Судья Анисимова В.С.
Дело № 33-9046-2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Швецова К.И., Казанцевой Е.С.,
при секретаре Семченко И.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 21 августа 2017 г. гражданское дело по апелляционной жалобе МУП «Верещагинские тепловые сети» на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителей ответчика ФИО1, ФИО2, представителя истца ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ФИО4 обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о признании незаконными действий по применению повышающего коэффициента при перерасчете платы за тепловую энергию, о возложении обязанности произвести перерасчет платы за отопление за период с 01.10.2013 г. по 01.07.2016 г., взыскав в ее пользу денежную сумму в размере 7303,84 рубля, просила также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей, штраф в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» в сумме 5000 рублей. В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, ФИО4 просила взыскать с ответчика денежную сумму в размере 6333,99 рублей, включая излишне оплаченные 247,56 рублей за отопление в связи с необоснованным применением повышающего коэффициента, 4622,54 рублей – разницу между платой за отопление, исчисленную по нормативу, и платой за отопление, исчисленную по показаниям счетчика за период с 01.09.2013 г. по 01.06.2016 г., 1463,89 рублей - плату за горячее водоснабжение за период с 01.09.2013 г. по 01.06.2016 г. в размере 1463,89 рублей. Также истец просила взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 600 рублей. Исковые требования были мотивированы следующим: Она является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: г.Верещагино, ул.****. МУП «Верещагинские тепловые сети» является поставщиком тепловой энергии. Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.07.2016 г. по гражданскому делу №**/2016 прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме по ул.****, признан установленным с нарушениями требований закона и его показания не подлежащими применению при начислении платы за тепловую энергию, на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет платы за тепловую энергию потребителям, проживающим в доме № ** по ул.****, с 01.09.2013 г. по 31.07.2014 г. исходя из норматива 0,018339 Гкал/кв.м общей жилой площади, с 01.08.2014 г. - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений на территории Верещагинского района, утвержденного Правительством Пермского края до установления общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии. При исполнении судебного решения ответчик произвел перерасчет платы с применением повышающих коэффициентов за период с 01.12.2015 г. по 01.06.2016 г., что является незаконным, в связи с чем переплата составила 247,56 рублей. Истец считает, что расчет по начислению суммы корректировки размера платы за отопление ответчиком произведен неверно, по ее расчетам она переплатила за отопление, 4622,54 рублей. Кроме того, ответчик незаконно применял в период с 01.09.2013 г. по 01.06.2016 г. коэффициент на обогрев воды 0,063, тогда как администрацией района был утвержден коэффициент 0,0535, в результате истец переплатила 1463,89 рублей. Истец считает, что в связи с неправильным начислением платы за коммунальные услуги, нарушены ее права как потребителя, поэтому она имеет право на взыскание компенсации морального вреда и штрафа.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представители истца ФИО3 и ФИО5 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» иск не признала.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 29.05.2017 г. действия Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» по применению повышенного коэффициента при расчете платы за отопление ФИО4 за период с 01.09.2013 г. по 01.06.2016 г. признаны незаконными; с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинский тепловые сети» в пользу ФИО4 взысканы излишне уплаченная плата за отопление в размере 3849 рублей 07 коп., расходы по оплате услуг представителей в сумме 1804 рубля 20 коп. В удовлетворении остальных исковых требований ФИО4 отказано. Этим же решением суда с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход районного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 700 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик МУП «Верещагинские тепловые сети» просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что повышающий коэффициент при перерасчете платы за отопление по нормативам потребления был применен в связи с тем, что техническая возможность установки общего прибора учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Верещагино, ул. ****, имелась, кроме того такой прибор был установлен, но его установка была произведена с нарушением требований законодательства, поэтому у МУП «Верещагинские тепловые сети» имелись основания для расчета платы за отопление с применением повышающего коэффициента, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Доводы ФИО4 об отсутствии технической возможности установки приборов учета и необоснованного применения повышающего коэффициента подлежали отклонению, так как критерии наличия или отсутствия технической возможности установки коллективного общедомового прибора учета, установлены Приказом ФИО6 России от 29.12.2011 г. № 627, согласно которому техническая возможность установки коллективного прибора учета отсутствует, если установка прибора невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем. В акте обследования многоквартирного дома от 10.06.2016 г. отсутствует мотивированное заключение, на основании которого лица, проводившие обследование, пришли к выводу об отсутствии технической возможности для установки коллективного (общедомового) прибора учета. Отсутствуют документы, подтверждающие полномочия лиц, проводивших обследование, акт подписан только представителями управляющей компании и одним из жильцов дома.
Актом обследования от 27.04.2016 г. установлено отсутствие технической возможности установки прибора учета тепловой энергии горячего водоснабжения, то есть для учета другого объема тепловой энергии.
Ответчик считает, что вправе был в соответствии с действовавшим законодательством произвести перерасчет платы за отопление исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента, поэтому просит решение суда первой инстанции отменить и в иске ФИО4 отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО4 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Статьей 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Статье 42 указанных Правил установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В статье 60 Правил указано, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом «е» статьи 22 Правил, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ФИО4 является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул.**** г.Верещагино, и стоит на регистрационном учете по указанному адресу. МУП «Верещагинские тепловые сети» оказывает коммунальные услуги по поставке тепловой энергии для отопления помещений в указанном доме и по предоставлению горячего водоснабжения.
29.07.2016 г. Верещагинским районным судом Пермского края было принято решение по гражданскому делу №**/2016, согласно которому общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: Пермский край, г.Верещагино, ул.**** признан установленным с нарушениями требований законодательства и его показания, не подлежащими применению при начислении платы за тепловую энергию, на МУП «Верещагинские тепловые сети» возложена обязанность произвести перерасчет платы за тепловую энергию потребителям, проживающим в указанном многоквартирном жилом доме за период с 01.09.2013 г. по 01.08.2014 г. исходя из норматива 0,018339 ГКАЛ за 1 кв.м общей площади жилого помещения, с 01.08.2014 г. исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещении на территории Верещагинского района, утвержденного постановлениями Правительства Пермского края, на МУП «Верещагинские тепловые сети» возложена обязанность производить начисления платы за тепловую энергию, до установления общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению жилых помещений, на территории Верещагинского района, утвержденных постановлением Правительства Пермского края. Решение суда вступило в законную силу 07.11.2016 г.
В декабре 2016 года МУП «Верещагинские тепловые сети» произвело корректировку платы за коммунальные услуги, согласно которой ФИО4 должна доплатить за период с 01.09.2013 г. по 01.06.2016 г. плату за тепловую энергию в размере 247,56 рублей. При этом ответчик при перерасчете платы за тепловую энергию на основании решения Верещагинского районного суда Пермского края от 29.07.2016 №**/2016 исходил из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и тарифов с учетом повышающих коэффициентов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для применения повышающего коэффициента при начислении платы за отопление не имелось ввиду следующих обстоятельств: 15.01.2013 г. именно МУП «Верещагинские тепловые сети» выдало управляющей компании ООО «Домоуправление», обслуживающей многоквартирный жилой дом, расположенный по ул.****, г. Верещагино, технические условия №145 на установку приборов коммерческого учета тепловой энергии, при выполнении которых общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома в последующем был признан установленным с нарушениями требований технических норм и правил, и его показания, не подлежащими применению при начислении платы за тепловую энергию (акт проверки Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края от 25.09.2015 г.).
Актом от 10.06.2016 г., составленным управляющей компанией ООО «Домоуправление» в лице директора Ф., главного инженера Т., и жильцами дома зафиксировано, что установка прибора учета тепловой энергии в соответствии с требованиями действующего законодательства была невозможна без реконструкции внутренних инженерных сетей.
ООО «Домоуправление» неоднократно обращалось к МУП «Верещагинские тепловые сети» с просьбой проведения необходимых работ по приведению параметров установки прибора учета согласно требований Инспекции Государственного жилищного надзора Пермского края, однако работы по реконструкции внутренних инженерных сетей были проведены только в августе-сентябре 2016 г. Акт повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии после реконструкции внутренних инженерных сетей многоквартирного жилого дома, расположенного по ул.****, г. Верещагино, был составлен ООО «Домоуправление» и утвержден МУП «Верещагинские тепловые сети» только 16.09.2016 г.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Подпунктом «с» пункта 31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Приняв во внимание вышеуказанные положения действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что вины собственников помещений дома по ул. **** г. Верещагино в том, что установка прибора учета тепловой энергии была произведена с нарушением действующих технических норм и правил, что в последующем было выявлено Инспекцией Государственного жилищного надзора Пермского края, нет, МУП «Верещагинские тепловые сети», как поставщик тепловой энергии, должно проверять надлежащую установку и эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, поэтому оснований для применения повышающих коэффициентов при расчете платы за отопление не имелось.
Судебная коллегия находит, что при разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на совокупности собранных по делу доказательств. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 29 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Верещагинские тепловые сети» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: