ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-8990/17 от 14.09.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Тупикина А.А.

Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-8990/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Недоступ Т.В.

судей Коваленко В.В., Давыдовой И.В.

при секретаре Архангельской Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 сентября 2017 года гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Искитимский завод строительных материалов - 1» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Искитимский завод строительных материалов - 1» на решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения прокурора прокуратуры Новосибирской области Еськовой Ю.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Искитимский завод строительных материалов - 1» (далее – ООО «ИЗСМ-1») о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды.

В обоснование иска указано, что департаментом природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области в 2016 году была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании ООО «ИЗСМ-1».

Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «ИЗСМ-1» при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от 29.04.2016 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

06 апреля 2017 г. департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента ООО «ИЗСМ-1» не выполнено, нарушения не устранены.

В силу Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 24.08.2015 г. №309-п, департамент не наделен полномочиями по предъявлению исковых заявлений об обязании устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды.

ООО «ИЗСМ-1» оказывает негативное воздействие на окружающую среду: в процессе хозяйственной деятельности на предприятии образуются отходы I-IV класса опасности, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Для получения такого разрешения, согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вопреки требованиям закона на предприятии не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; не разработан и не утвержден в установленном порядке проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>; выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственных площадках ООО «ИЗСМ-1» в <адрес> в 1 км на юг от <адрес> сельсовета Искитимского района осуществляется без специального разрешения; пылегазоочистное оборудование на источнике производственной площадки, расположенной в 1 км на юг от <адрес> сельсовета Искитимского района эксплуатируется с нарушением правил эксплуатации установок очистки газов, а именно фактическая эффективность очистки пылегазоочистного оборудования в соответствии с протоколом от 09.03.2016 не соответствует установленному значению.

Бездействием ООО «ИЗСМ-1» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области просил признать незаконным бездействие ООО «ИЗСМ-1» по устранению нарушение законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, обязать ООО «ИЗСМ-1» устранить в шестимесячный срок выявленные в ходе проверки нарушения природоохранного законодательства.

Решением Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 июня 2017 года признано незаконным бездействие ООО «ИЗСМ-1» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. ООО «ИЗСМ-1» обязано устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно принять меры по:

- проведению инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- разработке и утверждению в установленном порядке проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>;

- получению разрешения на осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственных площадках ООО «ИЗСМ № 1» по адресу: <адрес> в 1 км на юг от <адрес>;

- приведению эффективности работы пылегазоочистного оборудования на источнике , расположенного на производственной площадке ООО «ИЗСМ № 1» в 1 км на юг от <адрес> до установленных (нормативных) параметров.

Для устранения указанных нарушений установлен срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ООО «ИЗСМ - 1» - Штылев А.Ю. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции не известил ООО «ИЗСМ-1» о времени месте проведения судебного разбирательства. В направленном в адрес ООО «ИЗСМ-1» определении о подготовке дела к судебному разбирательству от 06.06.2017 г. не указано ни даты судебного разбирательства, ни времени, ни места, что лишило ответчика права на защиту своих интересов.

По утверждению апеллянта, в нарушение требований ст. 153 ГПК РФ, суд первой инстанции, при отсутствии ответчика в судебном заседании сразу перешел к рассмотрению дела по существу, не известив об этом ООО «ИЗСМ-1», чем так же нарушил право ответчика на защиту своих интересов. Данные процессуальные нарушения лишили ООО «ИЗСМ-1» возможности изложить свою позицию по исковому заявлению прокурора и предоставить соответствующие доказательства, а именно санитарно-эпидемиологическое заключению от 05.05.2016 г. выданное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человеке по Новосибирской области согласно которому проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «ИЗСМ - 1» соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 и 2 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы (п. 1 ст. 25 Закона об охране атмосферного воздуха).

В силу п. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Из положений ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно ч. 4 ст. 23 Закона об охране окружающей среды выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Новосибирской области в период с 11 по 29 апреля 2016 года проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании ООО «ИЗСМ-1».

Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные ООО «ИЗСМ-1» при осуществлении хозяйственной деятельности, что подтверждается актом проверки от 29.04.2016 г., в котором отражены выявленные нарушения.

По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области ответчику выдано предписание от 29.04.2016 г. № 243/1 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды с установлением срока устранения данных нарушений.

06 апреля 2017 г. Департаментом проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента ООО «ИЗСМ-1» не выполнило, нарушения не устранены, что подтверждается актом проверки от 06.04.2017 г.

По результатам проверки в отношении руководителя ООО «ИЗСМ-1» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с существом правонарушения согласен.

На основании изложенного, с учетом приведенных выше норм права, суд первой инстанции, исходя из отсутствия доказательств опровергающих данные обстоятельства, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы апеллянта о его не извещении о месте и времени судебного разбирательства, поскольку в определении о подготовке дела к судебному разбирательству от 06.06.2017 г. не указана дата, время и место проведения судебного заседания, являются необоснованными.

Так, определение о подготовке дела к судебному разбирательству, в силу положений ст. 147 ГПК РФ, не должно содержать информации о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства. Вместе с тем, данную информацию должно содержать определение о назначении дела к судебному разбирательству, а также судебные извещения.

Как следует из материалов дела, 06.06.2017 г. в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением было направлено исковое заявление с приложенными к нему документами, а также судебная повестка о назначении дела к рассмотрению на 26.06.2017 года. Данное письмо было получено представителем ответчика – Ф.И.О. 16.06.2017 г., что подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 37).

Таким образом, ответчик был извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно рассмотрел дело в отсутствие ответчика и вынес решение по представленным в суд доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы о наличии у ответчика санитарно-эпидемиологического заключения, согласно которому проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО «ИЗСМ - 1» соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, являются необоснованными, поскольку данное заключение ответчиком в суд первой инстанции представлено не было. Более того, само по себе наличие у ответчика указанного выше санитарно-эпидемиологического заключения не влияет на существо спора, поскольку доказательств того, что уполномоченным органом утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ответчиком в суд первой инстанции не представлено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 июня 2017 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «ИЗСМ - 1» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи