Судья Кордюкова Н.А. Дело № 33-9023/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 10.06.2015
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего | Ишенина Д.С., |
судей | Чумак Г.Н., |
Морозовой С.Б., |
при секретаре судебного заседания Куриленко К.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Невьянского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика - индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Невьянского городского суда ... от 26.03.2015.
Заслушав доклад судьи Морозовой С.Б., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ... прокуратуры Дубовских Т.В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Невьянский городской прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лип к индивидуальному предпринимателю. ФИО1 о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в помещение магазина.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит помещение магазина, расположенное по адресу: ..., пом. 82. Вход в помещение магазина оборудован пандусом, не имеющим поручней и иных приспособлений, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов, что нарушает их права и законные интересы.
Истец просил оборудовать в срок до ( / / ) за свой счет вход в магазин «Счастье», расположенный по адресу: .... пом. ... в ..., специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией в данное помещение - поручнями, установить колесоотбойники высотой 0,05 м, высоту подъема ступени и угол градуса пандуса привести в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 оборудовать в срок до ( / / ) за свой счет вход в магазин «Счастье», расположенный по адресу: .... пом. ... в ..., специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией в данное помещение - яркой маркировкой на входных прозрачных дверях, установить водоотвод у навеса над входом в помещение, установить двухстороннее переговорное устройство.
В судебном заседании помощник Невьянского городского прокурора Григорьева Л.А. поддержала иск, суду пояснила, что помещение магазина, принадлежащего ответчику, имеет пандус, не соответствующий требованиям СП 59.13330.2012, так как отсутствуют разделительные поручни установленного размера и высоты 0,9 и 0,7 м, отсутствуют колесоотбойники высотой 0,05 м, высота подъема ступени и угол градуса пандуса не соответствуют установленным требованиям п. ( / / ) СП 59.13330.2012, отсутствует яркая контрастная маркировка на входных прозрачных дверях, отсутствует двустороннее переговорное устройство, отсутствует водоотвод у навеса над входом в помещение, в связи с чем возможность входа (выхода) в магазин людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата отсутствует, что является препятствием для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 исковые требования не признали, указав, что исковые требования не конкретизированы, основаны лишь на ссылке на СНиП 35-01-2001. Однако данный СНиП регламентирует вполне конкретные требования к различным зданиям и сооружениям. Формулировка исковых требований в таком виде делает невозможным исполнение решения суда в будущем, или исполнение решения суда в неправильной форме, что не повлечет восстановление каких-либо прав, а также может повлечь за собой неоправданные расходы со стороны ответчика. Так, в частности, не расписаны конкретные требования к поручням, колесоотбойникам, высоте подъема ступеней и углу наклона пандуса; также не понятно какой должна быть маркирована, водоотвод и двухстороннее переговорное устройство. Указывая на отсутствие специальной маркировки на прозрачных дверях, прокурор не учитывает, что магазин «Счастье» не имеет прозрачных дверей, в нем установлен пластиковый стеклопакст с вполне различимыми формами, размерами и габаритами. Требование же СНиП, на которое в данном контексте ссылается прокурор, распространяется лишь на двери внутренного тина, не имеющие ограничивающих контуров. Кроме того, на фасаде помещения имеется специальный знак, свидетельствующий о возможности инвалидов по обращению в помещение магазина без непосредственного доступа в него. Необоснованным является и требование истца об установке двухстороннего переговорного устройства, поскольку рядом с описанным выше знаком находится кнопка вызова работников магазина, которая находится в свободном доступе для всех категорий граждан. Требование истца об установке водоотвода у навеса над входом в помещение также необоснованно и противоречит действующему законодательству, обеспечивающему безопасность граждан, проживающих в газифицированных жилых домах, поскольку над входом в помещение проходит труба газового снабжения дома, что не позволяет устанавливать какие-либо конструкции над входом в магазин
Третье лицо председатель ...ной организации Общероссийской общественной организации Всероссийского общества инвалидов ФИО3 исковые требования поддержала и пояснила, что в настоящее время доступ инвалидов в магазин «Счастье» невозможен. Акт приемки магазина датирован 2007 годом. В это период действовали другие строительные нормы. В настоящее время нормы изменились, и ответчиком должно быть произведено переустройство по новым нормам.
Решением Невьянского городского суда ... от ( / / ) исковые требования удовлетворены частично. На ИП ФИО1 возложена обязанность оборудовать в срок до ( / / ) за свой счет вход в магазин «Счастье», расположенный по адресу: ..., пом. 82 в ..., специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией в данное помещение - поручнями, установить колесоотбойники высотой 0,05 м, высоту подъема ступени и угол градуса пандуса привести в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», обеспечить специальными приспособлениями для обеспечения доступа инвалидам с ограниченной двигательной функцией в данное помещение - яркой маркировкой на входных прозрачных дверях, установить двухстороннее переговорное устройство. В остальной части в исковых требованиях Невьянском городскому прокурору отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что суд дал одностороннюю оценку представленным доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске.
В суде апелляционной инстанции прокурор Дубовских Т.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В заседание судебной коллегии представитель третьего лица не явился.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном решении установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О связи», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ( / / ) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, согласно которой в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ( / / ) № 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от ( / / ) Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия отмечает, что перечисленные в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя России от ( / / ) № 73, свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от ( / / ) № и действующий с 01.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от ( / / ) № и действовавших до 01.01.2013.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения - магазина «Счастье», расположенного по адресу: ..., пом. 82, является индивидуальный предприниматель ФИО1
Проведенной ( / / ) старшим помощником Невьянского городского прокурора Григорьевой Л.А. и председателем ...ной организацией ОООВ общества инвалидов ФИО3 проверкой установлено, что вход в указанный магазин оборудован пандусом, который не соответствует правилам, позволяющим систематизировать доступность объектов и услуг для инвалидов и маломобильных групп населения, отсутствует разделительные поручни, колесоотбойники, яркая контрастная маркировка на входных прозрачных дверях, двухстороннее переговорное устройство, водоотвод у навеса над входом в помещение, высота подъема ступени и угол градуса пандуса не соответствует установленным требованиям п. ( / / ) СП 59.13330.2012.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При этом, удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно возложил обязанность по оборудованию входа в помещение магазина на индивидуального предпринимателя ФИО1
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от ( / / ) № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ( / / ) были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от ( / / ) № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий
Довод жалобы о том, что судом не принято во внимание отсутствие у ответчика технической возможности возведения пандуса с иными параметрами (угол наклона), подлежит отклонению. Невозможность возведения пандуса с иными параметрами не исключает возможности установить иное подъемное устройство для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что согласно абзацу 5 статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществлять меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, каким иным образом им обеспечиваются минимальные потребности инвалидов связанные с доступом в помещение, доводы ответчика не могут быть приняты как основание для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, не исполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований является законным и обоснованным, оснований для признания его неправильным не имеется.
Доказательств того, что судом первой инстанции истцу созданы какие-либо препятствия для реализации ее процессуальных прав суду апелляционной инстанции не представлено, из материалов дела данных обстоятельств не следует.
При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Доводам заявителя об отсутствии технической возможности оборудования вокзала подъемниками и использования отыскиваемых технических средств суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не согласиться с которой нет оснований у судебной коллегии. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иных доводов, имеющих правовое значение, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невьянского городского суда ... от ( / / ) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Д.С. Ишенин
Судьи Г.Н.Чумак
С.Б. Морозова