ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8983/18 от 17.12.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 декабря 2018 года по делу № 33-8983/2018

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.,

судей Пестовой Н.В., Сенотрусовой И.В.,

при секретаре Шадрине Б.В.,

с участием прокурора Лазаревой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу Управления образования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на определение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 17 октября 2018 года об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения прокурора, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление образования администрации Советско-Гаванского муниципального района обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 02.03.2017, указав, что данным решением были удовлетворены исковые требования прокурора, на Муниципальное казённое учреждение общеобразовательной организации специальной (коррекционной) общеобразовательной школу-интернат № 1 восьмого вида Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательную организацию основную общеобразовательную школу № 14 п. Майский Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение дошкольной образовательной организации детский сад № 11 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 39 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 2 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 5 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 6 рабочего посёлка Лососина Советско-Гаванского муниципального района и Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 сентября 2017 года оборудовать здание общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. На Управление образования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность профинансировать данные мероприятия в МКУОО школа-интернат № 1, МБУОООО школа № 14, МБДОУ детский сад № 6, МБУДОО детский сад № 11, МБДОУ детский сад № 14, МБДОУ детский сад № 8, МБДОУ детский сад № 39, МБОУ ДЮСШ, МБУОО школа № 2, МБУООО школа № 5, МБУОО школа № 6.

21 июня 2017 года решение суда вступило в законную силу. Во исполнение решения суда Управление образования обращалось к 52 центральному проектному институту-филиалу акционерного общества «31 государственный проектный институт специального строительства» с целью определить начальную цену контракта по каждому образовательному учреждению в отдельности для согласования и заключения контрактов на разработку проектно-сметной документации. Согласно приложенных к ответу 52 ЩТИ-филиала АО «31 ГПИСС» смет, начальная стоимость технических проектов устройств молниезащиты на здания: МБУОО ООШ № 14 п. Майский Советско-Гаванского муниципального района составляет 97 014, 88 рублей (смета № 436/17), МБДОУ ДС № 6 г. Советская Гавань - 98 494, 60 рублей (смета № 419/17), МБДОУ ДС № 8 г. Советская Гавань - 98 494, 60 рублей (смета № 421/17), МБОУ «ДЮСШ» г. Советская Гавань - 97 567, 12 рублей (смета № 429/17), МБУ ДОО ДС № 1 1 г Советская Гавань - 97 607, 24 рублей (смета №423/17), МБДОУ ДС комбинированного вида № 14 г. Советская Гавань - 98 494, 60 (смета 424/17), МБДОУ ДС общеразвивающего вида № 39 г. Советская Гавань - 97 607, 24 рублей (смета № 425/17), МБУОО ООШ № 2 г. Советская Гавань - 99 866, 94 рублей (смета № 431/17), МБУОО СОШ № 5 г. Советская Гавань - 99 976, 68 рублей (смета № 433/17), МБУОО СОШ № 6 р.п Лососина Советско-Гаванского муниципального района -99 866, 94 рублей (смета № 434/17).

Исполнить решение суда, а именно оплатить получение технических проектов молниезащиты и в дальнейшем профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты, в настоящий момент не представляется возможным, поскольку финансовое обеспечение деятельности Управления образования осуществляется за счёт средств районного бюджета и на 2018 год бюджетные ассигнования на оборудование зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты не предусмотрены. Управление образования обращалось к главе района с просьбой о выделении денежных средств, в результате чего фактически исполнить решение суда будет возможно только в 2019 году.

На основании изложенного просит предоставить отсрочку исполнения решения Советско-Гаванского городского суда от 02.03.2017 до 01 июля 2019 года.

Определением от 17.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.

В частной жалобе Управление образования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края просит отменить определение как незаконное и необоснованное, нарушающее права заявителя. Считает, что суд не учел тяжелое материальное положение должника и все предпринятые им ранее меры по исполнению судебного акта.

Письменные возражения на жалобу не поступили.

В соответствии с положениями статьи 333 ГПК РФ судебная коллегия вправе рассмотреть частную жалобу без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, пояснения прокурора, полагавшей, что определение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении способа и порядка его исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Указанные заявителем обстоятельства, которые суд может положить в основу для удовлетворения требований о предоставлении отсрочки исполнения принятого судебного акта, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий в связи с тем, что отсрочка исполнения судебного акта фактически отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя.

Судом установлено, что решением Советско-Гаванского городского суда от 02.03.2017 по иску Советско-Гаванского городского прокурора на Муниципальное казённое учреждение общеобразовательную организацию специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 1 восьмого вида Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательную организацию основную общеобразовательную школу № 14 п. Майский Советско-Гаванского муниципального района, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение дошкольной образовательной организации детский сад № 11 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 39 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 2 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 5 г. Советская Гавань, Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательной организации среднюю общеобразовательную школу № 6 рабочего посёлка Лососина Советско-Гаванского муниципального района и Управление образования Администрации Советско-Гаванского муниципального района возложена обязанность в срок до 01 сентября 2017 года оборудовать здание общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. На Управление образования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию зданий: МКУОО школа-интернат № 1, МБУОООО школа № 14, МБДОУ детский сад № 6, МБУДОО детский сад №11, МБДОУ детский сад № 14, МБДОУ детский сад № 8, МБДОУ детский сад № 39, МБОУ ДЮСШ, МБУОО школа № 2, МБУООО школа № 5, МБУОО школа № 6, устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.

02.08.2017 Управление образования администрации Советско-гаванского муниципального района обращалось в Советско-Гаванский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 02.03.2017.

Определением Советско-Гаванского городского суда от 24.08.2017 заявление Управления образования администрации Советско-Гаванского муниципального района было удовлетворено. Должнику была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 02.03.2017 до 01.09.2018.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции не установил объективных причин, являющихся основанием для предоставления заявителю очередной отсрочки исполнения решения суда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Отступлений от данной нормы законом не предусмотрено.

Статья 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозглашает обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" следует, что согласно правовым позициям, выработанным Европейским Судом по правам человека, сроки судебного разбирательства по гражданским делам, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции от 4 ноября 1950 года о защите прав человека и основных свобод, начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта, т.е. исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства».

С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Отсрочка исполнения решения отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, в силу чего основания для отсрочки вступившего в законную силу судебного решения должны носить исключительный характер.

При решении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в рамках определения от 24.08.2017 судом было учтено финансовое обеспечение деятельности Управления образования, осуществляемое за счёт средств районного бюджета, то обстоятельство, что в бюджетной росписи Управления образования на 2017 год бюджетные ассигнования на оборудование зданий образовательных учреждений устройствами молниезащиты не были предусмотрены, и что финансовое управление информировало о том, что при формировании проекта районного бюджета на 2018 год, средства на вышеуказанные мероприятия будут предусмотрены.

Таким образом, отсрочка исполнения решения суда от 02.03.2017 была предоставлена Управлению образования Советско-Гаванского муниципального района с учетом всех обстоятельств, в частности, времени, необходимого для выделения денежных средств из районного бюджета, для разработки проектно-сметной документации на устройство молниезащиты на образовательные учреждения, для проведения конкурсной процедуры определения подрядчика, проведения работ по оборудованию образовательных учреждений устройствами молниезащиты в соответствии с ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проведения работ по оборудованию образовательных учреждений устройствами молниезащиты, то есть с учетом всех приведенных в рассматриваемом заявлении обстоятельств.

При таких обстоятельствах, учитывая длительный период неисполнения вступившего в законную силу решения суда от 02.03.2017, предоставление отсрочки исполнения данного решения в августе 2017 года на срок до 01.09.2018, суд обоснованно отказал в предоставлении еще одной отсрочки исполнения данного решения на срок до 01.07.2019, поскольку это нарушает баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, не отвечает требованиям безопасности указанных учреждений и находящихся там граждан.

Доводы частной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом при рассмотрении заявления, выводов суда не опровергают, направлены на их переоценку, что не может служить основанием к отмене правильно постановленного судом определения.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 17 октября 2018 года оставить без изменения, частную жалобу Управления образования администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи Н.В. Пестова

И.В. Сенотрусова