ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-900 от 23.03.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-900 судья Жигулина М.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 марта 2017 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.

судей Фатеевой Л.В., Алдошиной В.В.

при секретаре Илюшкиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г.Тулы от 11 января 2017 года по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2, Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об исключении календарных дней при расчете среднего заработка для начисления пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, обязании включить период расчет среднего заработка, начислить и выплатить перерасчет пособий, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Фатеевой Л.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею были получены: листок нетрудоспособности на 140 дней в связи с выходом в декретный отпуск и справка о ранней постановке на учет по беременности, которые в тот же день были переданы работодателю - ИП ФИО2 для начисления соответствующих пособий по беременности и родам, пособия за раннюю постановку на учет по беременности и родам.

ДД.ММ.ГГГГ ею была получена сумма рассчитанных работодателем пособий в размере <...> руб. <...> коп., которая, по мнению истца, меньше причитающейся ей сумме пособия, при ее исчислении в соответствии с требованиями Федерального закона №255 – ФЗ от 29.12.2006 года «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ №375 от 15.06.2007 года «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»,
Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Поскольку она не работала в ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата ей за этот период не начислялась, в расчет среднего заработка подлежат включению только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Просила признать календарные дни ДД.ММ.ГГГГ исключаемыми при расчете среднего заработка для начисления пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

Обязать работодателя включить в расчет среднего заработка только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать работодателя доначислить и выплатить на зарплатную карту разницу сумм после перерасчета пособий.

Обязать Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить компенсацию морального вреда в размере <...> руб., за несоблюдение сроков ответа на обращение.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Определением суда от 15.12.2016 года принят отказ истца ФИО1 от требований к Государственному учреждению - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об исключении календарных дней при расчете среднего заработка для начисления пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, обязании включить период расчет среднего заработка, начислить и выплатить перерасчет пособий, взыскании компенсации морального вреда.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по заявленным основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не явился, извещен, о причинах своей неявки суд не уведомил, в адресованном суду ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик ИП ФИО2 не явилась, извещена, о причинах своей неявки суд не уведомила, возражений относительно иска не представила.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2017 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и не обоснованного.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит положениям действующего законодательства.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определение условий, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регламентируются Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособие по уходу за ребенком являются видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 1.4 названного федерального закона).

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются данным Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Порядок и условия назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 6 указанного Закона право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пособие по беременности и родам выплачивается в размерах, установленных в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам, женщинам, указанным в подп. «а» п. 9 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 года № 1012н - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (п.п. 13, 17 Порядка).

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам в силу ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ имеют женщины, указанные в подп. «а» - «г» п. 9 названного Порядка, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, выплачивается в размере, установленном в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 17 вышеназванного Порядка.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размерах, установленных в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, исчисление среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

При этом, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», - женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ).Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 руб. (ст. 10 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 названного Федерального закона.

Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В силу ст. 1.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Согласно ст. 1.4 указанного Закона, видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В соответствии со ст. 2 Закона, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с п. 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов в размере 100 процентов среднего заработка (ст.ст. 10, 11 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст.ст. 11.1, 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ).

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи) (ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ).

Как установлено судом, и следует из трудового договора без номера от ДД.ММ.ГГГГ, справки ИП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ в должности оптометриста.

Трудовой договор заключен по основному месту работы и носит бессрочный характер. До настоящего времени не расторгнут.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, истица, как лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию, в силу ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» имеет право на пособие по беременности и родам.

Из справки ГУЗ «Родильный дом <...>» (женская консультация) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 встала на диспансерный учет по беременности в ранний срок, дата первой явки ДД.ММ.ГГГГ на сроке беременности 7 недель.

Из копии листка нетрудоспособности следует, что продолжительность отпуска по беременности и родам у ФИО1 установлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ИП ФИО2 с заявлением о предоставлении ей отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, оплатить пособие по беременности и родам, и пособие, как вставшей на учет в медицинское учреждение в ранние сроки, приложив листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ и справку медицинского учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о ранней постановке на учет по беременности. Просила исчислять средний заработок согласно п. 3.1. ст. 14 Федерального закона №255-ФЗ от 29.12.2006 года, исключив периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и периоды освобождения работника от работы, если взносы в ФСС не начислялись.

ИП ФИО2 произведен расчет пособия пор беременности и родам за 140 календарных дней, исходя из величины среднедневного заработка – <...> руб. <...> коп. (<...> руб. <...> коп. /64), где <...> руб. <...> коп. – заработок работника за два предшествующих календарных года.

Однако доказательств тому, что имелись периоды освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, отнесения периода работы истца в ДД.ММ.ГГГГ к числу периодов освобождения от работы за которые за работником сохраняется средний заработок суду не представлено.

Согласно справке работодателя, выданной по форме, предусмотренной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 года №182н, все периоды нетрудоспособности истца, отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам были учтены при подсчете количества календарных дней, не учитываемых при расчете вышеперечисленных пособий в соответствии с положениями пункта 15(2) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 года №375. Общее количество таких дней в 2014 году составило 301, в 2015 году – 365.

Расчет среднедневного заработка для исчисления пособия и расчет пособия по беременности и родам в ДД.ММ.ГГГГ, произведены ИП ФИО2 в точном соответствии с требованиями действующего законодательства, математически верны и сомнений в своей правильности и обоснованности с учетом данных справок 2 НДФЛ не вызывают.

Исковые требования ФИО1, в указанной части основаны на неверном толковании норма материального права.

Проверив и установив вышеуказанные фактические обстоятельства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года №922, устанавливает особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. В рассматриваемом случае, исчисление средней заработной платы используется для случая определения размера социальных пособий, предоставление которых не регламентировано Трудовым кодексом РФ, а предусмотрено иными нормативно - правовыми актами.

Доказательств обратного, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что период до ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключению из расчёта, поскольку в данный период ей должна была быть представлена работа-легкий труд, но работодатель не мог представить такой работы, в связи с чем и был оформлен отпуск без оплаты, судебная коллегия не может признать обоснованным, так как ФИО1 подтвердила суду апелляционной инстанции, что по согласованию с работодателем написала заявление на отпуск без оплаты с спорный период, что и отражено в документах.

Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям. Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении.

На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2017 года по доводам апелляционной жалобы ФИО1

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 11 января 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи