ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-896/17 от 19.10.2017 Верховного Суда Чеченской Республики (Чеченская Республика)

Судья Дарчиев М.А. дело № 33-896/17

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Грозный 19 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:

председательствующего Мовлаевой Т.И.,

судей Довлетмерзаева В.В., Мусаевой Л.А.,

при секретаре Ахмадове М.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Темирбулатова М.А. и Темирбулатова М.М. - Ицлаева Д.С. на решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 3 июля 2017 года по делу по иску Темирбулатова Мусы Алаудиновича и Темирбулатова Муслима Мусаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Чеченской Республики о взыскании компенсации за разрушенное жильё и имущество.

Заслушав доклад судьи Довлетмерзаева В.В., обьяснение представителя МФ ЧР Муидова Т.Х., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Темирбулатов М.А. и Темирбулатов М.М. обратились в суд с иском о взыскании компенсации за разрушенное жилье и имущество к Министерству финансов РФ, Министерству финансов ЧР.

В обоснование исковых требований представитель Темирбулатова М.А. и Темирбулатова М.М. – Ицлаев Д.С. указывает, что истцам на праве собственности принадлежали жилые дома, расположенные по адресу: ЧР. <адрес> и ЧР, <адрес> «а». В ходе контртеррористической операции (далее КТО) на территории Чеченской Республики были разрушены принадлежавшие им жилые дома по вышеуказанным адресам.

27 сентября 2003 года истец Темирбулатов М.А. подал документы в Комиссию для получения компенсации за утраченное жилье и имущество и получил расписку № 06/1999.

18 мая 2005 года истец Темирбулатов М.М. подал документы в Комиссию для получения компенсации за утраченное жилье и имущество и получил расписку № 22/4739.

12 марта 2004 года Техническая группа произвела визуальное обследование дома, принадлежащего Темирбулатову М.А. и составила акт, согласно которому домовладение было разрушено на 100 %.

19 июня 2005 года Техническая группа произвела визуальное обследование дома, принадлежащего Темирбулатову М.М., и составила акт, согласно которому домовладение было разрушено более чем на 70 %.

Письмом от 17 июля 2013 года за № 533 руководитель секретариата Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах С. У. Исаков сообщил Темирбулатову М.А., что его заявительский материал № 06/1999 по адресу: ЧР, Ачхой-Мартановский район, с. Катар-Юрт, ул. Зеленая, д. 27, положительно рассмотрен на 59 заседании Комиссии, однако из-за отсутствия денежных средств, сведения указанного материала на оплату в Минфин ЧР не направлялись. А заявительский материал № 22/4739 Темирбулатова Муслима Мусаевича по адресу: ЧР, Ачхой-Мартановский район, с. Катар-Юрт, ул. Зелёная, д. 38 «А» включён в 22 перечень разрушенного жилья, по материалу представлены положительные заключения УФМС РФ по ЧР и УБЭП МВД ЧР. Однако указанный материал на заседании Комиссии не рассматривался и решение по нему не принималось. Сумма выделенных средств Министерством Финансов Российской Федерации для компенсационных выплат недостаточна, количество положительно рассмотренных и находящихся на рассмотрении заявительских материалов требует больших денежных затрат, чем выделенной и уже освоенной суммы выплат на 2012 год.

Истцы неоднократно обращались в Комиссию, где им сообщали, что выплаты будут произведены по мере финансирования из федерального бюджета, поэтому им необходимо дождаться финансирования со стороны Министерства финансов РФ.

Письмом от 31 марта 2014 года за № 70 начальник Архивного управления Правительства Чеченской Республики М.Н. Музаев сообщил Темирбулатову М.А., что по представленным на выплату компенсации заявительским материалам № 06/1999 Темирбулатова Мусы Алаудиновича и № 22/4739 Темирбулатова Муслима Мусаевича, на последнем заседании Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество от 16.09.2013 г. (протокол № 61) приняты решения о приостановке дальнейшего рассмотрения указанных дел, в связи с отсутствием финансирования.

Письмом от 15.10.2014 г. за № 506 начальник Архивного управления Правительства Чеченской Республики М.Н. Музаев сообщил Темирбулатову М.М., что заявительский материал № 22/4739 рассмотрен на последнем заседании Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество от 16.09.2013 г. (протокол № 61) и по нему принято решение о приостановлении дальнейшего рассмотрения дела в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.

Таким образом, по разрушенным домам истцов было принято решение о приостановлении выплаты, соответственно, принятое решение не было отказным.

В связи с тем, что из указанных выше писем руководителя секретариата Комиссии и начальника Архивного управления Правительства Чеченской Республики следовало, что выплаты компенсаций были приостановлены в связи с отсутствием финансирования Министерством финансов РФ из федерального бюджета, каждый из истцов обращался в Министерство финансов Российской Федерации для выяснения, будет ли возобновлено финансирование для завершения выплат, предусмотренных постановлением Правительства № 404.

22 июля 2014 года письмом за № 06-02-15/35903 заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации сообщил Темирбулатову М.А., что Федеральным Законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», средства федерального бюджета на осуществление вышеуказанных выплат не предусмотрены.

27 ноября 2014 года письмом за № 06-02-15/35903 заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации также сообщил Темирбулатову М.М., что Федеральным Законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», средства федерального бюджета наосуществление вышеуказанных выплат не предусмотрены.

С начала 2017 года прошло почти четыре месяца, но выплаты компенсации до сих пор не возобновились.

Соответственно в отношении истцов не исполнено Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 года № 404 «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на её территории», хотя было установлено, что жилье истцов было разрушено.

Пунктом 1 Указа Президента РФ № 898 от 5 сентября 1995 года «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», предусмотрено, что лицам, которым причинён материальный ущерб, в том числе потерявшим жилье в ходе разрешения кризиса в Чеченской Республике, необходимо осуществить компенсационные выплаты.

Решением Ленинского районного суда г. Грозного от 3 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований Темирбулатова Мусы Алаудиновича и Темирбулатова Муслима Мусаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Чеченской Республики о взыскании компенсации за разрушенное жильё и имущество отказано.

В апелляционной жалобе представитель Темирбулатова М.А. и Темирбулатова М.М. – Ицлаев Д.С. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным. Вывод суда о том, что истцам следует отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что финансовые органы неправомочны, формировать перечень разрушенного жилья, и перечень разрушенного в Чеченской республике жилья формировались Технической группой федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, не относится к сути рассматриваемого дела, так как домовладения истцов были включены в перечень разрушенного жилья.

Так как домовладения истцов были включены в перечень разрушенного жилья, но выплата компенсации была приостановлена в связи с отсутствием финансирования со стороны Минфина РФ, то суд 1-ой инстанции должен был рассмотреть по существу вопрос о праве истцов при таких обстоятельствах получить указанные компенсационные выплаты.

В заседание апелляционной инстанции представитель МФ РФ не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом., Темирбулатов М.А., Темирбулатов М.М. и их представитель Ицлаев Д.С., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания не явились, просили о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Данное гражданское дело, в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассматривается в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и материалов дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Постановлением Правительства РФ № 404 о 04.07.2003г. предусмотрены дополнительные социальные гарантии в виде компенсационных выплат за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество гражданам, постоянно проживающим на ее территории.

Пунктом 8 установленного указанным постановлением Порядка обязанности по осуществлению компенсационных выплат возложены на Правительство Чеченской Республики. При этом в соответствии с пунктом 9 Порядка Правительство Чеченской Республики несет ответственность за целевое расходование средств.

Из письма департамента межбюджетных отношений Минфина России (л.д.18-19) следует, что в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2012г. № 48-ФЗ из федерального бюджета в бюджет Чеченской Республики на основании заявленной Правительством Чеченской Республики потребности в 4 квартале 2012г. в полном объеме перечислены средства для завершения компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории.

Таким образом, Минфин России выполнило возложенные на него указанным постановлением Правительства Российской Федерации обязательства. Доказательства, подтверждающие иное, сторонами по делу не представлены.

Исходя из изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Минфин России не является надлежащим ответчиком по делу. Выплаты конкретным гражданам должны производиться Правительством Чеченской Республики.

Доводы апелляционной жалобы представителя Темирбулатова М.А. и Темирбулатова М.М. – Ицлаева Д.С. не могут быть приняты во внимание, как не имеющие правового значения по делу.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда как по доводам жалобы, так и по материалам дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда г. Грозного Чеченской Республики от 3 июля 2017 года по иску Темирбулатова Мусы Алаудиновича и Темирбулатова Муслима Мусаевича к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Чеченской Республики о взыскании компенсации за разрушенное жильё и имущество оставить без изменения,

апелляционную жалобу представителя Темирбулатова М.А. и Темирбулатова М.М. – Ицлаева Д.С. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи