ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9053/19 от 06.05.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 33-9053/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 мая 2019 г. г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Милютина В.Н.,

судей Минеевой В.В. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе прокуратуры Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Башкортостан о возложении обязанности произвести перерасчёт выслуги лет и зачесть в выслугу лет периода службы.

В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой Республики Башкортостан его обращение от 09 октября 2018 года в комиссию по установлению выслуги лет прокуратуры Республики Башкортостан о зачёте в выслугу лет как прокурорскому работнику периода прохождения службы с 20 января 2000 года по 02 января 2001 года в должности судебного пристава - исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов и перерасчёта доплаты за выслугу лет, оставлено без удовлетворения с мотивировкой, что Министерство юстиции Республики Башкортостан в 2000 году не входило в состав Минюста России, о чём 19 декабря 2018 года исх. № 6-9518-2018 ему направлен письменный ответ.

ФИО1 просил суд признать незаконным отказ прокуратуры Республики Башкортостан от 19 декабря 2018 года в зачёте ему в выслугу лет как прокурорскому работнику периода прохождения им службы с 20 января 2000 года по 02 января 2001 года в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан; признать период прохождения им службы с 20 января 2000 года по 02 января 2001 года в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов, периодом прохождения службы в системе органов Министерства юстиции Российской Федерации - территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в качестве лица, замещающего государственную должность Федеральной государственной службы; обязать прокуратуру Республики Башкортостан произвести перерасчёт выслуги лет, зачесть ему в выслугу лет для ежемесячной доплаты за выслугу лет и своевременного учета выслуги лет для последующего своевременного исчисления и назначения пенсии по выслуге лет период прохождения службы с 20 января 2000 года по 02 января 2001 года в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе прокуратурой Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что спорный период не мог быть включен в выслугу лет ФИО1, т.к. статус Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан как территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в Республике Башкортостан был определен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 ноября 2000 года № 1920-к и соответствующая запись в трудовую книжку внесена 03 января 2001 года.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.

Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей прокуратуру Республики Башкортостан Валиуллину Г.Р. и Садретдинову Л.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Согласно ст.ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации, в России как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.

Обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 7, ч. 1 и 3ст. 37, ч. 1,2 ст. 39, ч.1 ст. 41, ч.1 ст. 45, ст. 59, ст.71 Конституции РФ) -гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного - правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы.

Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ч. 2 ст. 39, устанавливаются законом.

В абз.1 п.2 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.

Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области пенсионного обеспечения является «Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942, в соответствии с п. 1.1 которого в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы, а так же «Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» утвержденное приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 213, в соответствии с подп. 12 п. 2.1 которого в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включаются периоды работы в Министерстве юстиции Российской Федерации (с 25 января 1995 года), его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти (не ранее чем с 01 октября 1998) в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.

Из материалов дела видно, что справка кадровой службы УФССП России по Республике Башкортостан за № 02907/19/7200 от 13 февраля 2019 года и запись в трудовой книжке ФИО1 под № 9 подтверждают, что он 20 января 2000 года принят на государственную должность судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции РБ, которое приказом Минюста России № 1920-к от 10 ноября 2000 года преобразовано в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.

Согласно Приложению № 9 к Указу Президента РФ № 981 от 03 сентября 1997 года (действовавшему в период спорных правоотношений) работа на должности судебного пристава-исполнителя в органах Министерства юстиции РФ отнесена к государственной должности федеральной государственной службы для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа государственной власти (подраздел введен Указом Президента РФ от 28 апреля 1998 года № 462).

Таким образом, истец, проходя службу в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан, занимал государственную должность федеральной государственной гражданской службы.

Согласно п. 4 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением СМ-Правительством Российской Федерации от 04 ноября 1993 года № 1187, Минюст России осуществляет свою деятельность через органы юстиции субъектов Российской Федерации.

Служба судебных приставов, согласно ст. 5 Федерального закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Статья 25 данного закона посвящена переходному периоду, и содержит сведения, что финансирование службы предусматривается из федерального бюджета.

Указом Президента РФ №1284 от 16 декабря 1997 года внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» - Министерство юстиции передано в прямое подчинение Президенту Российской Федерации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02 августа 1999 года № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.

Факт преобразования Министерства юстиции Республики Башкортостан в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан на основании приказа Министра юстиции РФ за №1920-к от 10 ноября 2000 года свидетельствует о том, что органы юстиции и до этой даты представляли собой территориальные органы юстиции на местах, поскольку Министерство может преобразовать только то, что в его структуру входит.

В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба включает в себя:

- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Согласно Указу Президента РБ от 31 июля 1997 года № УП-503 «О перечне специализаций государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан категории «В», определяющим в соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» перечень должностей государственной службы Республики Башкортостан, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, судебный пристав не относится к государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан.

Также указанный перечень не содержит каких-либо должностей государственной службы Республики Башкортостан в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.

Таким образом, должности федеральной государственной службы, к которым относится должность судебного пристава, это должности, учреждаемые федеральными органами для исполнения функций, возложенных на федеральные органы.

Согласно приказу № 77-к от 20 января 2000 года и записи в трудовой книжке, истец 20 января 2000 года назначен на должность судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, обоснованно пришел к выводу, что согласно действующему на период 1997-2000 г.г. законодательству РФ должность судебного пристава относилась к должностям федеральной государственной службы в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации, в связи с чем, служба истца в период с 20 января 2000 года по 02 января 2001 года в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан подлежит включению в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам в соответствии с п.п. 12 п. 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 213, а также в выслугу лет для своевременного и правильного назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942.

Данная позиция суда согласуется с приказом Генерального прокурора РФ № 111 от 01 декабря 2006 года, разъясняющего в п. 2.1.11 возможность зачета в стаж прокурорскому работнику периода работы в должности государственной федеральной гражданской службы с 08 сентября 1997 года - в территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти Министерства юстиции РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, так как при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы не влекут отмены постановленного судом решения ввиду следующего.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Сиражитдинов И.Б.