ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8948/2016 от 14.09.2016 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Черноморец Т.В. Дело № 33-8948/2016

Строка по статотчету 068г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Ивановой В.П.,

судей Гапоненко Л.В., Сафаралеева М.Р.,

при секретаре Карабалиной К.Т.,

рассмотрела в судебном заседании 14.09.2016 дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказания России на решение Первомайского районного суда г. Омска от 01.07.2016, которым постановлено:

«Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний <...> об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из пяти человек с <...>

Заслушав доклад судьи Ивановой В.П., судебная коллегия Омского областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Омской области об оспаривании отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложения обязанности постановки на учет.

В обоснование заявленных требований указал, что с <...> году по настоящее время он проходит службу в УФСИН России по Омской области в должности <...>. <...> он подал в УФСИН России по Омской области рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. <...> ему была вручена выписка из протокола № <...> от <...> заседания комиссии ФСИН России, согласно которой, ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. Считает, что данный отказ является незаконным, поскольку к заявлению (рапорту) им были приложены все документы необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет, что подтверждается решением территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области. Сына от первого брака – Л, <...> года рождения в рапорте о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты он не указал, поскольку после расторжения брака с Л в <...>, сын стал проживать со своей матерью в ее квартире, будучи зарегистрированным по месту жительства истца. <...> по просьбе бывшей супруги он снял с регистрационного учета сына Л, чтобы зарегистрировать его по месту постоянного проживания со своей матерью.

Просил признать незаконными действия ФСИН России и УФСИН России по Омской области об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; обязать ФСИН России и УФСИН России по Омской области устранить допущенное нарушение, поставить ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с момента подачи рапорта, то есть с <...>.

В судебное заседание ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца по ордеру ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков - УФСИН России по Омской области, ФСИН России по доверенности ФИО3 не согласилась с заявленными исковыми требованиями. Суду пояснила, в связи с не предоставлением заявителем информации на совместно проживающего сына от первого брака Л, а также выписки из ЕГРП на несовершеннолетнего сына заявителю отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель ответчика ФИО3, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что вопреки положениям пп. «и» п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, истцом не представлена выписка из ЕГРП на несовершеннолетнего сына, являющегося членом семьи ФИО1 Соответственно, у комиссии ФСИН России при рассмотрении рапорта и документов заявителя отсутствовала возможность оценить обеспеченность членов семьи истца жилым помещением, а также право самого заявителя на постановку на учет, в случае совершения членами семьи сотрудника действий, повлекших ухудшение жилищных условий.

Проверив материалы дела, заслушав представителя ФСИН России, УФСИН России по Омской области ФИО4, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя истца - ФИО5, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 24.04.2013.

Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте «и» указаны: документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Аналогичное положение предусматривалось в п. 5 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496.

В соответствии с п. 12 Правил, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий, а именно, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.

При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 является <...> УФСИН России по Омской области (место дислокации г. Омск), служит в уголовно-исполнительной системе с <...> по настоящее время. Стаж службы по состоянию на <...> составляет в календарном исчислении <...>

<...>ФИО1 обратился в комиссию УФСИН России по Омской области с документами необходимыми для постановки его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

<...> на заседании территориальной подкомиссии УФСИН России по Омской области предоставленные истцом документы проверены и принято решение направить в комиссию ФСИН России рапорта и пакета документов ФИО1 в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

<...> пакет документов и рапорт ФИО1 направлены в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты № <...> от <...> по результатам рассмотрения документов ФИО1 принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (заявитель не представил информацию на совместно проживающего сына от первого брака Л).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указал, что непредставление в УФСИН России по Омской области информации на совместно проживающего сына от первого брака Л, при том что он после расторжения брака ФИО1 с Л проживает с последней в ее квартире, будучи зарегистрированным по месту жительства, не затрагивает существа вопроса и не является основанием к отказу в предоставлении ему указанной выплаты.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд верно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России об отказе ФИО1 в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность поставить истца на такой учет.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, постановленным при правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и с учетом всех обстоятельств дела.

Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 в пятилетний период, предшествующий подаче заявления, проживал по адресу: г<...>

По данному адресу истец представил копию лицевого счета № <...> и поквартирную карточку, в соответствии с которыми, собственником жилого помещения является З (мать заявителя), в квартире имеют постоянную регистрацию ФИО1 (прописан <...>), Л (прописан <...>), Л (прописана <...>), Л (прописана <...>), Л (прописан <...>), Л (прописан <...>).

Ранее супруга заявителя Л<...> года по <...> была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 51<...> принадлежащей на праве общей совместной собственности супруге заявителя <...>.). Другими собственниками являются ее родители М, М и сестра М, что подтверждается копией лицевого счета № <...> и поквартирной карточкой.

Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории РФ ФИО1 и члены его семьи не имели и не имеют.

Согласно свидетельству о расторжении брака № <...>№ <...><...> прекращен брак между ФИО1 и Л, о чем <...> Кировским отделом департамента ЗАГС Министерства государственно-правового развития Омской области составлена запись акта о расторжении брака № <...>. От брака ФИО1 и Л имеют сына Л<...> года рождения, который, как установлено судом, прописан по адресу: <...>

Вместе с тем, из материалов дела следует, что с 2011 года Л вместе с сыном по вышеуказанному адресу не проживает, что и явилось основанием для не включения ФИО1 сына от первого брака в состав членов семьи, проживающих совместно с ним.

Так, согласно справке от <...>, выданной УУП ОП № <...> УМВД России по г. Омску, Л, <...> года рождения, зарегистрированный по адресу: г. Омск, <...>А, <...>, фактически по указанному адресу не проживает с <...> (л.д. 18)

Из справки, выданной ООО «ЖКО 6-ой Микрорайон», в квартире по адресу: г. <...><...> до <...> проживал сын ФИО1 от брака с ЛЛ, <...> года рождения (был снят с регистрационного учета <...>). С января 2011 года Л постоянно проживает совместно с матерью (л.д. 17)

Из уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № <...> от <...>. адрес преимущественного проживания Л, <...> года рождения: г. <...>л.д. 19)

В приведенной связи, судебная коллегия соглашается с выводом суда, указанные в решении комиссии ФСИН России несоответствия, являющиеся основанием для отказа в постановке ФИО1 на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, применительно к конкретным обстоятельствам дела являются формальными, основанными исключительно на факте регистрации сына ФИО1 от первого брака в одном с ним жилом помещении, при том, что фактически несовершеннолетний по данному адресу не проживает.

Регистрация по месту жительства или месту пребывания осуществляется для обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. При этом регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания является лишь одним из обстоятельств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. ФИО1 указал лиц в качестве совместно проживающих с ним членов семьи, в связи с чем оснований полагать, что Л проживает совместно с ним, а не с матерью Л у суда не имелось.

Таким образом, при обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, ФИО1 предоставил все необходимые документы, с которыми закон связывает право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья для определенной категории лиц.

В приведенной связи, суд пришел к верному выводу о том, что отказ руководителя федерального государственного органа в постановке на учет заявителя нарушает требования п. 17 Правил, согласно которому такой отказ допускается только в тех случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты и является незаконным.

Таким образом, судебная коллегия делает вывод, что ФИО1 представил все документы, необходимые и требуемые Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, что дает ему право на принятие его на соответствующий учет для получения соответствующей выплаты с даты первоначального обращения за ней- <...>.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первомайского районного суда г. Омска от 01.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи областного суда: