Судья: Чурина Е.В. дело № 33-9058/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2015 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Жабиной Н.А.
судей Волковой И.А., Горковенко В.А.
при секретаре Емельяновой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об оспаривании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности устранить нарушение прав путем допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса
по апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице Начальника Управления ФИО7, по дополнениям к апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице и.о. Начальника Управления ФИО8
на решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 08 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об оспаривании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности устранить нарушение прав путем допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить протокол № <...> от ДД.ММ.ГГГГ заседания конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в части не допущения ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>.
Обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в полном объеме устранить нарушение прав ФИО1 путем ее допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>.
заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Жабиной Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> об оспаривании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса и возложении обязанности устранить нарушение прав путем допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса.
Свои требования мотивировала тем, что она обратилась с заявлением с приложением необходимых документов в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> об участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> приняла решение о не допуске ее к участию в конкурсе в связи с отсутствием у нее необходимого пятилетнего стажа работы по юридической специальности, поскольку <.......> год и <.......> месяца она работала по юридической специальности до окончания высшего учебного заведения и получения диплома о высшем образовании.
По ее мнению, указанное решение конкурсной комиссии, оформленное протоколом заседания конкурсной комиссии № <...> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконно и подлежит отмене в части исключения ее из числа конкурсантов, поскольку действующее законодательство не предусматривает необходимости исчисления пятилетнего стажа после получения юридического образования.
В этой связи, просила суд признать незаконным и отменить протокол № <...> от ДД.ММ.ГГГГ заседания конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в части не допущения ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>; обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации устранить нарушение прав ФИО1 путем ее допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице Начальника Управления ФИО7., в дополнениях к апелляционной жалобе Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице и.о. Начальника Управления ФИО6 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению авторов апелляционной жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения нарушил нормы материального права и не применил закон подлежащий применению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> по доверенности ФИО5, поддержавшей доводы жалобы, представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Выводы суда об удовлетворении заявленного иска являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, а также положениям норм материального права, ссылки на которые имеются в тексте обжалуемого решения.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается и считает их правильными, а принятое решение отвечающее требованиям закона.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 219-р был объявлен конкурс на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, в нотариальном округе <адрес>. Заседание конкурсной комиссии по допуску кандидатов к участию в конкурсе было назначено на ДД.ММ.ГГГГ.
На конкурсную комиссию подали документы два лица, желающих принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>: ФИО1 и ФИО3
Для участия в конкурсе ФИО1 на конкурсную комиссию были представлены: диплом о высшем юридическом образовании ФИО1, трудовая книжка, лицензия на право нотариальной деятельности, анкета установленной формы с фотографической карточкой кандидата, трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о приеме на работу, приказ о прекращении трудового договора, требование ИЦ ГУ МВД России по <адрес>, справка <адрес> клинического психоневрологического диспансера, справка <адрес> клинического наркологического диспансера, справка <адрес> клинического наркологического диспансера № 653.
Согласно выписке из протокола заседания Правления Нотариальной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 рекомендована к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>.
Как следует из протокола № <...> от ДД.ММ.ГГГГ заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, комиссия приняла решение не допускать ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>, поскольку как следует из представленных документов для участия в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>, ФИО1 достигла возраста <.......> лет и имела стаж работы по юридической специальности (со дня получения диплома о высшем образовании) <.......> года <.......> месяцев, в то время как для замещения должности нотариуса требуется стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.
Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО1 было инициировано настоящее судебное разбирательство.
В соответствии со статье 2 Основ законодательства о нотариате нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования; имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет; достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет; сдавший квалификационный экзамен.
Согласно статье 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено, что наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Порядок проведения конкурса определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (далее - Положение), согласно пункту 1 которого целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 4 Положения, к участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает независимо от срока получения лицензии.
Согласно пункту 5 Положения лица, желающие участвовать в конкурсе, подают заявление секретарю конкурсной комиссии. Заявление регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера.
При подаче заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, должно представить нотариально засвидетельствованные копии следующих документов: диплома о высшем юридическом образовании; трудовой книжки; лицензии на право нотариальной деятельности; а также листок по учету кадров установленной формы с фотографической карточкой кандидата.
При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность.
Конкурсант может представить другие документы или их нотариально засвидетельствованные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.
Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело.
Прием документов производится в срок, установленный распоряжением территориального органа. По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются.
На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном предоставлении документов, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
Пунктом 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса установлен исчерпывающий перечень документов, которые обязано представить лицо, желающее участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса. Расширительного толкования указанного перечня не предусмотрено. Комиссия проверяет своевременность представления, полноту и подлинность представленных документов.
Материалами дела подтверждено, что документы ФИО1 были представлены согласно перечню, подлинность их проверена.
Лицензия ФИО1 на право занятия нотариальной деятельностью является действующей, никем не оспорена, недействительной не признана, основания ее выдачи подтверждены.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и нотариусом <адрес>ФИО4 было заключено соглашение о замещении на период временного отсутствия нотариуса на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и нотариусом <адрес>ФИО4 было заключено соглашение о замещении на период временного отсутствия нотариуса на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 с момента выдачи ей лицензии в период за 2013 – 2014 г.г. временно исполняла обязанности нотариуса <адрес>ФИО4 в количестве 125 рабочих дней (880 часов).
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что исполняя обязанности нотариуса в период его отсутствия, ФИО1 осуществляла нотариальные действия. Препятствий к наделению ее полномочиями по замещению временно отсутствующего нотариуса компетентные органы не усматривали.
Согласно пункту 2 Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, утвержденного решением Правления Федеральной нотариальной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, должно отвечать требованиям статьи 2 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», то есть тем же требованиям, которые предъявляются к лицам, назначаемым на должность нотариуса, за исключением того, что лица, временно наделяемые полномочиями нотариуса не проходят конкурс (статья 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).
В этой связи, суд первой инстанции при разрешении спора правильно исходил из того, что выводы конкурсной комиссии о том, что у ФИО1 имеются препятствия для допуска к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес> необоснованны.
Судом первой инстанции обоснованно признан несостоятельным довод ответчика со ссылкой на указания Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О применении отдельных положений Основ законодательства о нотариате в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» о том, что стаж работы по юридической специальности начинает исчисляться со дня получения высшего юридического образования.
Статьей 2 Основ законодательства о нотариате предусмотрена необходимость наличия стажа работы по юридической специальности не менее чем пять лет, при этом положений о том, что данный стаж начинает исчисляться со дня получения высшего юридического образования, Основы не содержат.
В соответствии со статьей 6 ГК РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в этом законе.
В Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной Министерством юстиции РФ № 10 (35)-5, Верховным судом РФ от 27 декабря 1996 года, предусмотрено, что лицам, не имевшим высшего образования, в стаж по юридической профессии засчитывается период работы на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование.
Указания Минюста России от 04 марта 2015 года № 12-23947 «О применении отдельных положений Основ законодательства о нотариате в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» являются актом методического характера, не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, то есть в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера.
Основы законодательства о нотариате предписаний относительно обязательности вышеназванных Указаний Минюста России не содержат, последние противоречат положениям Основ.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения конкурсной комиссии Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в части недопущения ФИО1 к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе <адрес>, и удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение конкурсной комиссии Управления Минюста России по <адрес> по проведению конкурса на замещение вакантной должности нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ, основанное на изменениях, внесенных в законодательство о нотариате, указаниях Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О применении отдельных положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нашедших в последующем отражение в нормативных правовых актах Минюста России, является законным и обоснованным, несостоятельны к отмене судебного решения, поскольку данные доводы были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно им отклонены. Кроме того, изменения в пункт 5 Положения о порядке проведения конкурса, предусматривающие, что при исчислении стажа работы по юридической специальности конкурсная комиссия учитывает периоды работы по юридической специальности со дня получения высшего юридического образования, вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после принятия решения судом первой инстанции.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда города Волгограда от 08 мая 2015 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице Начальника Управления ФИО7, дополнения к апелляционной жалобе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в лице и.о. Начальника Управления ФИО8 – без удовлетворения.
Председательствующий: Подпись
Судьи: Подписи
Копия верна:
Судья Волгоградского областного суда Н.А. Жабина