Судья: ФИО1 гр./дело: 33-9100/2022 номер дела суда первой инстанции 2-1283/2022 Апелляционное определение 01 сентября 2022г. г. Самара Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Житниковой О.В., судей Ереминой И.Н., Туляковой О.А., при секретаре Даниленко И.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Самарская кабельная компания» на решение Советского районного суда города Самары от 23.05.2022, которым постановлено: «Исковые требования Прокуратуры Советского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к АО «Самарская кабельная компания» об устранении нарушений - удовлетворить частично. Возложить на АО «Самарская кабельная компания» обязанность в срок не свыше трех месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, а именно: привести в исправное состояние фильтровентиляционную систему Защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: (произвести ремонт герметичного клапана, установить фильтры-поглотители). Обязать АО «Самарская кабельная компания» проводить осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденными приказом МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ от 27 мая 2003 г. N 285. Обязать АО «Самарская кабельная компания» организовать проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год. ТУ Росимущество в от гражданско-правовой ответственности освободить.» Заслушав доклад по делу судьи областного суда ФИО7, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц к АО «Самарская кабельная компания» об устранении нарушений законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории . В обоснование иска указано, что во исполнение поручения прокуратуры проверено исполнение АО «Самарская кабельная компания» требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории . Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия и иные объекты. Установлено, что на территории района расположено защитное сооружение гражданской обороны - склад №, тип ВУ, класс А – II, принадлежащие на праве собственности АО «Самарская кабельная компания». В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Правил инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. На основании п. 3.5.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время. В нарушение указанных норм в данном ЗС ГО не обеспечена сохранность аварийных выходов № и № (заблокированы металлическими листами); элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, воздуховоды внутри помещений для укрываемых, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, емкости хранения горюче-смазочных материалов для дизельной электростанции, трубы системы отопления) не окрашены в разные цвета в соответствии с действующими нормами; фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требуют ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители); помещение ДЭС не укомплектовано асбестовым покрывалом; на воздуховодах фильтровентиляционной системы не обозначено направление движения воздуха; при эксплуатации ЗС ГО дверь, ведущая в корпус-склад, не открывается/закрывается усилием одного человека; не производится восстановление лакокрасочного покрытия дверей ЗС ГО, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды; в ЗС ГО отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в соответствии с п. 5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не проведены лабораторные испытания средств индивидуальной защиты (2003-2005 г. выпуска): первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее – один раз в два года; не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с приложением № Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля; в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год. Для устранения выявленных нарушений Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах руководителю АО «Самарская кабельная компания» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп6-21-120360049. По результатам рассмотрения представления сотрудниками АО «Самарская кабельная компания» приняты меры, направленные на их устранение. Кроме того, должностное лицо АО «Самарская кабельная компания» постановлениями мирового судьи судебного участка № Советского судебного района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны), подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб. соответственно. Таким образом, АО «Самарская кабельная компания» нарушены требования законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны. 27 апреля 2022 года помощником прокурора Советского района г.Самары совместно с инспектором ОНД и ПР ПО г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области проведена проверка исполнения АО «СКК» требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории Советского района г.Самары. По результатам проведенной проверки установлено, что ранее выявленные нарушения Обществом частично были устранены. До настоящего времени не устранено: -фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требует ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители) -не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты -в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокуратура уточнила исковые требования, просила возложить на АО «Самарская кабельная компания» обязанность в срок не свыше трех месяцев со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, а именно: привести в исправное состояние фильтровентиляционную систему (произвести ремонт герметичного клапана, установить фильтры-поглотители); проводить осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля; организовать проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раз в год. По результатам рассмотрения заявленных требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. Не согласившись с вынесенным судом решением, ответчиком АО «СКК» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Советского районного суда города Самары отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на следующие обстоятельства: неисполнимые сроки, установленные для Общества в части возложенных обязанностей; суд фактически вышел за пределы заявленных истцом требований; суд самостоятельно изменил избранный истцом способ защиты; в рамках норм ГК РФ, договор хранения не предусматривает обязанности хранителя содержать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание такого имущества; суд необоснованно освободил от содержания собственника имущества ТУ Росимущество в Самарской области; АО «СКК» не обязано накапливать, хранить и содержать имущество гражданской обороны, поскольку не является организацией, отнесенной к категориям по гражданской обороне. Также указал, что согласно рекомендаций данных при составлении акта инвентаризации, утвержденного главой Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара 17.08.2018 спорное ЗС ГО должно использоваться в качестве укрытия.. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – АО «СКК» ФИО4 поддержал доводы жалобы. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца – помощник прокурора ФИО5, представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности г.о. Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ФИО6 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. В силу требований ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания. Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона. Согласно ст. 1 Федерального закона от дата N 28-ФЗ "О гражданской обороне", гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории) Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Предоставление населению убежищ является одной из основных задач гражданской обороны. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Во исполнение Федерального закона от дата N 28-ФЗ, постановлением Правительства РФ от дата N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а постановлением Правительства РФ от дата N 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, согласно которым организации обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, укрытия и иные объекты. В соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.11.1999 № 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Содержание защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Правила эксплуатации, использования и содержания объектов ГО установлены Приказом МЧС России N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и Приказом МЧС России N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Кроме того, согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от дата N 28-ФЗ и п. "в" ст. 14 Федерального закона N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также обязаны осуществлять обучение своих работников. На основании п. 3.2.10 действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно- технического оборудования. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения; в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы. Пунктом 3.3.2 Правил установлено, что снабжение убежищ воздухом осуществляется фильтровентиляционной системой по режиму чистой вентиляции (режим I), фильтровентиляции (режим II) и режиму полной или частичной изоляции убежища (режим III). Согласно п. 3.4.4 Правил при режиме повседневной деятельности в выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО). В соответствии с п. 3.5.2 Правил помещения защищенных ДЭС (в мирное время не эксплуатируются) укомплектовываются ручными пенными или углекислотными огнетушителями, асбестовыми покрывалами и ящиками с песком. Согласно п. 4.3.9 Правил все герметические клапаны, вентиляторы и пускатели к ним должны быть промаркированы, а на воздуховодах обозначено направление движения воздуха. В соответствии с п. 4.2.4 Правил состояние полотен защитных устройств и их навесов проверяется закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека. На основании п. 5.1.5 Правил текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности технических систем. Он состоит в замене и восстановлении отдельных частей их регулировке. При текущем ремонте технических систем производятся: работы, предусмотренные ТО N 3; разборка некоторых узлов для замены быстроизнашивающихся деталей, состояние которых не обеспечивает работу технических систем до очередного ремонта; восстановление посадок, регулировка люфтов и зазоров изношенных деталей; притирка пробок кранов, клапанов или их замена; замена прокладок трубопроводов; подтяжка крепежных деталей; замена, при необходимости, электрических контактов, пусковых кнопок, выключателей, участков кабелей и проводов; чистка и промывка трубопроводов и магистралей; осмотр и, при необходимости, мелкий ремонт редукторов и соединительных муфт; замена неисправных контрольно-измерительных приборов; замена смазки; выявление дефектов и их устранение; восстановление лакокрасочного покрытия; регулировка и испытание оборудования. Согласно п. 3.6 Правил в ЗС ГО должна быть следующая документация: Паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений. Журнал оценки технического состояния ЗС ГО. Сигналы оповещения гражданской обороны. План перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых. План ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации. Планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием : отключающих устройств. Список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. Эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО. Эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО. Эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО. Инструкции по использованию средств индивидуальной защиты. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами. Инструкция по обслуживанию ДЭС. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Правила поведения укрываемых в ЗС ГО. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ). Журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью. Журнал учета работы ДЭС. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования. Схема эвакуации укрываемых из очага поражения. Список телефонов. Согласно п. 5.1.1 Правил Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: ТО N 1; ТО N 2; ТО N 3; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Согласно п. 2.9.12 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 при осмотре средств индивидуальной защиты проверяются: противогазовые коробки и дополнительные патроны - качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок; лицевые части - состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм; соединительные трубки - отсутствие повреждений, отслоений трикотажа и постороннего налета на поверхности; сумки - целостность ткани, наличие и исправность фурнитуры (петель, ремешков, лямок и т.п.); камеры защитные детские - отсутствие проколов, надрывов и сдиров резинового слоя на прорезиненной ткани оболочки, а также отсутствие отслаивания проклеечной ленты шва и прорезиненной ткани по контуру приклейки окна, разрыва плечевой тесьмы, отрыва ее крепления к скобе, деформации деталей каркаса, поломок планок герметизирующего замка, проколов и других повреждений диффузионно-сорбирующих элементов. В соответствии с п. 2.9.10 Приказа № 285 средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. В соответствии с п. 3.2.11 Правил Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. На основании п. 3.5.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время. Из материалов дела следует, что на территории Советского района г. Самара расположено защитное сооружение гражданской обороны - склад №, тип ВУ, класс А – II. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанного защитного сооружения гражданской обороны является Российская Федерация, дата регистрации права 24.08.2007. Согласно акту проверки Прокуратурой Советского района г. Самары во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проверено исполнение АО «Самарская кабельная компания» требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории Советского района г. Самары, выявлены следующие нарушения в данном ЗС ГО не обеспечена сохранность аварийных выходов № 1 и № 2 (заблокированы металлическими листами); элементы инженерных систем внутри ЗС ГО (воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, воздуховоды внутри помещений для укрываемых, воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции, емкости хранения горюче-смазочных материалов для дизельной электростанции, трубы системы отопления) не окрашены в разные цвета в соответствии с действующими нормами; фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требуют ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители); помещение ДЭС не укомплектовано асбестовым покрывалом; на воздуховодах фильтровентиляционной системы не обозначено направление движения воздуха; при эксплуатации ЗС ГО дверь, ведущая в корпус-склад, не открывается/закрывается усилием одного человека; не производится восстановление лакокрасочного покрытия дверей ЗС ГО, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды; в ЗС ГО отсутствуют инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем ЗС ГО в соответствии с п. 5.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; не проведены лабораторные испытания средств индивидуальной защиты (2003-2005 г. выпуска): первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее – один раз в два года; не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты в соответствии с приложением № Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля; в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год. Для устранения выявленных нарушений Самарской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах руководителю АО «Самарская кабельная компания» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп6-21-120360049. По результатам рассмотрения представления сотрудниками АО «Самарская кабельная компания» приняты меры, направленные на их устранение. В материалах дела имеется постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому АО «СКК» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Решением по делу об административном правонарушении № постановление мирового судьи судебного участка № Советского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Самарская кабельная Компания» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба АО «СКК» без удовлетворения. Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ постановление мирового судьи судебного участка № Советского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Советского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении АО «СКК» оставлены без изменения, а жалоба генерального директора АО «СКК» без удовлетворения. ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора совместно с инспектором ОНД и ПР ПО г.о.Самара управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по проведена проверка фактического устранения АО «СКК» ранее выявленных нарушений исполнения требований законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса при использовании объектов гражданской обороны на территории . По результатам проведенной проверки, ранее выявленные нарушения Обществом устранены, за исключением, следующих нарушений: в данном ЗС ГО фильтровентиляционная система находится в неисправном состоянии (требуют ремонта герметичные клапана, отсутствуют фильтра-поглотители); не проводятся осмотры, проверки средств радиационной и химической защиты; в ЗС ГО не организовано проведение проверки внутреннего водопровода противопожарного водоснабжения в части водоотдачи не реже 2 раза в год. В целях сохранения объектов и имущества гражданской об Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями» (далее - Положение). В соответствии с п. 2 Положения объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся в том отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, установленный Приложением №. Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. ДД.ММ.ГГГГ между АО «СКК» и Комитетом по управлению имуществом заключен Договор № о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны и выполнении мероприятий гражданской обороны, в соответствии с Приложением № Положения на защитное сооружение гражданской обороны. Согласно Договора о правах и обязанностях от 11.07.1996г. № объект гражданской обороны передан ответчику на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, п.1 договора содержит список передаваемых ценностей, в том числе само встроенное защитное сооружение, 3 радиостанции Р-109, 2 радиостанции Карат-2м, сирена централизованная С-28, противогазы ГП-5 в количестве 2500 шт., защитные костюмы Л-1 в количестве 75 шт., устройства радиационной, химической разведки ДП-5, ДП-22, ДП-24, ВНАР, телефонные аппараты, спецодежда. Согласно данному договору установлена обязанность АО «СКК» по поддержанию защитного сооружения в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, а также обязанность органа государственной власти по оказанию методической помощи в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны, оказанию помощи в приобретении имущества гражданской обороны, необходимой технической, проектной, нормативно-технической и другой документации, но не установлен вид помощи (финансовый, консультативный и т.д.), оказываемой Комитетом по управлению имуществом - ТУ . В соответствии с п. 1 главы II Договора № АО «СКК» обязалось сохранить защитное сооружение, принять меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений. Требования по эксплуатации защитных сооружений установлены в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№. Главой III Договора № предусмотрена обязанность государственной власти через штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в целях выполнения предприятием взятых на себя обязательств оказывать методическую помощь в проведении соответствующих мероприятий гражданской обороны, оказывать помощь в приобретении имущества гражданской обороны, однако данными условиями договора не определено, что такая помощь должна быть именно финансовой. Согласно договора № за нарушение условий договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Приняв на себя обязанности по хранению защитного сооружения, ответчик обязался принять меры для поддержания его в состоянии готовности для использования по назначению, однако своевременно такие меры в части поддержания исправности фильтровентиляционной системы, а также проверки средств радиационной и химической защиты не принял, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки, составленным в ходе рассмотрения дела (л.д. 141-142). Разрешая требования истца, суд оценил доводы и возражения сторон, представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации, проанализировал положения ст. 1, 2, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик АО «СКК» в силу прямого указания закона как эксплуатирующая организация несет обязанность по содержанию, в том числе защитного сооружения, являющегося предметом рассмотрения дела. Защитное сооружение ГО находится в ненадлежащем состоянии, выявленные нарушения ответственным лицом не устранены, а потому суд правильно установил, что требования прокуратуры к АО «СКС» подлежат удовлетворению. Таким образом, вывод суда о том, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О гражданской обороне», а также Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны АО «СКК» не соблюдены требования законодательства в области гражданской обороны, является верным и обоснованным. С учетом вышеизложенного, учитывая, что обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении каких либо требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, со стороны собственника имущества не установлено, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения исковых требований к ТУ Росимущество в . Выводы суда первой инстанции мотивированы, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется. Доводы апелляционной жалобы и дополнений о принадлежности защитного сооружения являлись предметом исследования суда первой инстанции, судом дана надлежащая оценка данным доводам. Ссылка заявителя апелляционной жалобы о наличии статуса укрытия у спорного сооружения, в связи с чем, не требуется наличие фильтровентиляционной установки, не может быть принята во внимание, поскольку указанное ответчиком обстоятельство непосредственно из содержания технического паспорта на нежилое помещение не следует. Доводы ответчика о неисполнимости возложенных на него обязанностей в части установленных сроков (3 месяца) являются несостоятельными, объективно ничем не подтверждены. Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции при рассмотрении дела не вышел за пределы заявленных истцом требований, относительно неисполнимости установленных сроков не высказывался. При этом, вопреки доводам жалобы, при разрешении требований прокуратуры срок 3 месяца определен судом исключительно в части устранения выявленных нарушений относительно состояния фильтровентиляционной системы защитного сооружения ГО о произведении ремонта герметичного клапана, установке фильтров. Доводы жалобы заявителя о том, что в данном случае истец в силу предмета заявленных им требований не мог обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не состоятельны в силу следующего. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения. Право выбора конкретной меры при реализации полномочий по защите прав граждан принадлежит прокурору (процессуальному истцу). Закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями об обязании лица, допустившего нарушения требований закона, устранить нарушения. Суд апелляционной инстанции отмечает, что интерес неопределенного круга лиц заключается в защите жизни и здоровья граждан, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда, кроме того, как в исковом заявлении, так и в уточненном исковом заявлении истец ссылается на предъявление данных требований в порядке ст.45 ГПК РФ. Ответчиком выявленные нарушения не устранены, защитное сооружение и его инженерно-техническое оборудование по-прежнему неисправны и, как следствие, не готовы к использованию в случае чрезвычайной ситуации. Указанные нарушения влекут значительное снижение уровня антитеррористической защищенности объекта. Довод жалобы ответчика о том, что в рамках заключенного им договора отнесенного судом к такому виду договоров, как хранение, руководствуясь нормами главы 47 ГК ПФ, не предполагается возможным возложить на истца обязанности по поддержанию принятого имущества в исправном состоянии, нести расходы на содержание такого имущества являются не состоятельными. Согласно акта инвентаризации, оценки содержания и использования от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного главой администрации советского внутригородского района г.о.Самары, убежище по адресу: принято в эксплуатацию в 1976 году и находится у АО «СКС» на ответственном хранении по договору № от ДД.ММ.ГГГГ; техническое состояние убежища удовлетворительное, к приему укрываемых ограниченно готово. В данном случае действительно ДД.ММ.ГГГГ между АО «СКК» и Комитетом по управлению имуществом заключен Договор № о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны и выполнении мероприятий гражданской обороны, в соответствии с Приложением № Положения на защитное сооружение гражданской обороны. В силу статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору (пункт 2). Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4). При этом, в рамках указанного договора АО «СКК» принята обязанность по поддержанию защитного сооружения в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию, данные условия в нем отражены, с которыми Общество согласилось, о чем имеется подпись уполномоченного лица с оттиском печати, в соответствии со своим волеизъявлением, что указывает на то, что стороны самостоятельно выбирают приемлемые для себя условия, договор является действующим, расторгнут не был, недействительным не признавался, условия, изложенные в нем, не противоречат требованиям Законодательства РФ. Дополнительные соглашения к нему заключены не были. Фактически доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к несогласию стороны с выводами суда, изложенным в обжалуемом судебном акте, и направлены на иную оценку доказательств по делу и не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции ОПРЕДЕЛИЛ: Решение Советского районного суда города Самары от 23.05.2022– оставить без изменения, а апелляционную жалобу АО «СКК» - без удовлетворения. Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции. Председательствующий: Судьи: |