ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9051/19 от 17.04.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья Козленкова Е.В. Дело № 33-9051/19

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Вуколовой Т.Б.,

судей Воронко В.В., Фоминой Н.И.,

при секретаре Семеновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 апреля 2019 года апелляционную жалобу Анаевой Е.А. на решение наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 ноября 2018 года по делу по иску Анаевой Е.А. к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, обязании предварительно согласовать предоставление в собственность земельного участка,

заслушав доклад судьи Воронко В.В.,

У С Т А Н О В И Л А:

Анаева Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании недействительным решения Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области от 14.09.2017 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> обязании Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области предварительно согласовать предоставление в собственность указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указала, что ей на основании решения Наро-Фоминского городского суда Московской области от 14.10.2003 принадлежит на праве собственности жилой дом и хозяйственные строения по указанному адресу. Строения расположены на спорном земельном участке. Истцом подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского городского округа о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка. Комитет по управлению имуществом в письме от 14.09.2017 отказал в удовлетворении заявления, предложив обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и повторно обратиться с заявлением. Отказ мотивирован тем, что земельный участок ограничен в оборотоспособности, относится к зоне «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога 0333 - «Наро-Фоминск-Бекасово». Данная автодорога существует. Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства от 25.03.2016 № 230/8 предусмотрена реализация объекта: Реконструкция автомобильной дороги Наро-Фоминск - Бекасово до параметров III технической категории с 2 полосами движения, шириной полосы отвода 46 м, зоной планируемого размещения 100 м. Государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы» утвержденной Правительством Московской области от 25.10.2016г. № 782/39 (с изменениями) реализация объекта не предусмотрена. Размещение Объекта с установлением границ красных линий будет определено при разработке проекта планировки и межевания территории. Правила землепользования и застройки не разрабатывались, документация по планировке территории отсутствует. Исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены здания, имеют собственники зданий. В связи с чем, утверждение ответчика о том, что земельный участок ограничен в оборотоспособности необоснованно.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 обжаловала его в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 14.10.2003, вступившим в законную силу 27.10.2003, за ФИО1 признано право собственности на жилой дом лит. Б, сараи лит. Г,Г1, летнюю кухню лит. Г3, колодец лит к, уборную лит. у, расположенные по адресу: <данные изъяты> Право собственности ФИО1 на жилой дом и летную кухню на основании решения суда зарегистрировано в ЕГРН 23.11.2009.

ФИО1 22.08.2017 подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на котором расположены вышеуказанные строения.

14.09.2017 Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа по поручению Администрации городского округа отказал ФИО1 в удовлетворении заявления. В отказе сообщено, что Главархитектура Московской области в ответе на запрос Комитета дала заключение о том, что часть испрашиваемого земельного участка относится к зоне «планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога 0333 - «Наро-Фоминск-Бекасово». Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в собственность не предоставляются. В связи с чем, ФИО1 было предложено обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и повторно обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность спорного земельного участка.

Согласно ответу ГКУ МО «Дирекция дорожного строительства» от 21.06.2017 на обращение истца схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной Постановлением Правительства от 25.03.2016 № 230/8, предусмотрена реализация объекта: Реконструкция автомобильной дороги Наро-Фоминск - Бекасово до параметров III технической категории с 2 полосами движения, шириной полосы отвода 46 м, зоной планируемого размещения 100 м. Государственной программой Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы» утвержденной Правительством Московской области от 25.10.2016 № 782/39 (с изменениями) реализация объекта не предусмотрена. Размещение объекта с установлением границ красных линий будет определено при разработке проекта планировки и межевания территории.

Указанный ответ дан до получения заключения Главархитектуры Московской области по испрашиваемому земельному участку. При даче заключения Главархитектура Московской области дает ссылку на вышеуказанное Постановление Правительства от 25.03.2016 № 230/8, а также на решение Совета депутатов Наро-Фоминского муниципального района от 20.04.2017 № 10/101, которым утвержден генеральный план городского поселения Наро-Фоминск.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Московской области.

В порядке исполнения Соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области - Наро-Фоминский муниципальный район в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений Администрация Наро-Фоминского муниципального района направляет в Правительство Московской области для рассмотрения проекты постановлений Администрации Администрация Наро-Фоминского муниципального района в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 N 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов (далее - Временный порядок).

В соответствии с Временным порядком Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области в пределах предоставленных полномочий по предоставлению информации об ограниченных в оборотоспособности земельных участков дает соответствующее заключение и направляет его органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области.

Таким образом, предварительное согласование предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района (городского округа), при отсутствии согласования Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области не допускается.

Главархитектура Московской области дала заключение о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности в соответствии с п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, указав, что согласно Постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 часть земельного участка относится к зоне планируемого размещения объектов автомобильного транспорта» автодорога 0333 - «Наро-Фоминск-Бекасово».

Администрация Наро-Фоминского городского округа не вправе осуществить предварительное согласование предоставления в собственность испрашиваемого ФИО1 земельного участка без получения согласования Министерства имущественных отношений Московской области и при наличии заключения Главархитектуры Московской области об ограничении в оборотоспособности испрашиваемого земельного участка.

Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ, в пункте 8 которой установлены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 6 ст. 39.16. ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Статья 27 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5).

Согласно пп. 11 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Правильно руководствуясь приведенными положениями закона, суд сделал верный вывод о том, что ответчики правомерно отказали истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в Министерство имущественных отношений Московской области либо откорректировать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истицы, предъявленных к администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области.

Все доводы, приведенные истцом в обоснование заявленных исковых требований, судом правомерно отвергнуты по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном постановлении.

Доводы, изложенные истцом в апелляционной жалобе, опровергаются выводами суда, в целом сводятся к субъективному толкованию обстоятельств дела, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, оснований для чего у судебной коллегии не имеется.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 27 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи