Судья Войтко Н.Р.
Дело № 33-8912-2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Швецова К.И., Кузнецовой Г.Ю.,
при секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 01 августа 2016 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 10 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения истца ФИО1,
изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве о включении в ее специальный трудовой стаж периода работы с 18.03.1998 г. по 31.10.2000 г. в должности медицинской сестрой специализированного отделения Центра социального обслуживания населения Управления социальной защиты населения администрации г. Лысьвы, так как считает, что она в указанный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также периодов курсов повышения квалификации с 14.09.2001 г. по 16.09.2001 г., с 10.01.2007 г. по 14.03.2007 г., с 03.09.2007 г. по 25.10.2007 г., с 06.11.2012 г. по 30.11.2012 г., просила назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней - с 22.12.2015 г.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением Лысьвенского городского суда Пермского края от 10.05.2016 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Лысьве Пермского края возложена обязанность зачесть ФИО1 в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.09.2001 г. по 16.09.2001 г., с 10.01.2007 г. по 14.03.2007 г., с 03.09.2007 г. по 25.10.2007 г., с 06.11.2012 г. по 30.11.2012 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с 18.03.1998 г. по 31.10.2000 г. в должности медицинской сестрой специализированного отделения Центра социального обслуживания населения Управления социальной защиты населения администрации г. Лысьвы, так как она работала в учреждении, осуществлявшем лечебную деятельность, при этом ведомственная подчиненность учреждения и муниципальная форма собственности правового значения имеют.
По мнению истца, суд необоснованно не отнес Центр социального обслуживания населения к учреждениям, осуществляющим лечебную деятельность. Из Письма Министерства труда и социального развития РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК, которым утверждена Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, следует, что данные учреждения осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Она работала в указанном Центре социального обслуживания населения в должности медицинской сестры, оказывала медицинские услуги на дому, для оказания социально-бытовых услуг в штате Центра имелись социальные работники.
Истец просит включить указанный период работы в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 22.12.2015 г.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3,4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 9 от 09.02.2016 г. Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Лысьве ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что продолжительность ее стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составила 27 лет 16 дней.
При этом в ее специальный стаж не были включены периоды курсов повышения квалификации с 14.09.2001 г. по 16.09.2001 г., с 10.01.2007 г. по 14.03.2007 г., с 03.09.2007 г. по 25.10.2007 г., с 06.11.2012 г. по 30.11.2012 г. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что повышение квалификации являлось необходимым условием осуществления лечебной деятельности по занимаемой истцом должности медицинской сестры, в указанные периоды времени за ней сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем указанные периоды подлежат включению в специальный стаж. В указанной части решение суда сторонами не обжалуется.
Судебная коллегия также считает обоснованным решение суда в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы ФИО1 с 18.03.1998 г. по 31.10.2000 г. в должности медицинской сестры специализированного отделения Центра социального обслуживания населения Управления социальной защиты населения администрации г. Лысьвы, поскольку данный вид учреждения не поименован ни в Списке должностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, ни в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, ни в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
ФИО1 в период с 18.03.1998 г. по 31.10.2000 г. работала ни в учреждении здравоохранения, а в учреждении социального обслуживания. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, не относил работу в данных учреждениях к лечебной деятельности.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 поименованы учреждения социального обслуживания: социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом - интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; дом - интернат для умственно отсталых детей; дом - интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью. Т.е. в Список включены учреждения социального обслуживания, осуществлявшие лечебную деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения в условиях стационарного социального обслуживания.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, также поименованы социальный приют для детей и подростков; реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; дом-интернат для престарелых и инвалидов; специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов; психоневрологический интернат; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; дом-интернат для детей с физическими недостатками; дом милосердия; геронтологический (геронтопсихиатрический, гериатрический) центр; реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью; дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр социальной аптации для лиц без определенного места жительства и занятий. Центр социального обслуживания населения, как учреждение, созданное органом местного самоуправления, оказывающее социально-медицинское обслуживание граждан на дому, не указан в данном Списке.
Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, доведенной до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Письмом Министерства труда и социального развития РФ от 05.01.2003 г. № 30-ГК, предусмотрены стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, учреждения (отделения) полустационарного социального обслуживания этих же категорий граждан, которые включены в вышеуказанные Списки должностей и учреждений, дающие право на досрочное назначение пенсии по старости, а также учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, которые не поименованы в указанных Списках.
Их материалов дела следует, что ФИО1 в период с 18.03.1998 г. по 31.10.2000 г. работала в должности медицинской сестры специализированного отделения Центра социального обслуживания населения Управления социальной защиты населения администрации г. Лысьвы, которое оказывало социально-бытовое обслуживание и доврачебную медицинскую помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Данный вид деятельности не включен в Списки должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, поэтому пенсионный орган обоснованно отказал ФИО2 во включении указанного периода работы в специальный стаж.
Поскольку на дату обращения с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости (22.12.2015 г.) специальный стаж ФИО1 даже с учетом включения в него периодов курсов повышения квалификации был менее 30 лет, то суд первой инстанции обоснованно отказал ей в удовлетворении требования о назначении пенсии с указанной даты.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд правильно разрешил спор, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 10 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: