Судья Михайлова А.Л. дело № 33-9062/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«01» июня 2017 г. г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Сидоренко О.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Щетининой Е.В.
при секретаре Гребенкиной Э.П.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Обливском районе Ростовской области о признании незаконным решения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию с 25.12.2015г., по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Обливского районного суда Ростовской области от 23 марта 2017 г.
Заслушав доклад судьи Сидоренко О.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Обливском районе Ростовской области (далее ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области) о признании незаконным решения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию с 25.12.2015г., в обоснование требований указав, что 25.12.2015г., в установленном законом порядке она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив вместо паспорта гражданина РФ свидетельство об установлении тождества гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке за №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.02.2012г.
Решением ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии ввиду отсутствия документа, удостоверяющего личность. Считая отказ незаконным, нарушающим право на получение страховой пенсии по старости, истица просила суд признать незаконным решение ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г., обязать ответчика назначить ей пенсию с даты обращения с 25.12.2015г.
Решением Обливского районного суда Ростовской области от 23 марта 2017 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановить новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчиком ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области на апелляционную жалобу истца поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а доводов жалобы – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции явились истец ФИО1 и её представитель по устному ходатайству, поддержавшие доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области ФИО2, действующая на основании приказа № 1124-О от 14.12.2015, возражавшая против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Отказывая истице в удовлетворении исковые требования, суд исходил из того, что представленное ФИО1 свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не является документом, удостоверяющим ее личность при обращении за пенсионным обеспечением в территориальный пенсионный орган.
Выводы суда первой инстанции являются правомерными, не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Основания приобретения и порядок реализации прав граждан на страховую пенсию с 01.01.2015г. регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащим применению к спорным правоотношениям, в силу части 1 статьи 8 данного закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Статьей 21 указанного Федерального закона определен порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий. Пунктом 1 указанной нормы предусмотрено, что установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.В силу части 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, части 8 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, в том числе страховой и накопительной пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 2).
В соответствии с п. 53 данного Перечня, документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность лица и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.12.2015г. ФИО1 обратилась в ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии, представив: справки о заработной плате, заявление о доставке пенсии, трудовую книжку, заявление о согласии на обработку, использование и передачу персональный данных, свидетельство о тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 15.02.2012г., свидетельство о перемене имени от 29.12.2002г. Указанные обстоятельства подтверждены пенсионным делом (л.д.4-8, 10-20,26-27), материалами дела (л.д.17-7, 29-30, 33-34) и сторонами не оспариваются.
Протоколом Заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. истице отказано в назначении страховой пенсии в связи с не предоставлением документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, гражданство. (л.д.32).
На основании данного протокола решением ГУ УПФР в Обливском районе Ростовской области № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. истице отказано в установлении пенсии в связи с непредоставлением документов личного хранения, необходимых для назначения пенсии. (л.д. 34).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2016г. об отказе в установлении страховой пенсии по старости, возложении обязанности установить указанную пенсию с 25.12.2015г. на основании свидетельства о тождественности личности, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Основ о нотариате от 11.02.1993г. №4462-1, исходил из того, что целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Доводы жалобы основаны на неверном толкованием вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).
Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.
Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Следовательно, документом, удостоверяющим личность и гражданство лица, является паспорт гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы о нотариате) нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.
Частью первой ст. 42 Основ о нотариате (ст. 42 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) определено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина.
Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, за исключением случая, предусмотренного частью третьей названной статьи (часть вторая ст. 42 Основ о нотариате).
Из приведенных положений ст. 42 Основ о нотариате следует, что целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.
Основы о нотариате не относят нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность. Ввиду этого выдаваемое нотариусом в соответствии со ст. 84 Основ о нотариате свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, исходя из требований, предъявляемых к такому документу пенсионным законодательством, поскольку не удостоверяет личность лица, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей пенсионного обеспечения, в частности о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
В силу изложенного, довод жалобы о том, что действующее законодательство в части пенсионного обеспечения граждан не предполагает рассмотрение в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина России паспорта гражданина Российской Федерации, как и довод жалобы о том, что представленное истицей свидетельство является документом, удостоверяющим ее личность и подтверждает ее возраст, место жительства, основаны на неверном толковании ФИО1 норм материально права.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы жалобы о том, что пенсионный орган в силу возложенных на него полномочий вправе направлять запросы в государственные органы, в том числе и в межрайонное отделение УФМС России по Ростовской области в г.Морозовск с целью установления гражданства и наличия действующего паспорта в отношении лица, обратившегося с заявлением о назначении страховой пенсии.
В силу ч.7 ст. ст.21 ФЗ №400-ФЗ ст.21 ФЗ №400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии ч.8 ст.21 ФЗ №400-ФЗ иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 закона N 210-ФЗ от 27 июля 2010г. органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 7 закона N 210-ФЗ установлено, что положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о том, что закон не освобождает истицу, как лицо, подающее заявление о назначении ей страховой пенсии, от предоставления документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации – паспорта, а на пенсионный орган не возложена обязанность запрашивать указанный документ у других органов в порядке информационного взаимодействия.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали изложенные выводы, оснований для отмены оспариваемого судебного решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Обливского районного суда Ростовской области от 23 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.06.2017 года