ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9023/2015 от 12.08.2015 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Леонов А.И. гр. дело № 33-9023/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2015 года г.о. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Елистратовой Е.В.

Судей: Занкиной Е.П., Мартемьяновой С.В.,

при секретаре: Пудовкиной Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Контрольно-счетной палаты г.о.Тольятти к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей ДЮСШОР №13 «Волгарь» о возложении обязанностей по исполнению предписания -оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., выслушав объяснения представителя Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти – ФИО1, представителей муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЮСШОР №13 «Волгарь» - ФИО2, ФИО3, представителя мэрии г.о. Тольятти - ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Контрольно-счетная палата г.о.Тольятти обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей ДЮСШОР №13 «Волгарь» о возложении обязанностей по исполнению предписания.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 01.10.14 года по 24.11.14 года Контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти в соответствии с планом работы на IV квартал 2014 года, утвержденным распоряжением заместителя председателя контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти от 24.09.14 года , проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных ответчику и средств, полученных от приносящей доход деятельности; соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом, переданным в оперативное управление ответчику в 2013 году и в 1 полугодии 2014 года.

В ходе данной проверки установлено, что между мэрией г.о. Тольятти и ответчиком заключены соглашения о предоставлении субсидий, а именно от 29.12.2012 года на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг на сумму 84495, 1 тыс. рублей и 30.01.2013 года на сумму 2771.1 тыс.рублей. Остаток субсидии 2012 года, сложившийся на 01.07.2014 года составил 5 674.1 тыс. рублей на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг 2012 году, но фактически не использован ответчиком в очередном 2013 году для достижения целей, ради которых ответчик создано. Следовательно, у ответчика отсутствовала потребность в использовании средств остатка субсидии (5674.1 тыс. рублей), предоставленной в 2012 году на выполнение муниципального задания.

По результатам проверки истцом составлен акт от 24.11.2014 года, в заключении которого указывается на то, что остаток средств субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг за 2012 год в размере 5 674.1 тыс. рублей подлежит взысканию в доход бюджета г.о.Тольятти.

Поскольку предложение истца, содержащееся в отчете от 12.12.2014 года о перечислении в бюджет 5674.1 тыс. рублей не исполнено, то 15.12.2014 года истцом в адрес ответчика вынесено предписание , в котором предписывается принять меры по возврату в бюджет г.о.Тольятти остатка не использованной субсидии 2012 года в сумме 5674.1 тыс. рублей, о чем проинформировать истца до 31.12.2014 года.

Поскольку данное предписание исполнено не было, ответчик постановлением мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района привлечен к административной ответственности по ст. 10.5 Закона Самарской области от 01.11.2077 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просил суд обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 13 «Волгарь» городского округа Тольятти исполнить в полном объеме предписание от 15 декабря 2014 года .

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Контрольно-счетная палата г.о. Тольятти просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти – ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представители муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей ДЮСШОР №13 «Волгарь» - ФИО2, ФИО3, представитель мэрии г.о. Тольятти - ФИО4 просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В дополнение отметили, что мэрия г.о. Тольятти обращалась за разъяснениями в Министерство финансов РФ по вопросу использования остатка субсидии, предоставленной бюджетному учреждению в соответствии с абз. 1 п.1 ст. 78.1 БК РФ, на что 03.03.2015г. получен ответ, что остатки субсидии на выполнение муниципального задания, неиспользованные бюджетным учреждением на начало текущего финансового года, могут быть использованы им в текущем финансовом году, а также в очередном финансовом году и последующем периоде в соответствии с планом финансово –хозяйственной деятельности муниципального учреждения, составляемого и утверждаемого в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения, установленными приказом Минфина РФ от 28.07.2010г. № 81 н «О требованиях к плану финансово- хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии пп.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания в отношении муниципальных бюджетных учреждений определяются местной администрацией.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям регулируется ст.78.1 Бюджетного кодекса. В соответствии с данной статьей бюджетным учреждениям представляются два вида субсидий. Субсидия, в соответствии с абз.1 п.1, предоставляется на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, а субсидия в соответствии с абз.2 п.1 — на иные цели.

Согласно ч. 17 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п.1 ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

В соответствии с вышеуказанными нормами субсидия на исполнение муниципального задания должна использоваться в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых МБОУ создано, а не возвращаться в бюджет. Возврат в бюджет неиспользованной субсидии предусмотрен только в отношении субсидии, предоставленной на иные цели ( абз. 2 п.1 ст. 78.1) и субсидии, предоставленной на основании ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что в период с 09.10.2014г. по 24.11.2014г. Контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти (далее - КСП) была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных на выполнение муниципального задания МБОУ ДОД КСДЮСШОР № 13 «Волгарь» в 2012 г.

По результатам проверки 24.11.2014 года был составлен акт проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных на выполнение муниципального задания МБОУ ДОД КСДЮСШОР № 13 «Волгарь» в 2012 году.

На основании акта проверки выдано предписание от 15.12.2014г. , согласно которому МБОУ ДОД КСДЮСШОР № 13 «Волгарь» предписано принять меры по возврату в бюджет городского округа Тольятти остатка не использованной субсидии 2012 года в сумме 5 674,1 тыс.руб. О выполнении данного предписания и принятых мерах необходимо проинформировать КСП в срок до 31.12.2014 года.

Из содержания указанного предписания следует, что ответчик нарушил бюджетное законодательство Российской Федерации, а именно ч.17 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Поскольку данное предписание исполнено не было, ответчик постановлением мирового судьи судебного участка Автозаводского судебного района привлечено административной ответственности по ст. 10.5 Закона Самарской области от 01.11.2077 года «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства нарушения ответчиком бюджетного законодательства, изложенного в предписаний от 15.12.2014 года, поскольку Закон не обязывает бюджетную организацию перечислить полученные субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, не использованные текущем финансовом, в соответствующий бюджет, в связи с чем, суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе истец повторяет позицию, изложенную в исковом заявлении и указывает на не согласие с выводами суда относительно отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.

Судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы не состоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с частью 17 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные бюджетными учреждениями в текущем финансовом году остатки субсидий на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - муниципальное задание) в очередном финансовом году поступают в их самостоятельное распоряжение и используются ими в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Объем субсидии учреждению на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения может быть уменьшен при невыполнении им в полном объеме муниципального задания. Однако при этом обязательным условием такого уменьшения должно являться соответствующее уточнение объемных показателей муниципального задания.

Остатки субсидии на муниципальное задание могут быть направлены учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), на приобретение оборудования, на осуществление приносящей доход деятельности, на повышение заработной платы сотрудникам учреждения при условии, что направления расходов за счет этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе.

При этом, законодательством Российской Федерации не установлен запрет на использование остатков субсидии, образовавшихся по итогам выполнения муниципальных заданий прошлых лет.

Субсидии, получаемые муниципальным учреждением из бюджета (в том числе их неиспользованные остатки), средства от оказания платных услуг, а также средства, поступающие из других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников, в соответствии с положениями статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются учреждениями в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, составляемым и утверждаемым в установленном порядке.

Таким образом, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, с учетом требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Как правомерно отметил суд первой инстанции, в соответствии с ч. 17 ст. 30 ФЗ от 08.05.2010г. № 83 – ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы. Указанная норма права, не предписывает лицу, получившему субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, возвращение (перечисление) этих средств в соответствующий бюджет, в случае их не использования в году предоставления и в очередном финансовом году.

Таким образом, законодательство, регулирующее предоставление субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, не содержит запретов на использование, в данном случае ответчиком, приобретенных в ранее изложенном порядке денежных средств, в 2014 году и последующие периоды.

Кроме того, на момент рассмотрения дела ответчик использовал по назначению остаток субсидии, что подтверждается планами финансово-хозяйственной деятельности на 2013, 2014г. и плановый период 2014г.-2015г.-2016г. МБОУДОД КСДЮСШОР № 13 «Волгарь» (л.д. 183-224).

В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что МБУДО КСДЮСШОР № 13 «Волгарь» не допускало нарушений бюджетного законодательства.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что само по себе предписание не оспорено ответчиком и ДЮСШОР №13 «Волгарь» постановлением мирового судьи привлечено к административной ответственности по ст. 10.5 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (неисполнение законных требований и запросов должностных лиц контрольно-счетных органов), не могут являться основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку законность действий ответчика нашла свое полное подтверждение, и не опровергнута истцом.

Более того, постановлением мирового судьи от 10.02.2015 года по административному делу, установлена лишь вина ответчика в неисполнении предписания в указанные в нем (предписании) сроки.

Таким образом, решение суда первой инстанции является обоснованным, поскольку имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, оспариваемое решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты г.о. Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: