ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9074/18 от 18.10.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Алферьевская С.А.

Судья-докладчик Сальникова Н.А. по делу № 33-9074/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Черемных Н.К., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Шистеевой Н.А.,

с участием прокурора Альбрехт О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД России, ГУ МВД России по Иркутской области о признании увольнения незаконным, признании незаконными и отмене приказов об увольнении, восстановлении в должности, признании незаконным бездействия по не рассмотрению рапорта о переводе, возложении обязанности перевода для дальнейшего прохождения службы, возложении обязанности назначения на должность, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя

по апелляционным жалобам МВД России, ГУ МВД России по Иркутской области, ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 июля 2018 года,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МВД России, ГУ МВД России по Иркутской области, Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области, указав в обоснование, что с 11.10.1994 поступила на службу в органы внутренних дел на основании приказа начальника ГОВД № 147л/с от 11.10.1994.

20.01.2006 приказом УФМС России по Иркутской области № 1л/с она в звании майора милиции назначена на должность начальника отделения УФМС России по Иркутской области в Тайшете и Тайшетском районе по контракту сроком на 3 года. Впоследствии контракт пролонгировался, и 04.01.2014 между ней и работодателем в лице начальника УФМС России по Иркутской области вновь заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации в должности начальника отделения УФМС России по Иркутской области в Тайшете и Тайшетском районе. Указом Президента Российской Федерации № 156 от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Пункт 2 Указа содержал требования о сокращении штатной численности упраздняемой ФМС на 30 процентов, а пункт 5 регламентировал завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 01.06.2016.

09.04.2016 ей вручено уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел по основаниям п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником). В июне 2016 года в отделении сокращены 4 должности, работники уволены. Таким образом, организационно-штатные мероприятия в отделении были завершены, из 13 единиц оставлено 9 сотрудников. 13.04.2016 распоряжением начальника ГУ МВД России по Иркутской области выдвинуто требование о переводе и назначении на соответствующие должности в подразделения ГУ МВД сотрудников упраздненных ведомств. В срок до 01.05.2016 совместно с УФМС внесены предложения о назначении руководителей подразделений по делам миграции на уровне ГУ МВД и территориальных органов МВД РФ на районном уровне.

Приказом ГУ МВД России по Иркутской области № 165 от 31.05.2016 внесены изменения в штатные расписания ГУ МВД России по Иркутской области. Выписка из штатного расписания направлена в отдел МВД по Тайшетскому району, согласно которой в отделе по вопросам миграции значилось количество должностей 9. 24.06.2016 первым заместителем министра МВД России потребовано от территориальных органов МВД обеспечить прием на службу и назначение на имеющиеся вакантные должности сотрудников упраздненных органов при их согласии. На основании штатного расписания всеми аттестованными сотрудниками отделения УФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе, в том числе и ею, написаны рапорты на имя начальника ГУ МВД Росси по Иркутской области по образцу, направленному членом ликвидационной комиссии, о согласии с назначением на предложенные должности. Кроме того, им были направлены контракты, которые предлагалось подписать в двух экземплярах и направить в отдел кадров УФМС России по Иркутской области до 08.06.2016.

Истцом был написан рапорт о согласии с назначением на предложенную должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области, согласованный с врио начальника УФМС России по Иркутской области (данные изъяты) До настоящего времени она не владеет информацией о правовом решении, принятом по ее рапорту, полагает, что бездействие ответчика является незаконным и нарушает ее конституционное право на труд.

07.10.2016 ее ознакомили с выпиской из приказа № 115л/с от 30.09.2016, согласно которому на основании приказа МВД России от 28.09.2016 № 1100 л/с в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) контракт с ней расторгается и устанавливается дата увольнения – 10.10.2016.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 09.03.2016 производство по делу в отношении ответчика Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области прекращено, в связи с ликвидацией юридического лица 07.02.2017.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 исковые требования уточнила и просила:

признать незаконным ее увольнение 10.10.2016 в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником);

признать незаконным и отменить приказ МВД России от 28.09.2016 № 1100 л/с о расторжении (прекращении) контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником);

признать незаконным и отменить приказ № 115л/с от 30.09.2016 врио председателя ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области (данные изъяты) о расторжении контракта и установления даты ее увольнения 10.10.2016 в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 82 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником), изданный на основании приказа МВД России от 28.09.2016 № 1100л/с;

признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Иркутской области о не рассмотрении ее рапорта о согласии с назначением на предложенную должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области, согласованного с врио начальника УФМС России по Иркутской области;

возложить на МВД России обязанность перевести ее для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Иркутской области;

возложить на ГУ МВД России по Иркутской области обязанность назначить ее на должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области с 10.10.2016.

Дополнительно истец просила взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России компенсацию за время вынужденного прогула в размере 527 710,61 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 130 000 руб.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 24.07.2018 исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд признал незаконным приказ МВД России от 28.09.2016 № 1100л/с о расторжении (прекращении) контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел ФИО1; приказ Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области от 30.09.2016 № 115л/с о расторжении контракта с ФИО1 и установлении даты увольнения; восстановил истца, бывшего начальника отделения УФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе, на службе в органах внутренних дел с 11.10.2016 с зачислением в распоряжение ГУ МВД России по Иркутской области; признал незаконным бездействие ГУ МВД России по Иркутской области по не рассмотрению рапорта ФИО1 о ее согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области; взыскал с МВД России в пользу ФИО1 денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 620 490,59 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб.; взыскал с ГУ МВД России по Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 суд отказал.

Решение в части восстановления ФИО1 на службе, взыскания денежного довольствия за три месяца обращено к немедленному исполнению.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить в части, вынести новое решение, которым ее исковые требования полностью удовлетворить. В обоснование доводов к отмене решения ссылалась на необоснованность отказа в удовлетворении ее требований о возложении на МВД РФ обязанности перевести ее для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Иркутской области, назначить на должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД РФ по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области с 10.10.2016. На момент ее обращения в суд должность начальника отделения по вопросам миграции ОМВД РФ по Тайшетскому району была вакантна. Летом 2016 года она дала согласие на предложенную должность, но рапорт рассмотрен не был по неустановленным причинам.

Также полагает, что судебные расходы, понесенные ею в рамках рассмотрения настоящего дела, должны быть компенсированы в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель МВД России Дыма Е.С. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указала, что суд не учел, что ФИО1 по результатам проверочных мероприятий не была рекомендована к прохождению службы в ОВД, то есть в отношении нее были установлены обстоятельства, препятствующие поступлению на службу в ОВД, что исключало возможность перевода и освобождало ответчика от обязанности предлагать вакантные должности.

Кроме того, полагает незаконным взыскание с МВД России денежного довольствия за время вынужденного прогула в размере 620 490,59 руб., указав также, что суд вышел за рамки заявленных требований, взыскав данную сумму. Считает неразумным и несправедливым размер взысканной компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. и расходов на услуги представителя – 25 000 руб.

В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Иркутской области Дыма Е.С. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения ссылается на аналогичные обстоятельства, при этом добавляет, что истец не заявляла требований о зачислении ее в распоряжение ГУ МВД России по Иркутской области, следовательно, суд, вынося решение, вышел за рамки исковых требований.

В письменных возражениях относительно апелляционных жалоб прокурор, участвующий в деле, просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. В заседание судебной коллегии не явилась истец ФИО1, сведений об уважительности причин неявки не представила, не просила об отложении дела. Руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных.

Заслушав доклад судьи Сальниковой Н.А., объяснения представителя истца ФИО1 ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене в оспариваемой части, представителя ответчиков ГУ МВД России по Иркутской области и МВД России Дыма Е.С., также поддержавшей доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Альбрехт О.А., изучив дело, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 11.10.1994 ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел.

13.01.2006 Приказом МВД РФ № 26 л/с майор милиции ФИО1 прикомандирована к Управлению ФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе с оставлением в кадрах МВД России.

20.01.2006 приказом исполняющего обязанности начальника Управления ФМС России по Иркутской области № 1 ФИО1 на основании контракта назначена на должность начальника отделения Управления ФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная миграционная служба.

09.04.2016 ФИО1 уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).

13.04.2016 в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» начальником Управления ФМС России по Иркутской области в адрес ГУ МВД России по Иркутской области направлен список сотрудников Управления ФМС России по Иркутской области, в который, в том числе входили сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к ФМС России. В указанный список включена ФИО1

ФИО1 на имя начальника ГУ МВД России по Иркутской области подан рапорт о согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Тайшетскому району ГУ МВД РФ по Иркутской области, который был принят сотрудником ГУ МВД РФ по Иркутской области.

В связи с упразднением Федеральной миграционной службы на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» приказом председателя ликвидационной комиссии ФМС России от 01.06.2016 № 212 ликвидировано Управление Федеральной миграционной службы по Иркутской области.

01.06.2016 распоряжением председателя ликвидационной комиссии ФМС России утвержден состав ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Иркутской области.

07.07.2016 начальником ГУ МВД РФ по Иркутской области в адрес временно исполняющего обязанности начальника Управления ФМС России по Иркутской области направлен список сотрудников, обратившихся с рапортом о переводе в ГУ МВД по Иркутской области, в количестве 111 человек, которым были предложены должности в ГУ МВД РФ по Иркутской области, ФИО1 в указанный список не включена.

08.07.2016 приказом временно исполняющего обязанности Министра внутренних дел России № 664 л/с сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе с оставлением в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, с 07.07.2016 переведены в Главное управление МВД России по Иркутской области для дальнейшего прохождения службы. ФИО1 в этом списке не поименована.

В период с 4 по 13.08.2016 ФИО1 временно нетрудоспособна. Приказом председателя ликвидационной комиссии Управления ФМС России Иркутской области от 16.08.2016 № 181 л/с ФИО1 предоставлен отпуск за 2016 год на период с 15.08.2016 по 23.09.2016.

28.09.2016 приказом Министра внутренних дел России № 1100 л/с майор внутренней службы ФИО1 уволена со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).

На основании названного приказа вынесен приказ председателя ликвидационной комиссии Управления ФМС России по Иркутской области от 30.09.2016 № 115 л/с о расторжении с ФИО1 контракта и установлении даты ее увольнения по указанному выше основанию с 10.10.2016.

30.09.2016 начальником кадрового обеспечения Управления ФМС России по Иркутской области с ФИО1 проведена беседа, в ходе которой ей сообщено об основании увольнения, разъяснены вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются, в том числе Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в. отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 07.06.2013 утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.

На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей (пункт 16 Положения).

Из приведенного правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ, и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, в том числе гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156) упразднена Федеральная миграционная служба.

Пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия, штатная численность, в том числе упраздняемой Федеральной миграционной службы, с сокращением на 30 процентов.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156 установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 Правительством Российской Федерации 26.05.2016 № 1025-р издано распоряжение.

Подпунктом «е» пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.

В соответствии с пунктом 29 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.

Согласно части 7 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.

Условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел предусмотрены статьей 30 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено поименованным федеральным законом.

Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ установлено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 данного федерального закона.

Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что после упразднения Федеральной миграционной службы в отношении сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводиться мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированного сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такой сотрудник подлежит увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ.

При разрешении настоящего спора судом установлено, что рапорт ФИО1 о назначении ее на должность начальника Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району в установленном порядке ГУ МВД России по Иркутской области не рассмотрен, какого-либо ответа по результатам рассмотрения рапорта в адрес ФИО1 не направлено.

Доказательств обратного ГУ МВД России по Иркутской области суду не представлено, что свидетельствует о наличии бездействия со стороны ГУ МВД России по Иркутской области по не рассмотрению рапорта ФИО1 о ее согласии с назначением на должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области, что нельзя признать законным.

Правильно применив положения ч. 1 ст. 74, ч. 9 ст. 36 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с учетом того, что ФИО1 на момент увольнения являлась прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и она изъявила желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, суд пришел к выводу о не соблюдении МВД России, ГУ МВД России по Иркутской области процедуры увольнения ФИО1, в связи с чем признал незаконными приказ МВД России от 28.09.2016 № 1100л/с о расторжении (прекращении) контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел ФИО1, приказ Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области от 30.09.2016 № 115л/с о расторжении контракта с ФИО1, и установлении даты увольнения.

Доводы апелляционных жалоб МВД России и ГУ МВД России по Иркутской области о том, что поскольку в результате проверочных мероприятий ФИО1 не была рекомендована к прохождению службы в ОВД, это исключало возможность перевода и освобождало ответчика от обязанности предлагать вакантные должности, судебная коллегия признает несостоятельными, основанными на ином неверном толковании норм права, так как ФИО1 на момент увольнения являлась прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и она изъявила желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта.

Признав приказы МВД России, Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области об увольнении ФИО1 незаконными, суд восстановил ФИО1, бывшего начальника отделения УФМС России по Иркутской области в г. Тайшете и Тайшетском районе, на службе в органах внутренних дел с 11.10.2016 с зачислением в распоряжение ГУ МВД России по Иркутской области в соответствии со ст. 36 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отказав при этом в удовлетворении требований истца об отмене приказа МВД России от 28.09.2016 № 1100л/с о расторжении (прекращении) контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел ФИО1, отмене приказа Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области от 30.09.2016 № 115л/с о расторжении контракта с ФИО1 и установлении даты увольнения, о признании увольнения незаконным.

Вышеназванные приказы МВД России, Ликвидационной комиссии УФМС России по Иркутской области об увольнении и установлении даты увольнения подлежат признанию незаконными и дополнительной их отмены в судебном порядке не требуется, равно как и не требуется признания незаконным увольнения как такового.

Также суд отказал в удовлетворении требований ФИО1 о возложении на МВД России обязанности перевести ее для дальнейшего прохождения службы в ГУ МВД России по Иркутской области; возложения на ГУ МВД России по Иркутской области обязанность назначить ее на должность начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ГУ МВД России по Иркутской области с 10.10.2016, поскольку в силу ч. 1 ст. 74 Федерального закона РФ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел, признанный в установленном порядке незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, подлежит восстановлению в прежней должности. Вопросы дальнейшего перевода сотрудника и назначения на конкретную должность в органах внутренних дел в полномочия суда не входят.

Отклоняя соответствующие доводы апелляционной жалобы ФИО1, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).

Как следует из п. 1 ч. 10 указанной статьи зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.

Таким образом, восстановление на работе ФИО1 произведено в полном соответствии с требованиями данного закона.

Восстанавливая ФИО1 на службе в органах внутренних дел, суд счел необходимым взыскать с МВД России в пользу истца денежное довольствие за время вынужденного прогула.

Размер подлежащего взысканию денежного довольствия за период с 11.10.2016 по 24.07.2018 составляет 620 490,59 руб., из расчета:

858 000 руб. / 365 дней = 2 350,68 руб.,

2 350,68 руб. х 652 дня = 1 532 643,36 руб.

1 532 643,36 руб. – 585 048,60 руб. – 196 000 руб. – 131 104,17 руб. = 620 490,59 руб., где:

858 000 руб. – денежное довольствие за 12 месяцев, предшествующих увольнению,

365 дней – количество дней за 12 месяцев, предшествующих увольнению,

2 350,68 руб. – среднедневной размер денежного довольствия,

652 дня – количество дней за период вынужденного прогула,

585 048,60 руб. – полученная за время вынужденного прогула пенсия,

196 000 руб. – выходное пособие,

131 104,17 руб. – заработная плата по новому месту работы.

Данный расчет судебной коллегией проверен и признан правильным, оснований считать данный расчет произведенным неверно не имеется. Судом верно определена сумма, подлежащая взысканию в пользу истца.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, поскольку права истца были нарушены незаконным увольнением, учитывая конкретные обстоятельства дела, длительный характер допущенных нарушений, требования соразмерности, разумности и справедливости, полагал подлежащей взысканию денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. с МВД России, в размере 5 000 руб. – с ГУ МВД России по Иркутской области.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Удовлетворяя частично требования о взыскании расходов на услуги представителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что понесенные истцом издержки подтверждаются договорами об оказании юридических услуг от 10.10.2016, от 20.03.2017, от 20.07.2017, от 12.09.2017, от 03.05.2018, заключенными с ФИО2

Размер компенсируемых расходов на оплату услуг представителя в размере по 25 000 руб. с каждого ответчика определен судом с учетом требований разумности и справедливости в соответствии со статьей 100 ГПК РФ. При этом судом обоснованно приняты во внимание характер и сложность рассматриваемого дела, количество судебных заседаний, объем проделанной работы. Размер возмещения стороне расходов соотносим с объемом защищаемого права.

С учетом изложенных обстоятельств, доводы жалоб истца о неправомерном снижении судом суммы понесенных судебных расходов и ответчиков о завышенности такой суммы не обоснованы.

Поскольку доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24 июля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи Н.К. Черемных

Н.А. Сальникова