Судья Давыдова Ю.С. Дело № 33-8910/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2015 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Морозовой А.А.,
с участием прокурора Фоминой П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Шипуновского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по иску
ФИО1 к администрации Шипуновского района Алтайского края, Шипуновскому районному Совету депутатов Алтайского края об оспаривании нормативного правового акта, признании незаконным перерасчета пенсии за выслугу муниципальной службы, взыскании задолженности по невыплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шипуновского района Алтайского края, Шипуновскому районному Совету депутатов Алтайского края, в котором с учетом уточнения просил признать перерасчет его государственной пенсии за выслугу муниципальной службы в сторону уменьшения незаконным, подтвердить право на получение пенсии в прежнем размере, возложить на администрацию Шипуновского района Алтайского края обязанность проиндексировать сумму пенсии за выслугу муниципальной службы на уровень инфляции в потребительском секторе Алтайского края, взыскать задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу муниципальной службы за период с июня 2014 года по февраль 2015 года с учетом индексации в размере <данные изъяты>., признать недействующим с момента принятия Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района Алтайского края, должность главы администрации Шипуновского района Алтайского края, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района Алтайского края и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района Алтайского края, утвержденное решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 16/14, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что в ДД.ММ.ГГ по достижении пенсионного возраста ему, как бывшему заместителю главы района по социальным вопросам, в соответствии с Положением о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района, утвержденным решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 18 сентября 2009 года № 9/9, была назначена пенсия за <данные изъяты> выслугу муниципальной службы, выплачиваемая за счет средств районного бюджета в сумме <данные изъяты> руб. С учетом произведенных в дальнейшем индексаций размер пенсии составил <данные изъяты>.
Решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 16/14 утверждено новое Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района Алтайского края, должность главы администрации Шипуновского района Алтайского края, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района Алтайского края и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района Алтайского края.
ДД.ММ.ГГФИО1 обратился в администрацию Шипуновского района Алтайского края с заявлением об официальном уведомлении о размере пенсии за выслугу муниципальной службы в связи с принятием указанного Положения, на которое был получен ответ о том, что пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГ установлена в размере 500 руб. ежемесячно.
По мнению ФИО1 оспариваемое Положение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Федеральному закону от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Алтайского края от 28 октября 2005 года № 78-ЗС «О государственной гражданской службе Алтайского края», Закону Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае», а также другому нормативному правовому акту органа местного самоуправления – Положению «О муниципальной службе в Шипуновском районе», утвержденному решением Шипуновского районного Совета депутатов от 28 июля 2009 года № 8/7, действующему в настоящее время. Изменение нормативного регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет, ухудшает положение истца и умаляет его право на получение пенсии в прежнем размере в нарушение положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Шипуновского районного суда от 16 июня 2015 года исковое заявление удовлетворено частично. Постановлено взыскать с администрации Шипуновского района Алтайского края в пользу ФИО1 задолженность по выплате ежемесячной пенсии за выслугу муниципальной службы за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>., расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>., а всего – <данные изъяты>. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит изменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование на прежние доводы, изложенные в исковом заявлении, поданном в суд первой инстанции, полагая, что при рассмотрении дела судом неправильно применены нормы материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец ФИО1, прокурор, иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Проверив дело в полном объеме в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав ФИО1, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего об отмене решения суда в части отказа в индексации взысканных сумм, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, замещавшему должность заместителя главы администрации района в течение <данные изъяты> лет, на основании заключения комиссии по рассмотрению вопросов назначения пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГ<номер> распоряжением администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ<номер> с ДД.ММ.ГГ назначена ежемесячная доплата к пенсии в таком размере, чтобы сумма страховой части пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 48 % месячного оклада заместителя главы администрации района. Назначение доплаты в указанном размере (в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.) соответствовало требованиям действовавшего на момент принятия вышеназванного решения Положения о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района, утвержденного решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 18 сентября 2009 года № 9/9, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
ДД.ММ.ГГ решением Шипуновского районного Совета депутатов № 16/14 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района Алтайского края, должность главы администрации Шипуновского района Алтайского края, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района Алтайского края и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района Алтайского края (далее также – Положение), согласно которому с ДД.ММ.ГГ размер доплаты для истца составил 500 руб. в месяц.
Как правильно установлено районным судом и следует из материалов дела, проект решения об утверждении вышеназванного Положения был разработан Шипуновским районным Советом депутатов Алтайского края, ДД.ММ.ГГ в отношении этого проекта прокурором Шипуновского района дано заключение (л.д. 87-88). На основании ходатайства главы администрации района ФИО2 от ДД.ММ.ГГ (л.д.76) Положение вынесено на рассмотрение депутатов районного Совета, и утверждено решением на 16-ой сессии районного Совета депутатов пятого созыва ДД.ММ.ГГ большинством голосов, что соответствует ст. 28-<адрес> Совета депутатов Алтайского края (л.д. 103-104).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый истцом нормативный правовой акт принят Шипуновским районным Советом депутатов Алтайского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, а также обнародованию этого акта, учитывая его публикацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет – на сайте администрации Шипуновского района Алтайского края 23 декабря 2014 года и в районной газете «Степная Новь».
Правильным является также вывод суда о том, что оспариваемое Положение не противоречит положениям федерального законодательства и законодательства Алтайского края, при этом вопрос о размере пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, выплачиваемой дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Так, согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Такое пенсионное обеспечение, в силу п. 1 ст. 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений указывал, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение государственной пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушает (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).
Указанная правовая позиция, отраженная, в том числе, в определении Конституционного Суд Российской Федерации в от 28 мая 2009 года № 698-О-О, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Частью 2 статьи 9 Закона Алтайского края от 07 декабря 2007 года № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, вопрос о пенсионном обеспечении муниципальных служащих за выслугу лет отнесен федеральным законодательством и законодательством Алтайского края к компетенции органов муниципальных образований.
По своей правовой природе право муниципального служащего на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, которая устанавливается лишь при наличии надлежащего финансирования из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таком положении орган муниципального образования вправе изменить размер ежемесячных выплат муниципальным служащим за выслугу лет, в том числе, в сторону их уменьшения.
Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку основаны на неправильном толковании правовых норм.
То обстоятельство, что в настоящее время наряду с оспариваемым нормативным правовым актом продолжает действовать Положение «О муниципальной службе в Шипуновском районе», утвержденное решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 28 июля 2009 года № 8/7, регулирующее, в том числе, вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих в порядке аналогичном утратившему силу Положению о порядке назначения, индексации и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Шипуновского района, должности в органах государственной власти и управления Шипуновского района и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Шипуновского района, утвержденному решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 18 сентября 2009 года № 9/9, не свидетельствует о незаконности оспариваемого нормативно-правового акта, который имеет равную юридическую силу с решением Шипуновского районного Совета депутатов Алтайского края от 28 июля 2009 года № 8/7, но принят позднее, при этом по отношению к Положению о муниципальной службе имеет специальный характер, поскольку регулирует более узкий круг общественных отношений.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для индексации суммы образовавшейся у администрации Шипуновского района перед истцом задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку в силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую в обоснование иска ссылался ФИО1, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под которыми понимаются, в том числе, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Исходя из того, что размер ежемесячной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ составлял <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – 500 руб., а также принимая во внимание индексы потребительских цен в указанный период времени (2014 год: июнь – 100,1; июль – 100,6; август – 100,7; сентябрь – 100,6; октябрь – 100,7; ноябрь – 101,2; декабрь – 102,7; 2015 год: январь – 103,5; февраль – 102,3), сумма задолженности с учетом индексации ежемесячной доплаты к пенсии составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Поскольку районным судом требования в части взыскания задолженности по выплате ежемесячной пенсии за выслугу муниципальной службы за вышеуказанный период были удовлетворены, в пользу истца взыскано <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., однако индексация суммы задолженности не произведена, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания суммы индексации ежемесячной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> - <данные изъяты> = <данные изъяты>), в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шипуновского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части отказа в удовлетворении требований о взыскании суммы индексации задолженности по выплате ежемесячной доплаты к пенсии отменить и принять в данной части новое решение.
Взыскать с администрации Шипуновского района Алтайского края в пользу ФИО1 сумму индексации ежемесячной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи