Судья Карпова Е.И. №33-9062/2022
24RS0019-01-2022-000016-92
2.116
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Елисеевой А.Л.
судей Русанова Р.А., Черновой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юдиной О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Муниципального предприятия города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2
на решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Муниципального предприятия города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Муниципального предприятия города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» задолженность по оплате коммунальных услуг, по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года в размере 29 591 рубль 20 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 987 рублей 74 копейки.
Взыскать с ФИО2 в пользу Муниципального предприятия города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» задолженность по оплате коммунальных услуг, по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, за период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года в размере 29 591 рубль 20 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 987 рублей 74 копейки»
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» обратилось в суд с иском к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, мотивируя тем, что жилое помещение по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности ответчиков, которые возложенную на них обязанность по своевременной оплате потребленных коммунальных услуг не исполняют, в связи с чем за период с 01.10.2020 года по 30.04.2021 года образовалась задолженность, тогда как истец является единственным гарантирующим поставщиком по предоставлению услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Определением мирового судьи судебного участка № 32 в г.Игарке Красноярского края от 02.06.2021 года был отменен судебный приказ от 21.05.2021 года о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг по вышеназванной квартире, в связи с чем с учетом уточнения требований истец просил взыскать с каждого ответчика задолженность по оплате коммунальных платежей в сумме 29591 руб. 20 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 987 руб. 74 коп., а всего задолженность в размере 59182 руб. 40 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1975 руб. 48 коп.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят решение суда отменить, будучи несогласными с размером начисляемой платы за коммунальные услуги, поскольку истцом не представлен расчет и не произведено снижение размера платы по коммунальной услуге «электроснабжение» по предельному индексу.
В возражениях на апелляционную жалобу генеральный директор МП города Игарки «Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст.155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 7.5 ст. 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергии через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Частью 2 ст. 13 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (ст. 249 ГК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли каждому) принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги в указанной квартире, на регистрационном учете состоят: ФИО1 с 09.01.1998 года, ФИО2 с 25.02.2011 года.
21 апреля 2020 года между МП г. Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (Ресурсоснабжающая организация) и Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» (Управляющая компания) заключено соглашение об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договоры собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах с 01.05.2020 года.
В силу пункта 3 указанного Соглашения, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и «Ресурсоснабжающей организацией» считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями п. 2 ч.7 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, т.е. с 01.05.2020 года.
Таким образом, в соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ с 01.05.2020 года между всеми собственниками помещений жилого дома действует договор на поставку коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией. МП города Игарки Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» фактически оказывает услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению многоквартирного дома, то есть является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с постановлением Администрации города Игарки №314-п от 03.10.20219 года указанное выше предприятие также является сетевой организацией, осуществляющей электроснабжение на территории муниципального образования город Игарка.
На основании судебного приказа мирового судьи от 21.05.2021 года с ответчика ФИО1 взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг.
Определением мирового судьи судебного участка № 32 в г. Игарка Красноярского края от 02 июня 2021 года данный судебный приказ был отменен по заявлению ответчика ФИО1 о несогласии с ним.
В соответствии с представленным истцом расчетом, задолженность ответчиков по оплате коммунальных услуг за период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года составляет 59182,40 руб.
Возражая против заявленных требований, ответчики ссылались на непредоставление истцом расчета, выполненного с учетом применения предельного индекса.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив положения статей 153, 154, 155, 157, 157.1 Жилищного кодекса РФ, регулирующих спорные правоотношения, и установив, что ответчики ненадлежащим образом исполняли свои обязанности по своевременному внесению платы за фактически оказанные им истцом жилищные услуги, пришел к правильному выводу о необходимости взыскания в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года с каждого из ответчиков в равных долях по 29591,20 руб., поскольку доказательств погашения задолженности ответчиками суду не представлено, а приложенный истцом расчет ими не оспорен.
Правильными также являются выводы суда о взыскании с каждого из ответчиков в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 987,74 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных доказательствах, их верной оценке в соответствии с правилами, установленными статьей 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права.
Довод апелляционной жалобы ответчиков о непредоставлении истцом расчета снижения платы по предельному индексу за коммунальные услуги в спорный период судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.
В соответствии с ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ, введенной в действие с 30.12.2013 года, не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (ч. 2 ст. 157.1 ЖК РФ).
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 года № 400 (далее - Основы формирования индексов).
В соответствии с пунктом 4 Основ формирования индексов, предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом, учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 года, обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода.
Согласно пункту 3 Основ формирования индексов, предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.
В силу пункта 10 Основ формирования индексов, применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Во исполнение положений ст. 157.1 ЖК РФ и вышеназванных Основ формирования индексов на территории Красноярского края Указами Губернатора Красноярского края от 13.12.2019 года №339-уг, от 15.12.2020 года №345-уг утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края, и для муниципального образования Туруханский район, в том числе и для города Игарка, установлены следующие предельные индексы: с 01.01.2020 года по 30.06.2020 год - 0%, с 01.07.2020 года по 31.12.2020 года - 4,6%, с 01.01.2021 года по 30.06.2020 года - 0%, с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года - 4,6%.
Законом Красноярского края от 01.12.2014 года №7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» установлено, что в случае, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги, размер которой определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса (п. 1 и 2 ст. 2); финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета (статья 4), при этом п. 3 ст. 2 названного Закона установлено, что компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг; если в соответствии с жилищным законодательством исполнителями коммунальных услуг выступают ресурсоснабжающие организации, компенсация части платы граждан за коммунальные услуги производится ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес (п. 4 ст. 2 названного Закона).
В силу п. 5 ст. 2 названного Закона края величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам.
Таким образом, в случае, если совокупный размер платы за коммунальные услуги, начисленной по соответствующим тарифам, превышает размер платы, начисленной с применением предельных индексов, исполнитель коммунальных услуг или ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес, обязаны уменьшить (снизить) совокупный размер предъявляемого к оплате гражданам ежемесячного платежа за коммунальные услуги на сумму компенсации, которую обязаны самостоятельно рассчитать и указать в платежном документе, выставляемом гражданину на оплату коммунальных услуг.
Как установлено пункте 5 вышеуказанного Постановления, не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.
Проверяя представленный МП города Игарка Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» расчет задолженности ответчиков по оплате коммунальных услуг по квартире, расположенной по адресу: <адрес> за период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года, судебная коллегия приходит к выводу, что представленный истцом расчет задолженности ФИО1 и ФИО2 произведен в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 года №7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», с учётом применения предельного индекса.
При расчете размера платы за коммунальные услуги истцом правильно применены тарифы, установленные приказом МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» от 02 июня 2020 года №93, Приказами Министерства тарифной политики Красноярского края №440-п от 17.12.2020 года, №441-п от 17.12.2020 года, №442-п от 17.12.2020 года, №741-в от 14.12.2020 года, №742-в от 14.12.2020 года, №740-в от 14.12.2020 года, №742-в от 14.12.2020 года и №743-в от 14.12.2020 года.
Таким образом, индекс изменения платы за коммунальные услуги в спорный период с 01 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года составлял 4,6%, (8898,19/8506,91*100-100=4,6%), учитывая, что за базовый период принимается декабрь предыдущего календарного года, т.к. ответчикам начислено к оплате за декабрь 2019 года - 8506,91 рублей, за декабрь 2020 года - 8898,19 рублей), что не превышает предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Туруханском районе.
При этом, выражая ничем не мотивированное несогласие с расчетом задолженности, ответчиками контррасчет в суд первой, а также в суд апелляционной инстанции не представлен, равно как не представлены доказательства, подтверждающие оплату оказанных истцом коммунальных услуг в заявленный период.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ФИО1 и ФИО2 задолженность по оплате коммунальных услуг соразмерно доле каждого в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а именно по 29591,20 руб. с каждого, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 987,74 руб. с каждого из ответчиков.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении суда, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требования ст. 67 ГПК РФ.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит, так как ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда и могли бы повлиять на выводы суда, в жалобе не содержится. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает, а процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 28 июля 2022 года