ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8931/2016 от 20.06.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Семеняченко А.В. Дело № 33-8931/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Татуриной С.В.

судей: Котельниковой Л.П., Маримова В.П.

при секретаре Забурунновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таганрогского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к ЗАО «Тандер» о признании незаконным бездействие ЗАО «Тандер», обязании устранить нарушения законодательства по апелляционной жалобе ЗАО «Тандер» на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Таганрогский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ЗАО «Тандер» о признании незаконным бездействие ЗАО «Тандер», обязании устранить нарушения законодательства.

В обоснование указанных требований истец указал, что Таганрогской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ЗАО «Тандер» в лице обособленного подразделения гипермаркет «Магнит» в г. Таганроге требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки установлено, что 12.03.2014г. ЗАО «Тандер» уведомило Таганрогскую таможню о заключении трудового договора № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН между ЗАО «Тандер» и ФИО8., согласно которому он принят на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

На основании указанного трудового договора издан приказ № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.03.2014г. о приеме на заботу ФИО9. Истец до 31.07.2013года замещал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Таганрогской таможни. В письме гипермаркета «Магнит» от 18.02.2014 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, направленном в Таганрогскую таможню, не указаны сведения, содержащиеся в пп. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», а именно должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).

Таким образом, должностные лица гипермаркета «Магнит» не сообщили полные сведения представителю нанимателя (Таганрогской таможне), установленные федеральным законодательством. По итогам проверки Таганрогской транспортной прокуратурой директору обособленного подразделения гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге 17.03.2015г. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих, за исходящим номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Обособленное подразделение гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге до настоящего времени нарушения требований указанного законодательства не устранены, предприятие пренебрежительно относится к выполнению возложенных на него законодательством обязанностей, что ведет к нарушению принципа неукоснительного исполнения законов, препятствует осуществлению профилактики коррупции, чем затрагивает интересы Российской Федерации.

На основании изложенного, истец просил признать незаконным бездействие ЗАО «Тандер» в лице обособленного подразделения гипермаркет «Магнит» в г. Таганроге, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, указанных в представлении Таганрогской транспортной прокуратуры от 17.03.2015 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обязать ЗАО «Тандер» в лице обособленного подразделения гипермаркет «Магнит» в г. Таганроге направить в Таганрогскую таможню сведения, содержащиеся в пп. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», а именно о должности государственной службы, замещаемой ФИО10 непосредственно перед увольнением из Таганрогской таможни (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).

Помощник Таганрогского транспортного прокурора в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие ЗАО «Тандер» в лице обособленного подразделения гипермаркет «Магнит» в г. Таганроге, выразившееся в непринятии мер к устранению нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, указанных в представлении Таганрогской транспортной прокуратуры от 17.03.2015 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Суд обязал ЗАО «Тандер» в лице обособленного подразделения гипермаркет «Магнит» в г. Таганроге направить в Таганрогскую таможню сведения, содержащиеся в пп. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы», а именно о должности государственной службы, замещаемой ФИО11. непосредственно перед увольнением из Таганрогской таможни (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).

Суд взыскал с ЗАО «ТАНДЕР» госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 6000 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности. Просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Апеллянт указывает, что для категорий работников, к которым относится ФИО12. установленная обязанность работодателя по предоставлению сведений по прежнему месту работы законом не предусмотрена.

Также апеллянт указывает, что среди должностных обязанностей ФИО13. на текущей должности отсутствуют функции государственного (административного) управления ЗАО «Тандер», которые бы входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего по прежнему месту работы. Обязанности ФИО14. по месту новой работы полностью отличаются от тех, которые работник выполнял, будучи на государственной службе.

Представитель ЗАО «Тандер» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

Помощник Таганрогского транспортного прокурора в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, проверкой Таганрогской транспортной прокуратуры было установлено, что 12.03.2014г. ЗАО «Тандер» уведомило Таганрогскую таможню о заключении 11.03.2014 г. трудового договора № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН между ЗАО «Тандер» и ФИО15., в соответствии с которым последний принят на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

На основании заключенного с ним трудового договора работодателем был издан приказ от 11.03.2014 г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о приеме на работу ФИО16.

Также в ходе проведенной Таганрогской транспортной прокуратурой проверки было установлено, что ФИО17. до 31.07.2013г. замещал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Таганрогской таможни.

Таганрогской транспортной прокуратурой директору обособленного подразделения гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге 17.03.2015г. было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, причин и условий, им способствующих, за исходящим номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Судом установлено, что в резолютивной части представления содержалось требование о его рассмотрении и незамедлительном принятии исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно заключению комиссии по рассмотрению представления, являющемуся приложением к ответу директора обособленного подразделения гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге от 16.04.2015 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, предоставление информации в объеме, отличающимся от установленного законом, в данном случае не может быть квалифицировано как нарушение установленного законодательством о противодействии коррупции порядка, ввиду отсутствия законодательно установленной обязанности извещать работодателя по прежнему месту работы в отношений подобных категорий сотрудников.

Разрешая требования по существу, суд исходил из того, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку обособленное подразделение гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге до настоящего времени нарушения требований законодательства не устранило.

Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.

Так, согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ст. 7.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФТС России от 13.09.2011 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утвержден перечень должностей федеральной государственной службы в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Согласно п. 2 приказа ФТС России от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы» при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» руководителям федеральных государственных органов поручено утвердить в соответствии с разделом III перечня должностей, утвержденного данным Указом, перечни конкретных должностей федеральной государственной службы в соответствующих федеральных государственных органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700, действовавшим на момент направления гипермаркетом «Магнит» уведомления, был установлен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Согласно упомянутому порядку письмо, оформленное в соответствии с п.п. 2, 3 Постановления, направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.

В силу требований пункта 2 Постановления в письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гра­жданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Как следует из письма гипермаркета «Магнит» от 18.02.2014 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, направленном в Таганрогскую таможню, не указаны сведения, содержащиеся в пп. «в» п. 2 Постановления, а именно должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке).

Таким образом, обособленное подразделение гипермаркета «Магнит» в г. Таганроге до настоящего времени нарушения требований законодательства не устранило.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Между тем, в резолютивной части решения имеется ссылка на вышеуказанное Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, завещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации», которое на момент вынесения решения суда утратило законную силу, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29, утвердившего Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы.

Судебная коллегия считает, что ссылка в резолютивной части решения суда на момент его вынесения на утративший силу нормативный акт, с указанием на необходимость выполнения содержащихся в нем предписаний, является недопустимой, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части, заменив указание на утратившее силу Постановление Правительства от 08.09.2010 № 700 на Постановление Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29, содержащее аналогичные ранее действовавшим предписания.

Суд апелляционной инстанции вправе привести в соответствие резолютивную часть решения.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

В целом доводы жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств, иное толкование норм материального права. Все обстоятельства были предметом обсуждения в суде первой инстанции, других доказательств суду не представлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления в полном объеме по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328, ст.329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 года изменить, заменив в абз. 3 резолютивной части решения суда указание на пп. «в» п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы» на Постановление Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29.

В остальной части решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО « Тандер» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 июня 2016 года