ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8910 от 11.09.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья: Торопицына Л.Ю. Дело№ 33-8910

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Лаврентьева В.Ю.,

Судей Валуевой Л.Б., Опалевой Т.П.,

При секретаре Семченко И.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 11 сентября 2013 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ильинского района Пермского края на решение Ильинского районного суда Пермского края от 01 июля 2013 года, которым постановлено:

«Отказать в удовлетворении заявления прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 о признании незаконным решения от 17.06.2013 года об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребёнка.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Валуевой Л.Б., объяснения прокурора Третьяковой О.В., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

Установила:

Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением в интересах ФИО1 и её несовершеннолетнего сына Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании незаконным решения от 17.06.2013 года об отказе в назначении ФИО1 единовременного пособия при рождении ребёнка, принятое начальником отдела по Ильинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края, просил обязать устранить допущенное нарушение прав путем принятия решения о назначении единовременного пособия при рождении ребёнка ФИО1 в соответствии с законодательством РФ, установить начальнику отдела по Ильинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления № 2 Министерства социального развития Пермского края ФИО2 срок для исполнения решения суда 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с ч.2 статьи 206 ГПК РФ.

Заявленные требования прокурор мотивировал следующим: в ходе проведенной прокуратурой Ильинского района проверки по обращению ФИО1 установлено, что 13.06.2013 года ФИО1 обратилась в Межрайонное территориальное управление № 2 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребёнка Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив при этом полный пакет необходимых документов, но должностным лицом (начальником отдела ФИО2) было принято решение об отказе в назначении данного пособия, о чем ФИО1 было направлено уведомление об отказе в назначении пособия от 17.06.2013 года за № 83.

Отказ в назначении пособия был мотивирован тем, что в связи с прохождением отцом ребенка ФИО3 военной службы по контракту за выплатой единовременного пособия необходимо обратиться по месту службы отца ребенка в войсковую часть ** города Петропавловск-Камчатский.

Прокурор полагал, что исходя из интересов ФИО1 и несовершеннолетнего Т., проживающего совместно с матерью и учитывая то обстоятельство, что родители ребенка в браке не состоят, необходимо руководствоваться положениями п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н, в части, регламентирующей предоставление пособия родителям ребенка, чей брак расторгнут.

Согласно указанной норму единовременное пособие при рождении ребенка должно быть назначено и выплачено по месту жительства ФИО1 отделом по Ильинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края.

В судебном заседании прокурор поддержал требования по вышеизложенным доводам.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснив, что является студенткой техникума, обучалась по очной форме, в настоящее время находится в академическом отпуске в связи с уходом за сыном, отец ребёнка проходит военную службу по контракту.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что действовала в рамках действующего законодательства, руководствовалась ст.3 Федерального закона РФ от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п.27 раздела 4 «Единовременное пособие при рождении ребёнка» Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 года № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», согласно которому единовременное пособие при рождении ребёнка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы) или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребёнок совместно проживает, в случае, если родитель не работает (не служит). Поскольку отец ребёнка проходит военную службу по контракту, то за выплатой пособия должен обратиться он, так как мать ребёнка ФИО1 не работает.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в
апелляционном представлении прокурор Ильинского района Пермского края, полагая его незаконным и необоснованным. При рассмотрении дела было установлено, что ребенок проживает совместно с матерью, которая не работает, отец ребенка проходит военную службу в Петропавловск-Камчатский, брак между ними не зарегистрирован. Поскольку порядок выплаты пособия в случае, когда родители ребенка в браке не состоят, законодательно не урегулирован, суду следовало руководствоваться п. 27 Положения в части, регламентирующей предоставление пособия родителям ребенка, чей брак расторгнут.

Вывод суда о законности решения об отказе в выплате пособия является неверным.

В возражениях на апелляционное представление заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения.

Проверив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ч.1 ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и - свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно статье 11 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребёнка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 года N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Согласно п. 27 Порядка лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).

В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.

В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.

Если брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае если родитель не работает (не служит).

Аналогичный порядок установлен Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при рождении ребенка через органы социальной защиты населения, утвержденным Приказом Министерства социального развития Пермского края от 06.08.2012 N СЭД-33-01-02-251 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при рождении ребенка через органы социальной защиты населения".

Из материалов дела следует: согласно справке о рождении Т. родился ДД.ММ.ГГГГ года, его родителями являются ФИО3, ФИО1 Брак между ФИО3 и ФИО1 не зарегистрирован. Совместно на момент рождения ребенка и в настоящее время ФИО1 и ФИО3 не проживали.

ФИО1, является студенткой ФИО4, единовременное пособие при рождении ребёнка не получала.

Согласно паспорту ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в п. Ильинский, ул. ****.

13.06.2013 года ФИО1 обратилась в Межрайонное территориальное управление № 2 Министерства социального развития Пермского края с заявлением о назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребёнка Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив при этом полный пакет необходимых документов.

В назначении пособия ФИО1 было отказано со ссылкой на пункт 1.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при рождении ребенка через органы социальной защиты населения, утверждённого Приказом Министерства социального развития Пермского края от 06.08.2012 года И СЭД-33-01-02-251, согласно которому в случае, если один из родителей либо лицо его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и

выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.

Суд первой инстанции посчитал отказ в назначении ФИО1 единовременного пособия законным и обоснованным, указав, что ребёнок заявителя имеет обоих родителей, отец ребёнка подлежит обязательному социальному страхованию, и, поскольку мать ребёнка не работает, именно отец как один из родителей, имеет право на получение пособия при рождении ребёнка по месту прохождения военной службы по контракту; положения ст.27 Порядка от 23.12.2009 года N 1012н относительно женщин, расторгнувших брак, к данной спорной ситуации неприменимы.

Выводы суда основаны на неверном применении норм материального права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Из справки войсковой части следует, что ФИО3 проходит военную службу по контракту в г. Петропавловск-Камчатский, пособие при рождении ребёнка Т. не получал и получать не будет.

Довод апелляционного представления о том, что, поскольку порядок выплат пособия в случае, если родители ребенка не состоят в браке, законодательство не урегулирован, необходимо руководствоваться положениями п. 27 Порядка в части, регламентирующей предоставление пособия родителям ребенка, брак которых расторгнут, заслуживает внимания.

В противном случае права матери, не состоящей в браке, вместе с которой проживает несовершеннолетний ребенок при раздельном проживании родителей, оказались бы ущемленными по сравнению с правами матери, чей брак с отцом ребенка расторгнут, что недопустимо.

При определении порядка выплаты пособия в случае расторжения брака родителями ребенка законодатель исходил из условия о том, что право на получение пособия по месту своего жительства имеет тот родитель, вместе с которым проживает ребенок. В случае аналогичной ситуации при том, что брак между родителями ребенка не заключался, применению подлежит вышеуказанный порядок. Оснований, по которым установленный порядок в случае расторжения брака нельзя распространить на случаи, если брак не заключен, судебная коллегия не усматривает.

Исходя из изложенного заявленные прокурором требования являются обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 193,328 ГПК РФ судебная коллегия

Определила:

Решение Ильинского районного суда Пермского края от 01 июля 2013 года отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Признать незаконным решение от 17.06.2013г. об отказе в назначении единовременного пособия при рождении ребенка ФИО1, принятое начальником отдела по Ильинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края ФИО2

Обязать начальника отдела по Ильинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края ФИО2 устранить допущенное нарушение прав ФИО1 и принять решение о назначении единовременного пособия при рождении ребенка ФИО1 в соответствии с законодательством РФ.

Установить начальнику отдела по Ильинскому муниципальному району Межрайонного
территориального управления №2 Министерства социального развития Пермского края Катаевой
О.В. срок для исполнения решения суда 10 дней с момента вступления решения суда
в законную силу в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.   

Председательствующий:

Судьи: