ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8909/20 от 16.12.2020 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Панина Е.Ю. Дело № 33-8909/2020 (2-2163/2020)

УИД 22RS0068-01-2020-001695-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Диденко О.В., Сухаревой С.А.,

при секретаре Колесниченко Е.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2020 года по делу

по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о защите пенсионных прав.

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о признании решения ответчика незаконным в части, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы истца, назначить досрочно страховую пенсию по старости.

В обоснование требований истец, с учетом уточнений, указывал на то, что решением ответчика отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При этом незаконно отказано во включении в специальный стаж периодов работы в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Алтайского края в поисково-спасательном отряде в должности спасателя с 7 декабря 2004 года по 30 апреля 2005 года и в краевом казенном учреждении (далее – ККУ) «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в качестве спасателя с 1 мая 2005 года по 13 февраля 2015 года, с 21 февраля 2015 года по 9 марта 2015 года, с 16 марта 2015 года по 25 мая 2015 года, с 10 июня 2015 года по 31 декабря 2018 года, поскольку работа спасателем поиcково-спасательных служб в организации, являющейся структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, подтверждается трудовым договором, выписками из приказов, записями в трудовой книжке. Истец награжден медалями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые являются ведомственными знаками отличия МЧС России. Закон не разделяет спасателей на федеральный или краевой уровень.

Просил включить периоды работы в Главном Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Алтайского края в поисково-спасательном отряде в должности спасателя с 7 декабря 2004 года по 30 апреля 2005 года и в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» в качестве спасателя с 1 мая 2005 года по 13 февраля 2015 года, с 21 февраля 2015 года по 9 марта 2015 года, с 16 марта 2015 года по 25 мая 2015 года, с 10 июня 2015 года по 31 декабря 2018 года в специальный стаж; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с 19 декабря 2019 года.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 в судебном заседании суда первой инстанции на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что из представленных материалов следует, что система МЧС РФ является единой системой, независимо от наименования, финансирования, при проведении спасательных мероприятий в период командировок они подчиняются руководителю МЧС. Руководитель ККУ назначается на должность по представлению начальника ГУ МЧС России по Алтайскому краю.

Представитель ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что вопрос о праве на досрочное назначение пенсии спасателей, проходивших службу в структуре субъекта Российской Федерации при внесении изменений оставался неясным, в связи с чем, первоначально работодателем истца за период в 2004-2005 году были представлены сведения как о работе в особых условиях труда, в последующем представлены уточненные сведения. В лицевом счете в настоящее время за спорный период нет сведений о работе в особых условиях труда.

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 7 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции, иск удовлетворить, ссылаясь на то, что согласно представленным в материалы дела доказательствам ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» входит в систему МЧС России, в связи с чем отказ пенсионного органа в назначении пенсии на основании того, что истец не работал в федеральной системе органов данной службы является незаконным. Работа по профессии спасатель 1, 2, 3 классов и спасателей международного класса в силу подпункта «и» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 и подпункта «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2002 года № 781 дает право на досрочное назначение пенсии. При этом, вопреки выводам суда, законом разделение спасателей на федеральный и краевой уровень не предусмотрено.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы и представленные возражения ответчика, судебная коллегия оснований для отмены решения не усматривает.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

На основании части 1 статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «и» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются

- перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»,

- перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 года № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Исходя из анализа приведенных норм, следует, что круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатели международного класса, руководители аварийно-спасательных подразделений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 с 1 октября 2004 года работал в должности спасателя в Западно-Сибирском поисково-спасательном отряде МЧС России им. В.В. Зюкова (филиал СРПСО МСЧ России); с 7 декабря 2004 года он принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО И ЧС Алтайского края; 30 апреля 2005 года уволен переводом в Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае и 1 мая 2005 года принят переводом на должность спасателя в поисково-спасательном отряде.

6 мая 2011 года Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае переименовано в ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае».

С 23 сентября 2019 года истец продолжает работать в указанном подразделении по настоящее время.

В выписке по лицевому счету ФИО1 спорные периоды указаны как периоды работы в обычных условиях труда.

Привлеченное к участи в деле в качестве третьего лица ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае», являющееся работодателем истца, направило пояснительную записку, в которой указано, что работники аварийно-спасательных служб и формирований, а также сотрудники противопожарных служб, создаваемых в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образования, не входят в организационную структуру МЧС России и правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с чем сведения в отношении истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались.

Также данным учреждением указано, что с 1 января 2005 года во исполнение приказа МЧС России от 6 августа 2004 года № 372 Главное управление по делам ГО и ЧС Алтайского края преобразовано в Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, к полномочиям которого относятся реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Алтайского края, иные полномочия. ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» не является правопреемником Главного управления по делам ГО и ЧС Алтайского края. ККУ «УГОЧС и ПБ в Алтайском крае» возглавляет руководитель – начальник, назначаемый на должность Главой администрации Алтайского края по представлению начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю.

Учреждением представлены нормативные документы, регламентирующие деятельность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Алтайского края, Регламент реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Алтайского края и передаче МЧС России осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмена такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, которыми определен порядок взаимодействия МЧС России и подразделений ГО И ЧС Алтайского края.

Согласно Положению о поисково-спасательном отряде Управления по обеспечению мероприятий в области ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае, поисково-спасательный отряд является структурным подразделением Управления и предназначен для решения задач по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуация на территории Алтайского края (л.д.64 том 1).

Из представленного в материалы дела устава краевого государственного учреждения (далее – КГУ) «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», утвержденном 1 апреля 2005 года следует, что данное учреждение создано на основании постановления Администрации Алтайского края 3 марта 2005 года № 116 и является краевым органом исполнительной власти, осуществляющим функции обеспечения предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории края, учредителем которого является Администрация Алтайского края (пункты 1.1, 1.3) (л.д.54-55 том 1).

КГУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» переименовано в краевое казенное учреждение «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», которое также является краевым казенным учреждением, предназначенным для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае. Координацию и регулирование основных видов деятельности осуществляет администрация Алтайского края, в лице губернатора Алтайского края. Финансовое обеспечении деятельности Управления осуществляется за счет средств краевого бюджета (пункт 1.5 Устава) (л.д.89 том 1).

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, ККУ «Управления по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» является краевым органом, уполномоченным на выполнение функций в указанной сфере.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы истца, поскольку ФИО1 осуществлял службу в качестве спасателя в учреждении, образованном субъектом Российской Федерации, работа в котором не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.

Соглашаясь с указанными выводами суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в их опровержение доводы апелляционной жалобы как несостоятельные и считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с подпунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 данного закона состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Между тем, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, функционирует путем взаимодействия, закрепленного в частности в приведенном выше соглашении, и не означает отнесение службы спасателя в органе, обеспечивающем деятельность по делам ГО и ЧС на уровне субъекта Российской Федерации (в Алтайском крае) к службе в структуре федерального органа.

Так, в силу подпункта «д» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8).

Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Такая позиция отражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года № 551-О-П.

Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов службы, проходившей в органах ГО, ЧС и ПБ в Алтайском крае, не имелось.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную истцом в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда, основанных на нормах действующего пенсионного законодательства, в связи с чем, не могут повлечь отмену решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 7 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 – ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Панина Е.Ю. Дело № 33-8909/2020 (2-2163/2020)

УИД 22RS0068-01-2020-001695-42