ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-895/18 от 14.12.2018 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Белоусова И.А.

Дело № 33-895/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2018 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Антонюк Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.09.2018, которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 31.12.2018 года принять меры по организации содержания мест захоронения, расположенных по адресу: 850 м по направлению на восток от ориентира: <...> (земельный участок с кадастровым номером 79:01:0300051:56) по благоустройству и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства обеспечив:

- на захоронениях невостребованных трупов, находящихся в районе кладбища № 3 (в районе въезда с кладбища № 3 на кладбище № 4) и кладбища № 4, сделать надмогильные холмы (надмогильную насыпь) высотой 0,3-0,5 м от поверхности земли;

- на намогильных сооружениях (надгробиях) захоронений невостребованных трупов, находящихся в районе кладбища № 3 (в районе въезда с кладбища № 3 на кладбище № 4) и кладбища № 4, обеспечить установку намогильных сооружений, с указанием фамилии, имени, отчества умершего (погибшего), дату его рождения и смерти) (при их наличии).

Обязать мэрию муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 31.12.2018 года выделить земельный участок для размещения кладбища в установленном законом порядке, с учетом размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, в соответствии с санитарными требованиями.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 31.10.2018 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильную дорогу на подъезде к городскому кладбищу (от ул. Советской до городского кладбища).

В удовлетворении исковых требований в остальной части – отказать.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения заместителя прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В., представителя ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО ФИО1, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Биробиджана обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее – мэрия города Биробиджана, мэрия города) о возложении обязанности. Указал, что к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В ходе проведения проверки по факту соблюдения мэрией города законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению установлено, что в собственности муниципального образования находится земельный участок с кадастровым номером 79:01:0300051:56, расположенный по адресу: <...>, на котором располагается городское кладбище. Проверкой установлено, что мест для новых захоронений на территории вышеуказанного земельного участка не имеется. При обследовании захоронений невостребованных трупов выявлено, что высота надмогильной насыпи составляет ниже 0,5 м от поверхности земли, на некоторых надгробиях не указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти захороненного. Кроме того, на участках дороги с асфальтобетонным и грунтовым покрытием на подъезде к кладбищу имеются локальные разрушения покрытия, трещины, мелкая ямочность, просадки.

Определением от 29.08.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное казённое учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее – управление ЖКХ мэрии города).

С учётом последующего уточнения требований прокурор просил обязать мэрию города в срок до 31.12.2018 принять меры по организации содержания мест захоронения, расположенных по адресу: <...> (земельный участок с кадастровым номером 79:01:0300051:56) по благоустройству и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства: на захоронениях невостребованных трупов, сделать надмогильные холмы (надмогильную насыпь) высотой не менее 0,3-0,5 м от поверхности земли и обеспечить установку намогильных сооружений, с указанием фамилии, имени, отчества умершего (погибшего), даты его рождения и смерти) при их наличии; запретить выделение земельных участков для погребения тел умерших за пределами границ вышеназванного земельного участка с кадастровым номером 79:01:0300051:56; выделить земельный участок для размещения кладбища в установленном законом порядке, с учётом размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, в соответствии с санитарными требованиями. Обязать управление ЖКХ мэрии города привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-17 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», автомобильную дорогу на подъезде к городскому кладбищу (от ул. Советской до городского кладбища).

В судебном заседании заместитель прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В. уточнённые исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что городское кладбище разделено на четыре самостоятельных сектора. Однако захоронение умерших в нарушение положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» производится за пределами земельного участка, выделенного под погребение. Кроме того, на 3 и 4 земельных участках кладбища расположены захоронения невостребованных трупов, находящиеся в ненадлежащем состоянии: могилы имеют провалы, на некоторых из них отсутствуют надмогильные холмы, высота которых должна составлять 0,3-0,5 м от поверхности земли, на надгробиях не имеется полных сведений о захороненных лицах.

Представитель ответчика мэрии города Биробиджана ФИО1 уточнённые исковые требования не признал. Пояснил, что ранее захоронением умерших на территории муниципального образования занималось ООО «Ритуальные услуги», которое самостоятельно определяло земельные участки для указанных целей. Мэрия города земельные участки для захоронения вне отведённых границ не выделяла. С мая 2018 года специализированной службой по вопросам похоронного дела является муниципальное унитарное предприятие «Городская управляющая компания» муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее – МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО). Полагает, что ссылка прокурора в обоснование требований на Рекомендации о порядке проведения похорон и содержания кладбищ в РФ несостоятельна, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом. Также указал, что на 4 земельном участке кладбища имеются места для захоронения умерших, в связи с чем в выделении нового земельного участка для указанных целей нет необходимости.

Представитель ответчика управления ЖКХ мэрии города Белугин Е.В. с уточненными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что в оперативном управлении данной организации находится автомобильная дорога от поворота ул. Советской до городского кладбища. Материалами дела не подтверждено её несоответствие требованиям действующего законодательства.

Представитель третьего лица МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО ФИО2 с уточненными исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что на МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО постановлением мэрии города возложены обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Она как представитель организации выезжала на кладбище и видела, что захоронение невостребованных трупов осуществляется на земельных участках № 3 и 4. Надгробия на некоторых захоронениях находятся в полуразрушенном состоянии, надмогильные насыпи имеются. Не на всех табличках указаны данные о захороненном, фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе мэрия города Биробиджана просила решение в части удовлетворения исковых требований о возложении обязанности оформить надмогильные холмы высотой 0,3 - 0,5 м от поверхности земли, а также выделении земельного участка для организации кладбища с учётом размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев отменить.

Указала, что, мотивируя решение о возложении на мэрию города обязанности по оформлению надмогильных холмов определённой высоты, суд руководствовался Рекомендациями о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ, которые не являются обязательным и не носят директивный характер.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на органы местного самоуправления при предоставлении земельного участка для размещения кладбища не возлагается обязанность по размещению мест захоронения в зависимости от вероисповедания и обычаев.

В возражениях относительно апелляционной жалобы заместитель прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В. не согласилась с её доводами, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика мэрии города Биробиджана ФИО1 доводы и требования апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что надмогильные холмы на захоронениях невостребованных трупов не соответствуют требованиям и правилам содержания мест захоронения.

Заместитель прокурора г. Биробиджана Ключенок О.В. с доводами и требованиями апелляционной жалобы не согласилась. Доводы возражений относительно апелляционной жалобы поддержала.

Представители ответчика управления ЖКХ мэрии города, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Решение суда первой инстанции в части возложения на управление ЖКХ мэрии города обязанности привести в соответствие с требованиями законодательства автомобильную дорогу на подъезде к кладбищу не обжалуется, в связи с чем проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Статья 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

В силу частей 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.

Постановлением мэрии города от 14.06.2016 № 1765 утверждены Положение о погребении и похоронном деле в муниципальном образовании «Город Биробиджан» ЕАО (далее - Положение), а также Порядок деятельности общественных кладбищ и правила содержания мест погребения (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3.1. Положения качество ритуальных услуг и предметов похоронного ритуала, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, а также специализированной службой, должно соответствовать санитарным нормам и правилам, техническим условиям и другим документам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам и продукции.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 5.1. Положения качество услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством РФ сроки, должно соответствовать следующим требованиям: погребение путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу), включающее, в том числе, устройство надмогильного холма, установку намогильного сооружения (надгробия) с намогильным регистрационным знаком.

Согласно пункту 3.2. Порядка надлежащее состояние места захоронения включает в себя оформленный надмогильный холм и намогильное сооружение, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.6 раздела 2 настоящего Порядка.

В силу пункта 2.6. Порядка при погребении на каждом надмогильном холме устанавливается намогильное сооружение (надгробие) с намогильным регистрационным знаком, на котором указывается фамилия, имя, отчество умершего (погибшего), даты его рождения и смерти, номер захоронения (регистрационный знак, присвоенный специализированной службой).

Материалами дела установлено, что на территории города Биробиджана действует кладбище, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 79:01:0300051:56, местоположение: 850 м по направлению на восток от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ЕАО, <...>. Указанный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО.

В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 27 Устава муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО мэрия города осуществляет на территории городского округа организацию погребения и похоронного дела, ритуальных услуг и содержит места захоронения.

Специализированной службой, предоставляющей услуги по вопросам похоронного дела при погребении умерших на территории городского округа, является МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО.

Основанием для обращения прокурора г. Биробиджана в суд с настоящим иском послужили результаты проведенной проверки по соблюдению мэрией города требований законодательства к содержанию мест захоронения на территории городского округа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, в частности, установлено, что на вышеназванном кладбище на захоронениях невостребованных трупов надмогильные холмы размыты, на надгробиях отсутствуют данные об умерших (фамилия, имя, отчество,) а также дата рождения и смерти.

Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд первой инстанции, изучив представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу об их частичном удовлетворении, возложив на мэрию города обязанность на захоронениях невостребованных трупов оформить надмогильные холмы высотой 0,3 - 0,5 м от поверхности земли, а также обеспечить установку намогильных сооружений, с указанием фамилии, имени, отчества умершего (погибшего), даты рождения и смерти.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости приведения мест захоронения невостребованных трупов, расположенных на городском кладбище, в соответствии с требованиями действующего законодательства о погребении и похоронном деле, поскольку их ненадлежащее состояние подтверждается материалами дела, в частности, актом проверки прокуратуры, пояснениями в суде первой инстанции представителя МУП «ГУК» МО «Город Биробиджан» ЕАО ФИО2

Вместе с тем, соглашаясь с решением суда в части возложения на мэрию города обязанности по устройству надмогильных холмов на захоронениях невостребованных трупов, судебная коллегия полагает необходимым исключить из его резолютивной части указание по их оформлению высотой 0,3-0,5 м от поверхности земли, поскольку МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержания кладбищ в РФ, которыми руководствовался суд, разрешая указанное требование, обязательного характера не носят. В свою очередь нормативные акты в области погребения и похоронного дела, предписывающие требования по устройству надмогильных холмов на местах захоронений, их конкретную высоту не устанавливают.

Возлагая на мэрию города Биробиджана обязанность выделить земельный участок для размещения кладбища в установленном законом порядке, с учётом размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, суд первой инстанции исходил из того, что стороной ответчика не отрицался факт недостаточности мест для захоронения умерших на территории действующего общественного кладбища, а также отсутствия доказательств наличия у ответчика иного земельного участка, выделенного для указанных целей.

Вместе с тем судебная коллегия с данным выводом согласиться не может, так как он противоречит материалам настоящего дела.

Вопреки указанному выводу, в суде первой инстанции представитель мэрии города ФИО1 не согласился с заявленным требованием, пояснил, что на участке № 4 кладбища имеются места для захоронения, в свою очередь мэрией города ведётся работа по выделению дополнительного земельного участка под размещение мест захоронения.

Данным доводам суд первой инстанции никакой оценки не дал и их не проверил.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

Из имеющегося в материалах дела сообщения мэрии города Биробиджана от 05.06.2018 следует, что органом местного самоуправления проведены работы по образованию нового земельного участка для размещения кладбища, площадью 100 000 кв.м, расположенного на территории МО «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

На основании постановления главы администрации Биробиджанского муниципального района ЕАО от 09.10.2017 № 893 земельный участок площадью 100 000 кв.м, с кадастровым номером 79:04:0607001:255, адресный ориентир: 830 м на восток от дома № 15 по ул. Мирная, с. Птичник, Биробиджанский район (категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность (размещение кладбищ), предоставлен в бессрочное пользование управлению ЖКХ мэрии города.

Согласно представленной суду апелляционной инстанции выписке из Единого государственного реестра недвижимости, вышеназванный земельный участок с кадастровым номером 79:04:0607001:255, с видом разрешенного использования - ритуальная деятельность (размещение кладбищ), с 30.08.2018 находится в собственности муниципального образования «Город Биробиджан».

Таким образом, судом первой инстанции не учтено, что на момент принятия оспариваемого судебного постановления органом местного самоуправления предприняты меры по выделению земельного участка для расширения мест захоронения.

Надлежащих доказательств, подтверждающих несоответствие вышеназванного земельного участка санитарным нормам и правилам, стороной истца в соответствии с положениями статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.

При этом, положениями действующего законодательства, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации погребения и похоронного дела на территории РФ, не установлено, что выбор и предоставление земельного участка для размещения общественного кладбища должны осуществляться органом местного самоуправления в зависимости от вероисповедания и обычаев.

Таким образом, поскольку судом апелляционной инстанции не установлено нарушение мэрией города Биробиджана прав неопределённого круга лиц в вышеназванной части исковых требований, доказательств обратного стороной истца не представлено, решение суда первой инстанции в части возложения на мэрию города обязанности выделить земельный участок для организации кладбища с учётом размещения мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, подлежит отмене с отказом в удовлетворении указанного требования.

Кроме того, судом первой инстанции на ответчика возложена обязанность привести места захоронения невостребованных трупов, находящихся в районе кладбища № 3 (в районе въезда с кладбища № 3 на кладбище № 4) и кладбища № 4, в надлежащее состояние. Однако прокурор в части расположения данных мест захоронения требования не конкретизировал, кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие письменные доказательства, подтверждающие, что данные захоронения производятся исключительно на названных земельных участках кладбища № 3 и 4, в связи с чем данное указание подлежит исключению из резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 17.09.2018 в части удовлетворения исковых требований прокурора города Биробиджана в интересах неопределённого круга лиц к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о возложении обязанности выделить земельный участок для размещения кладбища с учётом размещения мест захоронения различного типа в зависимости от вероисповедания и обычаев отменить, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в иной редакции:

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в срок до 31.12.2018 принять меры по организации содержания мест захоронения, расположенных на общественном кладбище, по адресу: 850 м по направлению на восток от ориентира: <...>, (земельный участок с кадастровым номером 79:01:0300051:56) по благоустройству и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства:

- на захоронениях невостребованных трупов оформить надмогильные холмы;

- на захоронениях невостребованных трупов обеспечить установку намогильных сооружений (надгробий) с намогильным регистрационным знаком, на котором указать фамилию, имя, отчество умершего (погибшего), дату его рождения и смерти (в случае их установления).

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционную жалобу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области считать удовлетворённой.

Председательствующий Н.С. Серга

Судьи О.А. Конева

Ю.Г. Золотарева