ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8902/2022 от 27.07.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Спичак А.В. УИД 24RS0011-01-2022-000205-46

№ 33-8902/2022

2.129г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июля 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.

судей Гавриляченко М.Н., Потехиной О.Б.

при ведении протокола помощником судьи Яматиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по заявлению прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом доме по адресу:

по апелляционной жалобе законного представителя ФИО1 – ФИО2

на решение Дзержинского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 года, которым постановлено:

«В заявленных требованиях прокурора Дзержинского района Красноярского края поданного в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом доме по адресу: д.Ашпатск – отказать.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Дзержинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратился в суд с заявление об установлении юридического факта постоянного проживания ФИО1 до 07.05.2022 по адресу:. Требования мотивированы тем, что в результате произошедшего 07.05.2022 пожара сгорел жилой , в котором проживал без регистрации по месту жительства ФИО1 В ином порядке кроме судебного установить данный юридический факт невозможно, установление указанного факта необходимо для получения ФИО1 социальных выплат, восстановления его жилищных прав, в том числе возможности участия в государственных программах, направленных на обеспечение жильем граждан, иными мерами материальной поддержки.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней законный представитель ФИО1 – ФИО2 просит решение отменить. Указывает, что дом по адресу:предоставлен по договору аренды отцу ФИО1ФИО10 Большую часть времени несовершеннолетний ФИО1 и ФИО3 находились по указанному адресу, поскольку там располагались хозяйственные постройки и они занимались хозяйством, а в купленном доме по адресу:, делали ремонт, в связи с чем иногда они не могли оставаться там ночевать. Указывает, что все положенные в основу решения доказательства основаны на опросе жителей д. Ашпатск, что опровергается теми же жителями в приложенном к апелляционной жалобе ходатайстве. Указывает, что сгоревший дом был приобретен матерью ФИО1 – ФИО3, и являлся единственным жильем заявителя. Полагает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, поскольку согласно имеющемуся в материалах дела акту обследования от 07.05.2022, составленному комиссией администрации Дзержинского района, ФИО3 и члены ее семьи по состоянию на 07.05.2022 проживали по адресу:, аналогичная информация содержится в справке о составе семьи от 13.05.2022, выданной администрацией Курайского сельсовета на основании похозяйственной книги № 5 за 2022 год (стр. 69), однако данные сведения не учтены судом. Указывает, что заинтересованными лицами по делу должны являться администрация Дзержинского района и Министерство социальной политики Красноярского края, которые не были привлечены судом к участию в деле.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (часть 3 настоящей статьи).

Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" в соответствии с частью 3 статьи 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 ГПК РФ) или оставления заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя процессуального заявителя - прокурора Дубро В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая заявленные прокурором Дзержинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетнего ФИО13 требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 264, 265 ГПК, ст. 72 Конституции РФ, положениями Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», и, оценив представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО1 фактически по состоянию на 07.05.2022 проживал и по настоящее время проживает по адресу:, пришел к выводу об отсутствии сведений с достоверностью доказывающих фактическое постоянное проживание ФИО1 по состоянию на 07.05.2022 по указанному адресу:, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Законом Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" предоставляются следующие меры социальной поддержки:

а) социальная выплата на приобретение жилого помещения;

б) обеспечение жилым помещением путем его строительства и последующего предоставления в собственность или по договору социального найма;

в) единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения.

Согласно п. 1, 2 ст. 3 Законом Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют:

а) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют:

а) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

г) граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживавшими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К членам семьи гражданина относятся проживавшие совместно с ним в утраченном в результате пожара жилом помещении его супруга (супруг), дети и родители (усыновители), а также иные лица, постоянно проживавшие совместно с гражданином на день введения режима чрезвычайной ситуации и признанные в судебном порядке членами его семьи (ч. 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

На основании ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Частью 3 ст. 263 ГПК РФ установлено, что в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу данных норм, юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

В связи с доводами апелляционной жалобы, законным представителем ФИО1 – ФИО2 представлены договор аренды жилого помещения от 15.11.2012, заключенный между СПК «Колос» и ФИО10, договор купли-продажи жилого дома с земельным участком от 10.06.2020, заключенный между ФИО11 и ФИО2, из которого следует, что ФИО2 купила земельный участок и жилой дом по адресу:, а также строения, находящиеся на земельном участке; указанные жилой дом и строения приобретены продавцом у СПК «Колос», однако в установленном законом порядке ФИО11 правоустанавливающие документы не получены.

Судебная коллегия полагала возможным принять указанные договоры в качестве новых доказательств, поскольку обстоятельства, в подтверждении которых они представлены, подлежали выяснению в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, как имеющие значение для правильного разрешения спора, тогда как судом первой инстанции данная процессуальная обязанность не выполнена.

Как следует из материалов дела, заявленные прокурором Дзержинского района Красноярского края в интересах ФИО1 требования об установлении факта проживания в жилом доме направлены на установление соответствующих обстоятельств, являющихся в силу Законом Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 "О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки" необходимыми для разрешения вопроса о получении заявителем мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, приживающим в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 07.05.2020.

При этом право ФИО1 на получение указанных мер социальной поддержки напрямую зависит от того, относится ли мать ФИО1 - ФИО2 к категории граждан, указанных в статье 3 Законом Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742.

Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств с достоверностью не следует, что ФИО2 является собственником утраченного жилого помещения, либо имела на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение.

Таким образом, в данном случае существует подведомственный суду спор о праве на получение заявителем мер социальной поддержки, разрешение которого зависит от установления того, является ли ФИО2 собственником утраченного жилого дома, а также от наличия или отсутствия факта постоянного проживания ФИО1 в утраченном жилом помещении, а такой спор должен рассматриваться в исковом порядке, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для рассмотрения заявленных требований в порядке особого производства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу, вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом доме по адресу:- оставлению без рассмотрения в соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда Красноярского края от 27 мая 2022 года отменить.

Заявление прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах несовершеннолетнего ФИО1 об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом доме по адресу:- оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю и заинтересованному лицу их право разрешить спор в порядке искового производства.

Председательствующий:

Судьи: