Председательствующий Царева Е.А.
Дело № 33- 905/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2013 г. г. Абакан
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Весёлой И.Н., Вениченко О.В.,
при секретаре Райковой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Республики Хакасия на решение Абаканского городского суда от 28 декабря 2012 года, которым заявление прокурора Республики Хакасия об оспаривании положений постановления Правительства Республики Хакасия от 06 сентября 2012 г. № 595 «Об обеспечении работы автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения и о внесении изменений в Устав Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №» оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Весёлой И.Н., объяснения представителей заявителя ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционного представления, представителей заинтересованных лиц Правительства РХ – ФИО3, Министерства финансов РХ - ФИО4, Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ – ФИО5, Государственного казенного учреждения РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» – ФИО6, согласившихся с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор РХ обратился в суд с заявлением об оспаривании частей 1, 2, пункта 1 и подпункта «б» пункта 2 части 3, частей 4, 5 постановления Правительства РХ от 06.09.2012 № 595. Оспариваемые положения предусматривают предоставление Государственному казенному учреждению РХ «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» (далее – ГКУ РХ «Хакасавтодор», Учреждение) полномочий по содержанию автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения (далее - Комплексы), по обеспечению функционирования Комплексов и оплате расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях; наделение Учреждения правами получателя бюджетных средств, выделяемых на эти цели; внесение соответствующих изменений в Устав Учреждения; а также предписывают Государственному комитету РХ по управлению государственным имуществом закрепить на праве оперативного управления за Учреждением находящееся в казне Республики Хакасия имущество, относящееся к Комплексам, Министерству финансов РХ и Министерству транспорта и дорожного хозяйства РХ - предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета выделение необходимых ассигнований на содержание, обеспечение функционирования Комплексов и оплату расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители Прокуратуры РХ ФИО7 и ФИО1 требования поддержали, суду пояснили, что вышеприведенные положения противоречат федеральному законодательству, а именно нормам Федеральных законов «О полиции» и «О безопасности дорожного движения», согласно которым деятельность по содержанию и обеспечению функционирования Комплексов, оплате расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях должна осуществляться полицией за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и «О полиции», полагали, что Комплексы не могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации и подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность. Субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по осуществлению надзора в области безопасности дорожного движения и производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие полномочия Российской Федерацией им не передавались. В связи с этим финансирование соответствующих расходов за счет средств бюджета республики производится неправомерно. Просили суд признать незаконными вышеуказанные положения постановления Правительства РХ от 06.09.2012 №595, обязать Правительство РХ принять меры, направленные на устранение допущенных нарушений прав и свобод Российской Федерации, субъекта Российской Федерации путем исключения из оспариваемого постановления незаконных положений.
Представитель Правительства РХ ФИО8 в судебном заседании требования не признала, полагая, что они основаны на неправильном толковании норм законодательства. Пояснила, что оспариваемое постановление принято Правительством РХ в пределах предоставленных ему полномочий. Комплексы находятся в собственности Республики Хакасия и переданы МВД по РХ в безвозмездное пользование по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между ГКУ РХ «Хакасавтодор» и МВД по РХ, при участии Государственного комитета РХ по управлению государственным имуществом, что не противоречит федеральному законодательству. Республика Хакасия вправе принимать нормативные правовые акты и финансировать содержание Комплексов за счет средств своего бюджета, поскольку вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах межрегионального и межмуниципального значения отнесены законом к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Представитель Министерства финансов РХ ФИО4 заявленные требования не признала, приведя аналогичные доводы. Кроме того, указала, что оспариваемое постановление Правительства РХ не содержит положений о принятии Республикой Хакасия на себя полномочий, закреплённых за органами полиции и предусмотренных Федеральным законом «О полиции». Сослалась на заключенное между Министерством внутренних дел по РХ, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РХ и ГКУ РХ «Хакасавтодор» соглашение от ДД.ММ.ГГГГ и дополнение к нему об организации взаимодействия сторон по обеспечению работоспособности и использования средств видеофиксации.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства РХ ФИО5 и представитель ГКУ РХ «Хакасавтодор» ФИО9 просили в удовлетворении заявления прокурору РХ отказать.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном представлении прокурор РХ просит решение Абаканского городского суда отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда материалам дела. Выражает несогласие с выводом суда о том, что обслуживание Комплексов относится к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, полагая, что Комплексы сами по себе не влияют на безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения. Более того, доказательств их использования исключительно на дорогах регионального и межмуниципального значения не представлено. Настаивает на том, что применение Комплексов как средств фиксации правонарушений в области дорожного движения наряду с рассылкой постановлений об административных правонарушениях являются элементами производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого исключительно органами полиции. Финансирование деятельности полиции необоснованно осуществляется за счет средств бюджета Республики Хакасия, что влияет на финансовое обеспечение других расходов республики, следовательно, нарушает ее права и интересы ее населения. Считает необоснованным применение судом ч.2 ст. 47 Федерального закона «О полиции», ссылаясь на отсутствие условий для возложения на Республику Хакасия расходов, связанных с реализацией обязанностей полиции.
В возражениях на апелляционное представление представители Правительства РХ, Министерства финансов РХ и ГКУ РХ «Хакасавтодор» выражают согласие с решением суда, ссылаясь на доводы, изложенные в суде первой инстанции.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 11.07.2011) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 11.07.2011) «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения. Список таких мероприятий, изложенный в ч. 3 ст. 6 Федерального закона, не является исчерпывающим.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 100 утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», которой к мероприятиям, направленным на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, отнесено оснащение подразделений, осуществляющих контрольные и надзорные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, техническими комплексами и средствами, в том числе комплексами видеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
На основании постановления Правительства РФ от 20.03.2008 № 186 приобретенные за счет средств федерального бюджета в рамках вышеназванной программы материально-технические ресурсы были переданы в собственность субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РХ от 09.11.2010 № 574 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Хакасия в 2011 - 2013 годах". Указанным постановлением в перечень программных мероприятий по предупреждению опасного поведения участников дорожного движения включена деятельность по содержанию Комплексов и осуществлению расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях.
06.09.2012 Правительством Республики Хакасия принято Постановление №595 «Об обеспечении работы автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения и о внесении изменений в Устав Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №», которое является ненормативным правовым актом и оспорено прокурором РХ в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.
Оспариваемые положения постановления Правительства РХ от 06.09.2012 № 595 предусматривают следующее:
Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" осуществлять деятельность по содержанию автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения, по обеспечению функционирования Комплексов, в том числе выполнение мероприятий по закупке оборудования и расходных материалов (в том числе канцелярских товаров) и оплате расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях (ч.1). Наделить Учреждение правами получателя бюджетных средств, выделяемых на: приобретение новых Комплексов и оборудования для обеспечения их работы; поддержание Комплексов и дополнительного оборудования в исправном рабочем состоянии, обеспечение их содержания и технического обслуживания, а также ремонта и поверки; мероприятия, обеспечивающие рассылку постановлений об административных правонарушениях (услуги почтовых отправлений) (ч.2).
Государственному комитету Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (О.В. Нам) закрепить на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" находящееся в казне Республики Хакасия имущество, относящееся к автоматическим комплексам фиксации правонарушений в области дорожного движения, переданное в государственную собственность Республики Хакасия из федеральной собственности в рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 100 (с последующими изменениями) (ч.4).
Министерству финансов Республики Хакасия (А) и Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (В) предусматривать при формировании проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на очередной год и плановый период выделение необходимых ассигнований на осуществление деятельности по содержанию автоматизированных комплексов фиксации правонарушений в области дорожного движения, по обеспечению функционирования этих комплексов, в том числе выполнение мероприятий по закупке оборудования, расходных материалов (в том числе канцелярских товаров) и оплате расходов по рассылке постановлений об административных правонарушениях (ч.5).
Частью 3 постановления внесены соответствующие изменения в Устав ГКУ РХ «Хакасавтодор» в части функций Учреждения (п. 1.1 Устава), предмета, целей и видов его деятельности (п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление от 06.09.2012 № 595 принято в пределах полномочий Правительства РХ, оспариваемые положения соответствуют федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы Российской Федерации и Республики Хакасия. Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, поскольку, как следует из приведенных выше правовых норм, федеральное законодательство предусматривает самостоятельное правовое регулирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществление ими за счет средств регионального бюджета полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов,
Кроме того, частью 2 ст. 78 Конституции РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Судом по делу установлено, что между Министерством внутренних дел по РХ, Министерством транспорта и дорожного хозяйства РХ и ГКУ РХ «Хакасавтодор» было заключено Соглашение о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 62-65), которым на ГКУ РХ «Хакасавтодор» возложены имущественные и финансовые обязательства по содержанию приборов видеофиксации и оплате расходов почтовой службы (п.2.2). Данным соглашением исполнение Учреждением возложенных на него обязательств не поставлено в зависимость от того, на каких дорогах (федерального, регионального или межмуниципального значения) используются приборы.
При таких обстоятельствах обеспечение функционирования Комплексов при условии их установки на дорогах федерального значения не свидетельствует о превышении органами государственной власти Республики Хакасия предоставленных им полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем довод апелляционного представления об отсутствии доказательств использования Комплексов исключительно на дорогах регионального и межмуниципального значения судебной коллегией отклоняется.
Доводы апелляционного представления о том, что содержание Комплексов само по себе не может быть отнесено к мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку с учетом положений вышеназванных федеральной и республиканской целевых программ полагает, что функционирование Комплексов имеет превентивное значение для участников дорожного движения, ограничивает их опасное поведение, в связи с чем относится к мерам по обеспечению безопасности дорожного движения.
Довод представления, согласно которому рассылка постановлений об административных правонарушениях является элементом производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого исключительно органами полиции, не может быть принят во внимание, так как оспариваемым постановлением на органы государственной власти Республики Хакасия и ГКУ РХ «Хакасавтодор» полномочия полиции по производству по делам об административных правонарушениях не возложены.
Изложенное подтверждается названным выше Соглашением о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым фиксация нарушений правил дорожного движения с помощью специальных технических средств, вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях и их направление лицам, в отношении которых возбуждены дела об административном правонарушении, возложены на органы внутренних дел (п.п. 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4).Заключенными между ГКУ РХ «Хакасавтодор», ФГУП «Почта России» и Министерством внутренних дел по РХ договором по оказанию услуг почтовой связи от ДД.ММ.ГГГГ № и договором на оказание услуг по предпочтовой подготовке № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-72) обязанности по рассылке постановлений по делам об административных правонарушениях также возложены на Министерство внутренних дел по РХ. В обязанности ГКУ «Хакасавтодор» входит только своевременная оплата предоставляемых услуг.
Деятельность по содержанию, обеспечению функционирования Комплексов и оплате почтовых расходов не относится к производству по делам об административных правонарушениях, поскольку направлена лишь на обеспечение исполнения полицией обязанностей по выявлению правонарушений и привлечению лиц к административной ответственности.
При этом ч. 2 ст. 47 Федерального закона 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Разрешая спор, суд правильно применил приведенную норму, поскольку каких-либо условий для возложения указанных расходов на органы государственной власти субъектов Российской Федерации закон не содержит.
Разрешение вопроса о целесообразности возложения соответствующих расходов на бюджет Республики Хакасия не входит в полномочия суда.
Более того, как установлено судом первой инстанции, комплексы видеофиксации находятся в собственности Республики Хакасия, в связи с чем бремя содержания данного имущества правомерно возложено на региональный бюджет, а обязанность по содержанию и обеспечению функционирования Комплексов, в том числе выполнение мероприятий по закупке оборудования и расходных материалов, – на ГКУ РХ «Хакасавтодор».
Вывод суда об отсутствии оснований считать оспариваемое постановление незаконным в связи с содержащимся в ч. 9 ст. 54 Федерального закона «О полиции» предписанием передать имущество, необходимое для обеспечения деятельности полиции, в федеральную собственность исчерпывающим образом мотивирован в решении и является правильным.
Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции всесторонне и объективно образом исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении и являются верными, нарушений норм процессуального права в ходе рассмотрения дела судом не допущено. В связи с этим судебная коллегия находит оспариваемое решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционном представлении.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 28 декабря 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Республики Хакасия – без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Страхова
Судьи И.Н. Весёлая
О.В. Вениченко