Судья Семерикова И.Г. Дело № 33-9030/2021 (2-275/2021)
Докладчик Емельянов А.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 07 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Шульц Н.В., Ворожцовой Л.К.
при секретаре Бурдуковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово на решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 года
по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово к Ю. о взыскании незаконно полученных денежных средств,
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение Центр занятости населения г. Кемерово обратилось в суд с иском к Ю. о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере "сумма"., обосновывая тем, что 16.04.2020 Ю. подал заявление в электронной форме через единый портал "Работа в России", указав адрес места жительства: <адрес>.
На основании указанного заявления Ю. был поставлен на учет в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово в качестве безработного, ему назначено и выплачено пособие по безработице за период с 17.04.2020 по 16.10.2020 в размере "сумма".
01.12.2020 выявлено, что Ю. предоставил недостоверную информацию в центр занятости о своем месте жительства, т.к. в его паспорте место жительство указано: <адрес>.
01.12.2020 был вынесен приказ № 3336п604/2005 о прекращении выплаты пособия по безработице с 17.04.2020 в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Считает, что Ю. незаконно получил пособие по безработице в размере "сумма"., в связи с чем оно подлежит возврату.
Представитель истца Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово в судебное заседание не явился.
Ответчик Ю. в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением суда от 13 июля 2021 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово к Ю. о взыскании незаконно полученных денежных средств отказать за необоснованностью.
В апелляционной жалобе Государственное казенное учреждение Центр занятости населения г. Кемерово просит решение суда отменить, указывая на то, что Ю. не имел постоянной регистрации по указанному им в заявлении адресу, в связи с чем он должен возвратить незаконно полученное им пособие.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не сообщено.
Судебная коллегия, руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Заслушав ответчика Ю., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и видно из дела 16.04.2020 Ю. через единый портал "Работа в России" подал заявление в электронной форме, указав в графе заявления "адрес места жительства (пребывания) " адрес своего места жительства: <адрес> (л.д.14-16).
Приказом ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово от 24.04.2020 №Ю. признан безработным с 17.04.2020, ему назначено пособие по безработице в течение 6 месяцев с 17.04.2020 по 16.10.2020 в размере "сумма" рублей ежемесячно (л.д.18).
Приказом от 07.08.2020 № изменен порядок начисления пособия по безработице, Ю. назначено пособие по безработице с 17.04.2020 по 31.08.2020 в размере "сумма" руб. в месяц, с 01.09.2020 по 16.10.2020 в размере 60 % средней заработной платы "сумма" в месяц (л.д.19).
Приказом от 01.12.2020 прекращена выплата пособия по безработице Ю. с 17.04.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д.21).
Приказом от 01.12.2020 Ю. снят с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 01.12.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д.22).
ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово направило на адрес электронной почты Ю. уведомление от 02.12.2020 с требованием возвратить в срок до 25.12.2020 полученное пособие по безработице за период с 17.04.2020 по 16.10.2020 в сумме "сумма". (л.д.26), которое Ю. исполнено не было.
Разрешая спор и отказывая в иске ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово к Ю. о взыскании полученного пособия по безработице в сумме 87 415 руб. 82 коп., суд исходил из доказанности факта проживания Ю. в г. Кемерово, в том числе с 18.12.2018 по адресу: <адрес>, т.е. на дату подачи заявления 16.04.2020 в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово, соответственно, в его действиях отсутствует недобросовестность, выплаченное пособие возврату не подлежит.
Судебная коллегия считает, что выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.
В соответствии с пунктом 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Пунктом 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В абзаце восьмом статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" указано, что место жительства - это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу абзаца второго статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, от 30 июня 2011 г. N 13-П; определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.).
Пункт 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1868-О).
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о постановке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право истца на труд и социальную защиту от безработицы.
Как установлено судом и видно из дела, Ю. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с 18.12.2018 по 13.12.2021, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания от 18.12.2018, выданным начальником Отдела по вопросам миграции отдела полиции "Заводский" Управления МВД России по г. Кемерово (л.д.34).
По состоянию на 16.04.2020 он проживал по адресу: <адрес>, снимая квартиру по указанному адресу.
По адресу: <адрес>Ю. был зарегистрирован только с 10.08.2020, что подтверждается адресной справкой (л.д.43) и ксерокопией паспорта (л.д.24-25).
Из трудовой книжки Ю. следует, что в период с 01.03.2019 по 15.04.2020 он работал в ООО "№" в г. Кемерово "должность", (л.д.55-56).
Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ исследованные по делу доказательства, установив, что Ю., как на момент подачи заявления 16.04.2020 в ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово, так и на момент получения пособия по безработице, проживал в г. Кемерово по месту нахождения ГКУ Центр занятости населения г. Кемерово, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Ю. полученного им пособия по безработице за период с 17.04.2020 по 16.10.2020 в размере "сумма".
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ю. не имел постоянной регистрации по указанному им в заявлении адресу, в связи с чем он должен возвратить незаконно полученное им пособие, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21 ноября 2013 года N 1868-О, пункт 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 ноября 1995 года N 14-П указал, что из статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно названному Закону, не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Проанализировав приведенные выше правовые нормы, суд сделал обоснованный вывод о том, что место жительства может означать как постоянное проживание, так и преимущественное проживание и, согласно выше названному Закону не всегда совпадать с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Регистрация является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Поскольку достоверно установлено, что на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработным ответчик постоянно проживал в городе Кемерово, следовательно, требование истца о взыскании с ответчика выплаченного пособия по безработице не основано на законе.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на ином толковании действующего законодательства и иной оценке доказательств, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 13 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово – без удовлетворения.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Н.В. Шульц
Л.К. Ворожцова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07 октября 2021 года.