ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8982/18 от 31.07.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья Ченгаева М.В. Дело № 33-8982/2018

Резолютивная часть

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Захаровой С.В.,

судей: Винокуровой Н.С., Карцевской О.А.

при секретаре: Киселевой О.Р.,

с участием: ФИО1, представителя истца – ФИО2, представителя ответчика – ФИО3,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Винокуровой Н.С.,

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 24 апреля 2018 года

по иску ФИО1 к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области № 13 от 10 мая 2017 года; признании факта исполнения ФИО1 обязанности главы местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области в период с 14.04.1993 г. по 03.04.1998 г.; признании права на пенсию за выслугу лет с 01.04.2016 г., как за лицом, замещавшим муниципальную должность; обязании назначить пенсию за выслугу лет с 01 апреля 2016 года как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы местного самоуправления и произвести соответствующие начисления; взыскании расходов по оплате государственной пошлины, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1. обратился в суд с иском к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, в котором с учетом последующих дополнений, просил суд:

Признать Решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области №13 от 10 мая 2017 года незаконным.

Отменить Решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области №13 от 10 мая 2017 года.

Признать факт исполнения ФИО1 обязанностей главы местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области в период с 14.04.1993 года по 03.04.1998 года.

Признать право на пенсию за выслугу лет с 01.04.2016 года за ФИО1 как лицом, замещавшим муниципальную должность.

Обязать Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет с 01 апреля 2016 года как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы местного самоуправления и произвести соответствующие начисления.

Взыскать с Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда *** рублей и уплаченную государственную пошлину в размере *** рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Сергачского районного суда Нижегородской области 22 декабря 2016 года суд обязал ответчика назначить ему пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность и должность муниципальной службы, и произвести соответствующие начисления с 01.04.2016 года. 28.03.2017 года. Нижегородским областным судом решение Сергачского районного суда оставлено без изменения, а жалоба Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.

10.05.2017 года Комиссией по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области вынесено решение №13 о назначении ему пенсии за выслугу лет.

17 мая 2017 года он обратился в Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области с заявлением об отмене решения №13 от 10.05.2017 года, однако 27 июня 2017 года им получен ответ об отказе в отмене решения №13 от 10.05.2017 года, а также расчет пенсии за выслугу лет с 01.04.2016 года.

Считает решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области №13 от 10.05.2017 года незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:

Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 22.12.2016 года было установлено, что согласно ст. 30 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении РСФСР», действовавшим во время избрания его главой местного самоуправления Сергачского района, деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации. Конкретное наименование должности главы местной администрации устанавливается соответствующим Советом, исходя из местных традиций, и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (п.1).

Глава местной администрации избирается сроком на пять лет путем всеобщих прямых и равных выборов на территории соответствующего Совета при тайном голосовании. Порядок проведения выборов главы местной администрации определяется законом (п. 2).

Согласно ст. 59 Федерального закона от 28.08 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующего на период рассматриваемых судом событий), органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 22.12.2016 года подтверждается идентичность должностей главы местной администрации и главы местного самоуправления.

Доказательством того, что Глава Администрации Сергачского района и Глава местного самоуправления Сергачского района это одна и также должность и являлась на время его нахождения в должности выборной, подтверждается также Уставом Сергачского района Нижегородской области, принятым Земским Собранием Сергачского района Нижегородской области №121 от 04.10.1996 года.

Согласно ст.25-26 Устава Глава местного самоуправления района является выборным должностным лицом Сергачского района. Глава местного самоуправления района - Глава Администрации Сергачского района (далее - глава местного самоуправления) возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района и на основе единоначалия руководит администрацией района. Глава местного самоуправления избирается населением района на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава местного самоуправления района в своей деятельности подотчетен населению района и Земскому собранию. Глава местного самоуправления района, избранный населением района, входит в состав Земского Собрания района с правом решающего голоса и председательствует на его заседаниях.

Согласно записей в его трудовой книжке он исполнял обязанности главы местного самоуправления Сергачского района, а уволен в связи с окончанием срока выборной должности с предоставлением гарантий, а не по причине окончания срока действия контракта.

Все эти доводы были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции и приняты судом как обоснованные и подтверждающие, что должность Глава Администрации Сергачского района и должность Главы местного самоуправления Сергачского района это на момент исполнения им обязанностей была одна и та же должность, только называлась по-разному, хотя фактически он исполнял обязанности Главы местного самоуправления и был всенародно избран в 1993 году.

Вместе с тем, ответчиком решение Сергачского районного суда Нижегородской области не исполняется, нарушая тем самым его право на пенсионное обеспечение согласно Постановлению Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области от 16.12.2013 года №279 «Об утверждении Положения о порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области».

При определении размера пенсии за выслугу лет комиссия руководствовалась Законом Нижегородской области № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» и Законом «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области». Однако оспариваемое решение не соответствует ст. 18 Закона «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» и Закону «О муниципальной службе в Нижегородской области».

Основанием назначения пенсии явилось установление судом факта замещения им должности и исполнение обязанностей Главы местного самоуправления. При назначении пенсии оспариваемым решением в расчете незаконно использован оклад Главы администрации, а не Главы местного самоуправления. Таким образом, нарушаются его права на получение пенсии за выслугу лет исходя из оклада должности Главы местного самоуправления.

Так, в ответ на его обращение в Администрацию Сергачского муниципального района Нижегородской области сообщается, что ему была назначена пенсия как лицу, занимавшему должность главы администрации района, соответственно и расчет произведен исходя из этой должности, так как она указана в лицевых счетах и расчетно-платежных ведомостях. Размер должностного оклада указан как *** руб., среднемесячный заработок указан как *** руб. Таким образом, пенсия за выслугу лет назначена в размере 69 процентов от среднемесячного заработка и составляет *** руб., размер страховой пенсии по старости составляет *** руб., следовательно пенсия за выслугу лет назначена в размере *** руб.

Данный расчет пенсии определен неверно, так как не важно как называлась должность, которую он замещал, судом установлено, что это была выборная должность в органе местного самоуправления, поэтому оклад должен браться исходя из должности главы местного самоуправления, как в настоящее время называется эта должность.

В соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (статья 34).

Также в соответствии с Законом Нижегородской области №152-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области» Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава путем открытого голосования. Глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу, муниципального образования. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Согласно ст. 26 действующего в настоящее время Устава Сергачского муниципального района Нижегородской области (принят Постановлением Земского собрания Сергачского района №49 от 01.07.2005 года) Глава местного самоуправления Сергачского муниципального района - высшее должностное лицо района - избирается Земским собранием Сергачского муниципального района из своего состава на срок, не превышающий срока его полномочий в качестве депутата данного созыва Земского собрания, и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а согласно ст. 31 Администрацией района руководит глава администрации, назначаемый Земским собранием по контракту. Таким образом, Глава местного самоуправления - выборная должность, а Глава Администрации - назначаемая должность, исполнение обязанностей по которой осуществляется в соответствии с контрактом, следовательно, именно факт исполнения обязанностей Главы муниципального образования Сергачского района Нижегородской области устанавливался судом и назначение пенсии за выслугу лет должно исходить из данной должности.

Таким образом, на момент исполнения им обязанностей в соответствии с Уставом он являлся главой местного самоуправления и его должность называлась Глава администрации. Фактически он исполнял обязанности, которые в настоящее время в соответствии с Уставом Сергачского муниципального района Нижегородской области исполняет Глава местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области, которая также является выборной.

Из представленных в суд справок о размере его среднемесячного заработка в период занятия им муниципальной должности следует, что он получал именно денежное содержание как занимавший муниципальную должность, а не как муниципальный служащий, (в справках указано, что денежное содержание составляет денежное вознаграждение, надбавка за сложность и напряженность и премия за выполнение особо важных и сложных заданий) поэтому и оклад для исчисления среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии должен быть указан как оклад Главы местного самоуправления (муниципальная должность) а не Главы Администрации (муниципальная служба).

При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении расчета пенсии, в ответе Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области указано, что должностной оклад составляет 24 007 руб., однако нет ссылки на документ, из которого размер этого оклада поставлен в основу расчета. Таким образом, считает, что Администрация умышленно занизила размер пенсии, нарушив тем самым его право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Нижегородской области.

С 2016 года Администрация Сергачского района препятствует его законному праву на пенсионное обеспечение и не осуществляет его социальную защиту как пенсионера, в то время как обязана помогать социально незащищенным лицам, более того, своими действиями препятствует в осуществлении им законных прав на пенсию за выслугу лет с 01.04.2016 г. по настоящее время, т.е. уже два года.

Таким образом, считает, что ответчиком нарушены не только его права на пенсионное обеспечение, но и личное неимущественное право на здоровье, чем причинен моральный вред, который он оценивает в 100000 руб. Ответчиком было нарушено его личное неимущественное право на здоровье в психической сфере, т.к. налицо негативные изменения в психике, выражающиеся в притерпевании им нравственных страданий. В результате неправомерных действий ответчика, на протяжении последних двух лет он испытывает постоянное нервное напряжение и эмоциональный стресс, который выражается в острых негативных переживаниях.

Решением Сергачского районного суда Нижегородской области от 24 апреля 2018 года постановлено:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным и отмене решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области № 13 от 10 мая 2017 года; признании факта исполнения ФИО1 обязанности главы местного самоуправления Сергачского муниципального района Нижегородской области в период с 14.04.1993 г. по 03.04.1998 г.; признании права на пенсию за выслугу лет с 01.04.2016 г., как за лицом, замещавшим муниципальную должность; обязании назначить пенсию за выслугу лет с 01 апреля 2016 года как лицу, замещавшему муниципальную должность Главы местного самоуправления и произвести соответствующие начисления; взыскании расходов по оплате государственной пошлины, компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе истца поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что основанием к признанию за ФИО1 права на пенсию за выслугу лет послужило решение Сергачского районного суда от 22.12.2016г.. которым были удовлетворены исковые требования ФИО1 и за ним было признано право на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему муниципальную должность и должность муниципальной службы с 01.04.2016 года. Таким образом, согласно позиции заявителя, при вынесении указанного решения от 2016 года, суд установил право ФИО1 на пенсию за выслугу лет именно как лица, замещавшего муниципальную должность и должность муниципальной службы. При разрешении настоящего дела, суд первой инстанции указанные обстоятельства во внимание не принял.

На апелляционную жалобу поданы возражения.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, решением Комиссии по назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области от 10 мая 2017 г. № 13 на основании решения Сергачского районного суда Нижегородской области от 2016 года ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет с 1 апреля 2016 года пожизненно.

Вместе с тем, истец, полагая, что ответчиком была неправильно определена величина назначенной пенсии, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего пенсионного законодательства. С учетом представленных сторонами доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия полагает выводы суда законными и обоснованными.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 23-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 03.10.2007 г. № 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области» решением Земского собрания Сергачского муниципального района Нижегородской области от 21.11.2013 г. № 61 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Сергачском муниципальном районе Нижегородской области.

Согласно п. 1.2. Положения, пенсия за выслугу лет – ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Положением, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением замещения муниципальной должности Сергачского муниципального района Нижегородской области либо должности муниципальной службы, при наличии установленного настоящим Положением стажа муниципальной службы после выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) либо пенсию, досрочно установленную в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно удостоверению, выданному ФИО1 Сергачской районной избирательной комиссии, он выбран главой Сергачской районной администрации по результатам выборов 11 апреля 1993 г. на основании Закона РСФСР «О выборах главы администрации».

Согласно распоряжения № 208-р от 14.04.1993 г. «О вступлении в должность главы администрации района» в соответствии с Законом РСФСР «О выборах главы администрации» от 24.10.1991 г. и на основании решения районной избирательной комиссии о результатах выборов главы Сергачской районной администрации 11 апреля 1993 г. ФИО1 приступил к исполнению обязанностей главы районной администрации с 14 апреля 1998 г.

Согласно расчетно-платежной ведомости за 1994 г. и налоговой карточки за 1998 г. ФИО1 получал заработную плату как глава администрации.

В ходе рассмотрения настоящего дела, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что предметом гражданского дела в 2016 году являлось право ФИО1 на пенсию за выслугу лет с даты первоначального обращения. В рамках указанного дела было установлено, что установлено, что при обращении в 2016 году к ответчику, ФИО1 были представлены документы, подтверждающих его работу в должности главы администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области, также то, что на эту должность в апреле 1993 г. он был избран населением района на 5 лет, поскольку на момент избрания его в качестве главы администрации Сергачского района эта должность была выборной и считалась муниципальной службой.

Указанные обстоятельства являлись предметом проверки судом и были признаны обоснованными, на основании чего было вынесено решение об удовлетворении иска, которой и было исполнено ответчиком. При этом при расчете пенсии взята заработная плата главы администрации, т.е. по тем документам, которые были представлены ответчику самим истцом.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика по назначению пенсии, исходя из представленных истцом документов, в полной мере отвечает требованиям закона.

В целом, доводы апелляционной жалобы заявителя, фактически воспроизводят доводы искового заявления, являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам, подробно приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение основано на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам статей 67,71 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом правильного определения предмета доказывания и распределении бремени доказывания по смыслу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.

Руководствуясь ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Сергачского районного суда Нижегородской области от 24 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: