ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8943 от 09.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33-8943 судья Бойко З.А. 2018 год

Апелляционное определение

09 октября 2018 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Гоцкалюка В.Д., Чистяковой Т.И.,

при секретаре судебного заседания Садыховой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании права на получение пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 - отказать»,

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР в Феодосии Республики Крым (межрайонному), в котором просила признать за ней право на получение пенсии в полном объеме за период с марта 2014 года по март 2015 года, и обязать ответчика выплатить ей сумму недополученной страховой пенсии за указанный период.

В обоснование заявленных требований истица указала, что решением Феодосийского городского суда Республики Крым по делу от 15.09.2014 установлен факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым в <адрес> с 2002 года, в том числе по состоянию на 18.03.2014.

Истцом 07.10.2015 был получен паспорт гражданина Российской Федерации. 15.11.2015 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о начислении и выплате ей пенсии, в результате чего ей была назначена пенсия за 6 месяцев, предшествующих регистрации на территории Российской Федерации на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, с чем истица не согласна, полагая, что назначение пенсии по вышеприведенным основаниям неправомерно.

В судебном заседании суда первой инстанции истица просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения иска.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на его необоснованность, неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.

Извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ стороны спора в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу норм ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует вышеизложенным требованиям.

Как следует из материалов дела, решением Феодосийского городского суда Республики Крым по делу от 15.09.2014 установлен факт постоянного проживания гражданки Украины ФИО1 на территории Республики Крым в <адрес> с 2002 года, в том числе по состоянию на 18.03.2014.

07.10.2015 истицей получен паспорт гражданки Российской Федерации, а с 29.10.2015 она была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

11.11.2015 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о запросе выплатного дела в УПФУ в Саксаганском районе г. Кривой Рог и осуществлении выплаты страховой пенсии по старости.

10.12.2015 выплатное дело поступило к ответчику, в котором имеются сведения о выплате истцу пенсии УПФ в Саксаганском районе г. Кривой Рог по апрель 2014 года включительно.

Решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) от 28.12.2015 ответчиком пенсионное дело ФИО1 поставлено на учет и ей назначена страховая пенсия с 01.04.2015 (с учетом уточнения), то есть за шесть месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации в размере 6505,04 руб. ежемесячно.

При назначении пенсии истцу ответчик руководствовался нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13 марта 1992 г.), с чем согласился суд первой инстанции.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что ответчик правомерно назначил истице страховую пенсию с 01.04.2015 является ошибочным.

В силу абз. 3 ст. 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству является определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 (ред. от 09.02.2012) "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Разрешая спор, суд неверно определил закон, которым следует руководствоваться.

Так, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный закон № 208-ФЗ от 21.07.2014) указанный Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Поскольку ФИО1, как было установлено вступившим в законную силу решением Феодосийского городского суда Республики Крым по делу от 15.09.2014 по состоянию на 18.03.2014 постоянно проживала на территории Республики Крым, возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.

Как было указано выше ФИО1 обратилась к ответчику 11.11.2015 с заявлением о запросе выплатного дела в УПФУ в Саксаганском районе г. Кривой Рог и осуществлении выплаты страховой пенсии по старости. Запрашиваемое пенсионное дело поступило к ответчику 10.12.2015 с указанием о том, что пенсия истице выплачена по апрель 2014 года включительно.

Учитывая, что ФИО1, относится к категории граждан, указанных в части 1 статьи 1 Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014, подала заявление о выплате страховой пенсии в установленный ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014 период, а также то, что в УПФУ в Саксаганском районе г. Кривой Рог пенсия ей с 01.01.2015 по день обращения к ответчику выплачена не была, назначение ответчиком ФИО1 пенсии с 01.04.2015 не основано на законе.

В таком случае ответчику следовало назначить и осуществлять выплату страховой пенсии с 01.01.2015 в порядке, установленном нормами Федерального закона № 208-ФЗ от 21.07.2014.

Вместе с тем, обязанность выплаты страховой пенсии истцу ранее 01.01.2015 у ответчика отсутствует, поскольку он в силу вышеприведенных норм права осуществляет функцию по установлению пенсий с 01.01.2015.

Также следует учитывать, что ответчик не является правопреемником управления Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных подразделений, осуществлявших свою деятельность на территории Республики Крым по 31.12.2015 исходя из следующего.

Как следует из статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Постановлением Государственного совета Республики Крым от 18 апреля 2014 г. № 2060-6/14 «О внесении изменений в постановление Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период» ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.

Постановлением Государственного совета Республики Крым от 26 марта 2014 г. № 1826-64 "О Пенсионном фонде Республики Крым" утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, в соответствии с которым Пенсионный фонд Республики Крым является органом исполнительной власти Республики Крым, подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.

Согласно подпункту 3 пункта 4 Временного положения о Пенсионном фонде Республики Крым в его функции входит своевременное и в полном объеме финансирование и выплата пенсий, помощи на погребение, других выплат, которые согласно законодательству осуществляются за счет бюджета Пенсионного фонда и других источников. При этом согласно пункту 8 названного Временного положения Пенсионный фонд реализует свои полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2014 года № 1562–р «Об отмене регистрации Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных управлений», распоряжением Совета министров Республики Крым от 26 декабря 2014 года № 1563–р «Об утверждении ликвидационных балансов Пенсионного фонда Республики Крым и его территориальных управлений», территориальные управления Пенсионного фонда Республики Крым ликвидированы без правопреемства.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а иск ФИО1 частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 17 июля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании права на получение пенсии и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить и выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с 01 января 2015 года.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Председательствующий:

Судьи: