ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9039 от 24.08.2015 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Петрова С.Д. Дело № 33-9039

А – 23

24 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.

судей Деева А.В., Гришиной В.Г.

при секретаре Антуфьевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Деева А.В. гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Краснояровой И.И. об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений

по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Удаловой О.В.

на решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 19 июня 2015 года, которым постановлено:

«Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к индивидуальному предпринимателю Краснояровой И.И. об устранении нарушений лесного законодательства и приостановлении деятельности до устранения нарушений - удовлетворить в части.

Обязать индивидуального предпринимателя Красноярову И.И. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: тремя ранцевыми лесными огнетушителями; одним топором; одной емкостью для доставки воды объемом 10-15 л; средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре, дежурной спецодеждой (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) в количестве двух комплектов.

В остальной части исковых требований - отказать.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в суд с иском к Краснояровой И.И. об устранении нарушений лесного законодательства, приостановлении деятельности до устранения нарушений. Требования мотивированы тем, что Красноярова И.И. на основании договора аренды от 25.12.2012 г. является арендатором и лесопользователем лесного участка, площадью 1,1 га, расположенного на территории государственного лесного фонда КГБУ «Ирбейское лесничество» в Ирбейском районе Красноярского края. Земельный участок используется для ведения сельского хозяйства (пчеловодства). В нарушение Правил пожарной безопасности в лесах указанный лесной участок не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В связи с чем, Министерство просило возложить на Красноярову И.И. обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства; приостановить деятельность Краснояровой И.И. по договору аренды лесного участка от 25.12.2012 г., как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства до выполнения ответчиком требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Удалова О.В. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о проставлении деятельности ответчика до выполнения им требований о комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. Ссылаясь на положения ст.1065 ГК РФ, указывает, что законодательством предусмотрена возможность приостановления деятельности индивидуального предпринимателя в рамках гражданского судопроизводства.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Красноярова И.И., извещалась о рассмотрении дела лично (л.д. 76), не явился представитель третьего лица КГБУ «Ирбейское лесничество», извещался о рассмотрении дела лично (л.д. 77), в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о слушании дела.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края – Топоевой Т.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти..

Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положениями п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 также установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно действовавшему на 13.02.2015 г. Приказу Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», установлены следующие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса для ведения сельского хозяйства на арендованных участках до 200 га: бензопилы – 1 шт.; ранцевые лесные огнетушители – 5 шт.; топоры – 3 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 л. – 3 шт.; средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре: дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) -- по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; аптечка первой помощи – по 1 на каждые 5 человек, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; индивидуальные перевязочные пакеты – по числу лиц, участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров; бидоны или канистры для питьевой воды -1 шт.

В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст.6, ст.16.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края», Законом Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 «О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды», Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края», Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что на основании договора аренды лесного участка от 21.12.2012 г. (с учетом дополнительного соглашения от 10.08.2014 г.), заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края сроком на 49 лет, Красноярова И.И. является арендатором части находящегося в государственной собственности лесного участка, площадью 1,1 га, расположенного на территории Ирбейского лесничества в Ирбейском районе Красноярского края, в целях использования леса для ведения сельского хозяйства (пчеловодства).

На основании требования заместителя министра природных ресурсов и экологи Красноярского края от 02.12.2014 г. о предоставлении сведений о подготовке арендаторов лесных участков государственного лесного фонда к пожароопасному сезону 2015 года, инженером ОиЗЛ КГБУ «Ирбейское лесничество» Ильиным С.В. 13.02.2015г. проведена проверка подготовки ИП Краснояровой И.И. к пожароопасному сезону 2015 года, по результатам которой составлен акт.

Согласно данному акту проверки от 13.02.2015г. было выявлено: штат сотрудников составляет 2 человека, из них работников леса – 2 человека; арендатором лесного участка не в полном объеме соблюдены требования нормативов обеспечения мест использования лесов средствами пожаротушения, а именно пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. В частности, на пункте из предусмотренных нормативами 5 шт. ранцевых огнетушителей в наличии имеется только 2 шт.; из предусмотренных нормативами 3 шт. топоров в наличии имеется только 2 шт., из предусмотренных нормативами 3 шт. емкостей для доставки воды объемом 1-15 л в наличии имеется только 2 шт.; не имеется индивидуальных средств защиты пожарных и граждан при пожаре по количеству работающих в лесу.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Красноярову И.И., как арендатора лесного участка, обязанности по комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря: тремя ранцевыми лесными огнетушителями; одним топором; одной емкостью для доставки воды объемом 10-15 л; средствами индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре, дежурной спецодеждой (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы) в количестве двух комплектов

При этом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о приостановлении деятельности ответчика по договору аренды лесного участка, поскольку в соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Вместе с тем, установленные судом нарушения ответчика не свидетельствуют о наличии существенной опасности причинения вреда.

Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Удаловой О.В. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Таким образом, судом всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 19 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Удаловой О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: