Дело № 33-9040/2017 В суде первой инстанции дело
слушал судья Потаева Л.А.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2017 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Н.В.Пестовой,
членов коллегии судей Е.А.Бузыновской, И.В. Сенотрусовой,
при секретаре М.С.Арабаджи,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора района имени Лазо Хабаровского края на определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 02 октября 2017 года о прекращении производства по гражданскому делу по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края в интересах муниципального образования – муниципального района имени Лазо Хабаровского края, к ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба.
Заслушав доклад судьи Бузыновской Е.А., объяснения представителя прокурора Е.В.Максименко, представителя администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО3, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Исполняющий обязанности прокурора района имени Лазо Хабаровского края обратился в интересах муниципального образования – муниципального района имени Лазо Хабаровского края, в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба. В обоснование заявленных требований в исковом заявление указано, что при погашение бюджетного кредита, предоставленного муниципальному образованию – муниципальному району имени Лазо Хабаровского края, из средств краевого бюджета, были нарушены сроки по возврату очередной части кредита. Нарушение срока явилось, в соответствие с условиями кредитного договора от 13.07.2016 года № и статьей 306,5 Бюджетного кодекса РФ, основанием для начисления министерством финансов Хабаровского края пени за 2 дня просрочки платежа в размере 5 333,33 рублей. Пени было уплачено из средств бюджета муниципального образования. Считая, что ответчики, являясь должностными лицами администрации муниципального района имени Лазо, допустили несвоевременное перечисление денежных средств, и в соответствии с положениями статей 1069, 1081, 1082 Гражданского кодекса РФ должны нести ответственность за причиненный ущерб. Прокурор просил взыскать солидарно с ФИО2 и ФИО1 в доход бюджета муниципального района им.Лазо ущерб в размере 5 333,33 рублей.
В ходе судебного разбирательства администрация муниципального района им.Лазо Хабаровского края отказалась от исковых требований к ФИО1, ФИО2, ссылаясь на отсутствия вины этих лиц в причинении ущерба муниципальному образованию.
Определением суда района им.Лазо Хабаровского края принят отказ от иска администрация муниципального района им.Лазо Хабаровского края, и производство по делу прекращено.
В апелляционном представлении прокурор района им.Лазо Хабаровского края просит определение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции для разрешения по существу, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права.
В возражениях на апелляционное представление администрация муниципального района им.Лазо Хабаровского края просит определение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы представления, просил определение суда отменить и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края ФИО3 поддержал доводы, изложенные в возражениях на представление прокурора, просил определение суда оставить без изменения.
ФИО2 и ФИО1, извещенные о месте и времени рассмотрения представления прокурора, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, об отложении слушания дела не просили. Признав причину неявки неуважительной, судебная коллегия провела судебное заседание без их участия.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы представления прокурора и представленных на него возражений, судебная коллегия находит представление обоснованным, а определение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В силу положений части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ истец вправе отказаться от иска. Это право принадлежит истцу и в том случае, когда заявление о защите нарушенных или оспоренных прав подается не им самим, а прокурором в его интересах Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39, часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Как указано в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальный район – это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения, которые разрешаются при местном самоуправление, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (пункты 1, 2, 3, 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 129 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законом на территории Российской Федерации.
Положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления и приведенных норм материального права следует, что прокурор просит возместить ущерб, причиненный бюджету муниципального района. Таким образом, иск фактически направлен на защиту неопределенного круга лиц – жителей поселений муниципального района имени Лазо Хабаровского края, интересы и потребности которых обеспечиваются при разрешение вопросов местного за счет бюджета муниципального образования (муниципального района).
Разрешая вопрос о принятии отказа администрации муниципального района от иска и прекращение производства по делу дела, суд данного обстоятельства не учел, а ошибочно исходил из того, что иск подан в интересах исполнительного органа муниципального образования.
Довод администрации муниципального района, на который она ссылается в обоснование заявления об отказе от иска, об отсутствии в действиях ответчика вины в причинение ущерба, может быть проверен судом только в ходе судебного разбирательства по делу, путем исследования представляемых сторонами доказательств, оценка которым дается в совещательной комнате по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Приведенные обстоятельства дают судебной коллегии основание сделать вывод об отсутствии у суда первой инстанции оснований принятия отказа администрации муниципального образования от иска и для прекращения производства по делу. Поскольку определение суда противоречит требованиям части 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, что в силу положений статьи 334 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены и для направления дела в суд первой инстанции для разрешения спора по существу.
Руководствуясь статьями 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Определение суда района имени Лазо Хабаровского края от 02 октября 2017 года отменить, апелляционное представление прокурора района имени Лазо Хабаровского края – удовлетворить.
Гражданское дело по иску прокурора района имени Лазо Хабаровского края к ФИО1, ФИО2 о взыскании ущерба, направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Н.В.Пестова
Члены коллегии И.В.Сенотрусова
Е.А.Бузыновская