ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-909/2016 от 28.04.2016 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Катюха А.А. Дело №33-909/2016

Докладчик Доманов В.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2016 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Капкаун Т.И. и Минькиной И.В.,

при секретаре судебного заседания Бодряга Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиакомпания Аврора» о возложении обязанности поставить на учет спецавтотранспорт <данные изъяты> в соответствующем подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Авиакомпания Аврора» ФИО4 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 28 января 2016 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

установила:

ДД.ММ.ГГГГ Сахалинский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением к акционерному обществу «Авиакомпания Аврора» в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности поставить на учет в соответствующем подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации спецавтотранспорт.

В обоснование заявленных требований указал, что вопреки требованиям пункта 2.4.3 Федеральных авиационных правил №121, Акционерным обществом «Авиакомпания Аврора» не поставлена на учет техника специального назначения. Поскольку постановка на учет, является одним из сертификационных требований по аэродромному обеспечению полетов, эксплуатация указанной техники без постановки на учет может повлечь за собой негативные последствия в виде авиационных событий на аэродроме Южно-Сахалинск, могут пострадать пассажиры, авиационный персонал, работники аэропорта, граждане, то есть неопределенный круг лиц.

На основании изложенного просил суд возложить обязанность на акционерное общество «Авиакомпания Аврора» поставить на учет в соответствующем подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации спецавтотранспорт: паспорт транспортного средства серия , марка, модель , грузовой фургон цельно, 2011 года выпуска, № двигателя , кузов в срок 2 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Возложена обязанность на акционерное общество «Авиакомпания Аврора» поставить на учет в соответствующем подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации спецавтотранспорт: паспорт транспортного средства серия , марка, модель , грузовой фургон цельно, 2011 года выпуска, № двигателя , кузов в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное решение обжалует представитель акционерного общества «Авиакомпания Аврора» ФИО4 В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Не согласен с выводом суда о том, что статья 8 Воздушного кодекса Российской Федерации освобождает лиц от сертификационной деятельности, но не исключает обязанность лиц, в собственности которых находится спецавтотранспорт, по постановке на учет в соответствующем подразделении ГИБДД МВД РФ, поскольку из анализа вышеуказанной статьи следует, что требования пункта 2.4.3 приказа ФСВТ РФ от 6 мая 2000 года № 121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению» по отношению к акционерному обществу «Авиакомпания «Аврора» не применимы. Кроме того, использование транспортных средств на территории аэропорта без их регистрации в ГИБДД не противоречит действующему законодательству, связанному с регистрацией транспортных средств, то есть не является нарушением указанного законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель транспортного прокурора ФИО5 просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» ФИО6 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Прокурор ФИО5 возражал против отмены решения суда.

Заслушав стороны, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о его отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат: 1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажиров вместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов; 2) гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации; 3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

Частью 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации принято предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о государственной регистрации на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним (далее именуются - транспортные средства), принадлежащих юридическим и физическим лицам.

В силу пункта 2 указанного Постановления регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций.

Пунктом 24 Приказа Минтранса России от 23 июня 2003 года № 150 (в редакции от 15 февраля 2016 года) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов, и почты» (зарегистрировано в Минюсте России 19 сентября 2003 года № 5097) спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах. Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.

Согласно пункту 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 июля 2006 года № 82 (зарегистрировано в Минюсте России 2 октября 2006 года № 8343) спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что учет и ведение паспортов и формуляров спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации только на территории аэродрома, осуществляется организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

Из материалов дела следует, что учёт и ведение паспорта, формуляра на спецавтотранспорт в виде автомобиля марки , 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства серия , № двигателя , кузов , осуществляет его собственник - акционерное общество «Авиакомпания «Аврора».

Согласно перечню автотехники акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» на ДД.ММ.ГГГГ, вышеназванный спецавтомобиль состоит на балансе данного предприятия, закреплен за службой наземного обслуживания (СНО), отделом снабжения (ОС), отделом обеспечения воздушных судов (ООВС) производственной дирекции (ПД) и предназначен для технического обслуживания воздушных судов, данному автомобилю присвоен гаражный .

Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ указанное автотранспортное средство допущено к работе на территории аэродрома «Южно-Сахалинск» и на срок с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ ему оформлен постоянный пропуск на проезд только по территории аэродрома, без права выезда за территорию аэродрома, что также подтверждается путевым листом и схемой расстановки и организации движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме «Южно-Сахалинск».

Из изложенного следует, что спорный автомобиль эксплуатируется ответчиком только на территории аэродрома «Южно-Сахалинск», без права его выезда на дороги общего пользования.

Поскольку в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорный автомобиль эксплуатируется ответчиком за пределами аэродрома «Южно-Сахалинск, отсутствуют основания полагать, что данный спецавтомобиль эксплуатируется на дорогах общего пользования и подлежит регистрации в органах ГИБДД.

При таких данных, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене и принятию нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора, поскольку данный спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации только на аэродроме, состоит на учете у ответчика, ему присвоен гаражный номер, и он не допускается к эксплуатации за пределами аэродрома.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 28 января 2016 года отменить.

В удовлетворении заявления Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Авиакомпания «Аврора» о возложении обязанности поставить на учет спецавтотранспорт в виде автомобиля марки , 2011 года выпуска, паспорт транспортного средства серия , № двигателя , кузов , в срок 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, - отказать.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи Т.И. Капкаун

И.В. Минькина