ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8901/2018 от 31.05.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33-8901/2018

31 мая 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Демяненко О.В.,

судей Гареевой Д.Р. и Абдрахмановой Э.Я.

при секретаре Даминовой Р.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующего за себя и несовершеннолетнюю ФИО3 ФИО4, ФИО5, действующей за себя и несовершеннолетних ФИО6, ФИО1 к Администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан (далее Администрация СП Халиловский сельсовет MP Абзелиловский район РБ) о взыскании материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации,

по апелляционной жалобе администрации СП Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ, апелляционной жалобе администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гареевой Д.Р., выслушав объяснения главы сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан – ФИО7, представителя администрации СП Халиловский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ФИО8, представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан – ФИО9, поддержавших доводы апелляционных жалоб, ФИО2, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО10, действующий за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО11, ФИО1, ФИО5, действующая за себя и несовершеннолетних детей ФИО6 и ФИО1 обратились в суд с иском к Администрации СП Халиловский сельсовет MP Абзелиловский район РБ о взыскании материального ущерба, выразившегося в неполучении за счет средств федерального и республиканского бюджета единовременной материальной и финансовой помощи в связи с уничтожением имущества в виде жилого дома в результате чрезвычайной ситуации, в размере 850 000 руб.

Свои требования мотивируют тем, что они зарегистрированы и проживают в адрес, где у них находится жилой дом и подсобное хозяйство. В жилом доме также зарегистрирована и проживает ФИО12 09 августа 2013 г. в результате чрезвычайного происшествия «дождевой паводок» дом истцов оказался в зоне подтопления. 26 августа 2013 г. рабочая группа по обследованию повреждений и подготовке обосновывающих документов по оказанию помощи пострадавшим, созданная решением Совета сельского поселения Халиловский сельсовет с целью ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказания помощи населению, составила акт обследования жилого помещения истцов, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации. ФИО12 была признана пострадавшей, однако какие-либо денежные средства ей не выплачивались и не выплачены. Постановлением главы администрации MP Абзелиловский район РБ дом истцов включен в границы зоны ЧС на территории Абзелиловского района РБ. Администрация СП Халиловский сельсовет не включила истцов в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия, основанием для отказа включения в списки послужила справка ответчика, согласно которой истцы зарегистрированы, но не проживают по указанному адресу. Неправомерными действиями ответчика истцам причинен материальный ущерб, выразившейся в неполучении материальной помощи и финансовой помощи в связи с уничтожением имущества в виде жилого дома: 50 000 руб. - по 10 000 руб. на человека, но не более 50 000 руб. на семью - выплаты из бюджета РФ; 25000 руб. выплаты из бюджета РБ; 500 000 руб. – по 100 000 руб. на человека за полностью утраченное имущество в виде жилого дома из бюджета Российской Федерации; 250 000 руб. из расчета 50 000 руб. на человека за полностью утраченное имущество из бюджета Республики Башкортостан.

Решением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. исковые требования истцов были удовлетворены частично. С Администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан за счет средств казны муниципального образования Халиловский сельсовет в пользу истцов взыскано 75 000 руб.

В апелляционной жалобе администрация муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене приведенного решения суда ввиду незаконности и необоснованности, указывая, что истцы в указанном доме фактически не проживают, данный дом не является их единственным местом проживания. По заявленным требованиям истек срок исковой давности. Истцы с заявлением о выплате материальной помощи не обращались. Дом был признан аварийным не в результате затопления, ввиду физического износа.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней администрация сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан также просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности по аналогичным доводам. Также указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку выплаты полагались из регионального бюджета. Методические рекомендации, которые суд признал не подлежащими применению, были указаны в письме МЧС России по РБ о направлении документов для принятия решения о выделении помощи, в связи с чем, все сельские поселения руководствовались данными рекомендациями.

Лица, участвующие в деле и неявившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела в соответствии с нормами статьи 327.1 ГПК РФ - исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда исходя из следующего.

В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В силу подп. "г" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера. Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В подп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06 июня 2001 г. №118 утверждено Положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд). Резервный фонд образуется для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на территории Республики Башкортостан.

Подпункты 6, 8 п. 4.1 Положения предусматривают, что средства резервного фонда выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам (из расчета до 5 тыс. рублей на человека, но не более 25 тыс. рублей на семью); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета: за частично утраченное имущество - 25 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции о порядке использования денежных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденной Приказом Минфина РБ N 7а, Приказом Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ N 53п от 27.03.2009 (действовала на период возникновения чрезвычайной ситуации, утратил силу с 9 августа 2016 г.).

В п.3.1. данной инструкции указано, что заявители, к которым относятся органы местного самоуправления, представляют в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан пакет документов, в том числе:

- письмо главы администрации муниципального образования Республики Башкортостан с просьбой об оказании финансовой помощи в ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

-протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности заявителя;

-справка территориального финансового управления Министерства финансов Республики Башкортостан муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан с указанием суммы выделенных средств на ликвидацию чрезвычайной ситуации и последствий стихийного бедствия за счет собственных источников;

список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи (приложения N 2, N 7);

акты обследования на каждый пострадавший объект, имеющий только среднюю и сильную степень повреждения (приложение N 3) с указанием характера и объемов разрушений (повреждений) с приложением сметы на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ по каждому объекту, при этом допускается представление актов выполненных работ.

Из приложений N 2, N 7, по которым составляются списки, следует, что Список граждан на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате, подписывается главой администрации муниципального образования, начальником управления (отдела) гражданской защиты, начальником паспортно-визовой службы, утверждается начальником Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Башкортостан.

Согласно п.4.3. данной инструкции акт обследования на каждый пострадавший объект с указанием полученных разрушений или повреждений составляется на основе визуального наблюдения пострадавших объектов. В акте должны быть указаны принадлежность объекта, его основные размеры (длина, ширина, высота и т.д.) и определен нанесенный ущерб. На объекты, имеющие разрушения или повреждения основных конструктивных элементов, представляются заключения Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан о возможности дальнейшей эксплуатации. При необходимости к актам на пострадавшие объекты I прилагаются материалы расследований соответствующих надзорных служб.

Акт обследования подписывается членами рабочей группы, согласовывается с начальником управления (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования Республики Башкортостан и утверждается главой муниципального образования Республики Башкортостан, к нему прилагается смета на производство неотложных I аварийно-восстановительных работ на данном объекте (п.4.3).

Из п. 4.7. Инструкции следует, что рабочие группы обеспечивают подготовку и составление списков пострадавшего населения для оказания единовременной материальной помощи, материальной помощи в связи с утратой имущества с указанием ее размера. Обследование поврежденного жилья осуществляется соответствующими рабочими группами путем подворного обхода с составлением акта при участии владельца жилья.

Установлено, что в августе 2013 г. в результате комплекса неблагоприятных погодных явлений (выпадение ливневых осадков) на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан сложилась ситуация (далее ЧС), которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с подтоплением жилых домов, приусадебных участков, размывом и разрушением дорог адрес, материальный ущерб составил более 5 млн. руб.

Постановлением главы Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ №2506 от 07 августа 2013 г. на территории муниципального района Абзелиловский район РБ введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан №1010-р от 09 августа 2013 г. введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципальных районов Абзелиловский и Белорецкий районы Республики Башкортостан с 09 августа 2013 г. до особого распоряжения. Комиссии Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности

12 августа 2013 г. постановлением главы Администрации муниципального района Абзелиловский район РБ №2543 на территории района определены границы зоны чрезвычайной ситуации, межведомственной комиссии предписано включить в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации всех граждан, зарегистрированных и постоянно проживающих в жилых помещениях, находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации. В приложении № 1 к данному постановлению определены границы зоны чрезвычайной ситуации на территории района.

12 августа 2013 г. Администрацией СП Халиловский сельсовет MP Абзелиловский район РБ издано решение о создании рабочей группы СП Халиловский сельсовет по обследованию повреждений и подготовки обосновывающих материалов по оказанию помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Членами рабочей группы утверждены ФИО7, ФИО13, ФИО14, ФИО11, ФИО15

15 августа 2013 г. издано распоряжение Правительства Республики Башкортостан №1025-р о создании комиссии по определению размера ущерба, причиненного дождевым паводком на территории Абзелиловского района Республики Башкортостан. Комиссии рекомендовано провести оценку ущерба, подготовить необходимые обосновывающие документы и представить их на рассмотрение в Правительство Республики Башкортостан.

03 октября 2013 г. постановлением главы администрации муниципального района Абзелиловский район РБ в указанное выше постановление внесены дополнения, в том числе в части включения в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории района дома по адресу: адрес.

09 августа 2013 рабочая группа обследовала домовладение адрес, о чем составлен акт обследования от 26 августа 2013 г.

Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка по указанному адресу на основании завещания ФИО16, умершего 17 февраля 2012 г., что подтверждается решением Абзелиловского районного суда РБ от 23 марта 2015 г.

15 августа 2013 г. главой сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ утвержден акт обследования поврежденного объекта в результате чрезвычайной ситуации «дождевой поток» 8-9 августа 2013 г. Объектом исследования указан жилой деревянный дом с дополнительными постройками (сени, времянка, кладовка, сарай, баня, туалет, забор). Указано, что повреждено: туалет, забор, погреб в воде, огород, сарай, в воде также фундамент и часть стены. Решено признать дом непригодным для дальнейшего проживания.

Согласно ответу администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ на обращение истца от 15 апреля 2014 г. на имя Президента Республики Башкортостан, ФИО10 и члены его семьи не включены в списки пострадавших, имеющих право на единовременную компенсацию поскольку они зарегистрированы, но не проживают по указанному адресу. Данное решение принято на основании Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных 02.11.2010 г. № 2-4-60-12-22, постановлением Кабинета министров РБ № 118 от 06.06.2011 г.

Согласно письму администрации района от 28 апреля 2014г. №1099, ФИО10 было сообщено, что ему и его семье выплаты не были произведены в связи с тем, что фактически они проживали в г. Уфе, в то время как действующими правилами предусмотрено включение в списки граждан постоянно проживающих и зарегистрированных в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов частично, суд первой инстанции, исходил из того, что формирование списков граждан, пострадавших от чрезвычайной ситуации находилось в компетенции ответчика, ввиду неправомерных действий ответчика, предоставившего неверную информацию о фактическом непроживании истцов по месту своей регистрации в д. Ишбулдино истцы не были включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайного происшествия и не имели возможность получить единовременную компенсацию из федерального и регионального бюджета, в связи с чем истцам причинены убытки.

При этом судом было установлено, что истцы фактически проживают по указанному адресу, там же находится их имущество, в связи с чем, они имели право на получение финансовой помощи при наступлении чрезвычайной ситуации.

С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они являются правильными и подтверждаются материалами дела.

Согласно материалам дела, ФИО12 с четырьмя детьми зарегистрирована по указанному адресу с 10 января 2013 г., ФИО10 зарегистрирован с 10 февраля 2015 г., что сторонами по делу не оспаривается.

Также в материалах дела имеется справка от 08 февраля 2013 г., выданная администрацией сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ выдана справка № 1223, согласно которой ФИО5 зарегистрирована и постоянно проживает по указанному адресу в составе семьи: ФИО10 (муж), ФИО1 (дочь), ФИО1 (дочь), ФИО11 (дочь), ФИО6 (сын). Основанием для выдачи указана похозяйственная книга № 26 л/с 13.

09 сентября 2013 г. администрацией сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ ФИО5 выдана справка №4005, согласно которой она зарегистрирована по указанному выше адресу, имеет в личном хозяйстве 13 голов лошадей. Основанием для выдачи указана похозяйственная книга №26 л/с 13.

Справками от 02 июня 2014 г. и 11 ноября 2014 г. администрация сельского поселения подтвердила наличие у ФИО5 поголовья лошадей.

Также судом принято во внимание, что 08 февраля 2013 г. ФИО5 с семьей в составе 7 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства: РБ, <...>, что подтверждается выпиской из протокола № 2 от 08.02.2013 года заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район РБ. В данном протоколе указано, что ФИО5 проживает в вышеуказанном населенном пункте.

Халиловский сельсовет справками №4005 от 09 сентября 2013 г., №869 от 19 февраля 2014 г., №738 от 11 февраля 2015 г. подтвердил постановку на учет семьи истцов в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ФИО5, ФИО10 по указанному адресу получали ежемесячные пособия на детей, дети истцов в 2013, 2014, 2015 годах отдыхали в МАУ ДЛО «Ирандык», который относится к муниципальным детским учреждениям Абзелиловского района.

Истцами также представлен акт о фактическом проживании, подписанный жителями д. Ишбулдино, согласно которому в жилом доме по адресу: <...>, фактически и постоянно в течении последних 10 лет ведут хозяйство и проживают истцы, в период чрезвычайной ситуации они находились в деревне и предпринимали активные действия по восстановлению поврежденного имущества.

Также судом были опрошены в качестве свидетелей соседи истцов, подтвердившие факт проживания истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации в указанной деревне.

Истцами представлены доказательства трудоустройства на момент возникновения чрезвычайной ситуации по месту жительства в Абзелиловском районе РБ.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3 ст. 67 ГПК РФ).

Оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что факт проживания семьи истцов по ул. Кизильской д.30 в д. Ишбулдино и нахождения по вышеуказанному адресу их имущества, как жилого дома, так и подсобного хозяйства в виде лошадей, кур подтверждается материалами дела.

Оснований для переоценки данного вывода суда судебная коллегия не усматривает.

Допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих об обратном ответчиками в материалы дела не представлено. Факт наличия собственности в г.Уфе доказательством непроживания истцов в указанном домовладении не является.

Доводы апелляционных жалоб о пропуске срока исковой давности подлежат отклонению, поскольку апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2017 г. по настоящему делу уже была дана оценка указанным доводам, при этом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что истцом не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку о нарушении своих прав на получение выплаты истец ФИО2 узнал 28 апреля 2014 г., когда письмом администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан ему было сообщено, что выплаты не были произведены в связи с тем, что они фактически проживают в г. Уфе.

При этом, в суд за защитой нарушенных прав с административным иском к Администрации СП Халиловский сельсовет МР Абзелиловский район Республики Башкортостан о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, обязании произвести соответствующие выплаты, истцы обратились изначально 17 апреля 2017 г., то есть в течение трехгодичного срока, в связи с чем срок исковой давности ими не пропущен.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доводы апеллянтов на необходимость обращения истцов с заявлением для получения выплаты судебная коллегия отклоняет, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, действовавшее в то время нормативное регулирование данного вопроса не предполагало заявительный характер данных выплат, предусматривалось лишь участие владельца жилья при обследовании поврежденного жилья.

Также из абз.2 п.2 Методических рекомендаций, на которые ссылается ответчик в обоснование своих возражений следует, что единовременную материальную помощь один и тот же человек по одной и той же чрезвычайной ситуации может получить только один раз по месту, где он зарегистрирован,

С учетом изложенного, оснований для иной оценки верных выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Кроме того, как пояснил суду апелляционной инстанции представитель администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, при обходе пострадавших хозяйств члены рабочей группы в дом не заходили, то есть лица, фактические проживающие по адресу: <...>, и имеющие право на получение выплаты, установлены не были.

Доводы апелляционной жалобы администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о том, что она является ненадлежащим ответчиком, так как выплаты осуществляются за счет республиканского бюджета основанием для отмены решения суда не являются ввиду следующего.

Действительно, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация отнесена к чрезвычайным ситуациям регионального характера.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров), является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Между тем, истцами заявлены исковые требования к Администрации сельского поселения Халиловский сельсовет МP Абзелиловский район РБ как к лицу, в результате неправомерных действий которого по невключению в списки лиц, имеющих право на единовременную выплату, истцами понесены убытки, выразившиеся в неполучении компенсации из федерального и регионального бюджета.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Общие основания ответственности за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, устанавливаются статьей 1064 данного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно требованиям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации - вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Требование о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате действия (бездействия) государственных органов, может быть удовлетворено при установлении судом одновременно следующих обстоятельств: факта причинения убытков, их размера, подтверждения незаконности действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наличия причинной связи между указанными действиями (бездействием) и возникновением убытков.

Поскольку наличие причинной связи между действиями ответчика, выразившимися в невключении граждан в список лиц, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи подтверждается материалами дела, исковые требования заявлены на основании ст.15 ГК РФ в порядке взыскания убытков, причиненных указанными действиями, а также ввиду доказанности причинно-следственной связи между действиями администрации сельского поселения по не включению истцов в соответствующие списки и не получением ими соответствующих выплат суд обоснованно взыскал убытки с Администрации СП Халиловский сельсовет MP Абзелиловский район РБ.

При этом судебной коллегией учитывается то обстоятельство, что бюджет Администрации СП Халиловский сельсовет MP Абзелиловский район РБ. входит в состав бюджета муниципального района Абзелиловский район РБ (консолидированный бюджет).

В целом доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являются основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, правильно определил юридически значимые обстоятельства, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Халиловский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан, апелляционную жалобу администрации муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

справка: судья Янузакова Д.К.