводов апелляционной жалобы истца на дополнительное решение, судебная коллегия во избежание противоречий в исполнении решения суда полагает необходимым уточнить абзац первый решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21 июля 2016г. и дополнительное решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016г. суда, изложив в новой редакции.

Взысканный решением суда размер государственной пошлины подлежит изменению. Из содержания искового заявления следует, что истец указывал только на неправильное определение ему размера платы за электроэнергию на ОДН и просил взыскивать только размер излишне уплаченной суммы 410 руб. 76 коп. (сверх норматива). Указанные требования о неправильности определения истцу размера платы по электроэнергии на ОДН носит единый взаимосвязанный имущественный характер. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в рассматриваемом случае с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Уточнить абзац первый решения Алатырского районного суда Чувашской Республики от 21 июля 2016 г., дополнительное решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 13 декабря 2016г., изменить взысканный решением суда размер государственной пошлины и решение суда в целом изложить в следующей редакции:

«Признать незаконными действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по определению ФИО1 по квартире <адрес> размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды за период с 1 января 2016г. по 31 мая 2016г. сверх нормативов в соответствии с абзацем 4 статьи 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013г.).

Взыскать с АО «Чувашская энергосбытовая компания» в пользу ФИО1 излишне начисленные платежи за электроэнергию на общедомовые нужды в жилом помещении по адресу: ... за период с января по май 2016 года в размере 410 (четыреста десять) руб. 76 коп.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Чувашская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий в части оказания коммунальных услуг по электроснабжению без надлежаще оформленного договора отказать.

Взыскать с АО «Чувашская энергосбытовая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.».

В остальной части апелляционную жалобу ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания» и апелляционную жалобу истца ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: А.А. Нестерова

Л.И. Стародубцева