ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9107/17 от 29.11.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело №33-9107/2017 город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Кустовой С.В.

судей: Тарасовой А.А., Королева Ю.А.

при секретаре: Лыткиной А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску прокурора Центрального района города Хабаровска к Администрации города Хабаровска о возложении обязанности совершить действие, по апелляционной жалобе Администрации города Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2017 года.

Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Центрального района г.Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности совершить действие.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Центрального района г.Хабаровска по обращению Хабаровской региональной общественной организации Всероссийского общества слепых была проведена проверка об обеспечению прав инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки установлено, что пешеходный переход с ул.Ленина г.Хабаровска на ул.Ленинградская в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи дома № 74 по ул.Ленина находится в густонаселенном жилищном массиве с большим количеством социально-значимых объектов, торговых точек, интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов высока в любое время суток. Указанный пешеходный переход не оборудован светофором и представляет собой опасный участок дороги, не соответствующий условиям обеспечения безопасности участков дорожного движения. Таким образом, администрацией г.Хабаровска не исполняются обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Просит суд со дня вступления решения в законную силу обязать администрацию г.Хабаровска установить светофор, оборудовать звуковое дублирование световых сигналов светофора, расположенного на перекрестке: пешеходный переход с ул.Ленина на ул.Ленинградская в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи дома № 74 по ул.Ленина.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2017 года исковые требования прокурора Центрального района г.Хабаровска удовлетворены. Суд постановил:

Обязать администрацию г.Хабаровска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить на пешеходном переходе, расположенном с улиц Ленина на Ленинградскую в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи дома № 74 по ул.Ленина г.Хабаровска светофор с оборудованием дублирования светового сигнала звуковыми сигналами.

В апелляционной жалобе Администрация г.Хабаровска просит отменить решение суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает на то, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в материалах рассматриваемого дела отсутствуют результаты исследования спорного участка дороги на предмет интенсивности движения, на предмет частоты дорожно-транспортных происшествий и иные необходимые обоснования оборудования данного участка дороги светофором. Полагает, что при вынесении решения судом не дана оценка доводам ответчика о том, что исковое заявление не соответствовало нормам ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, а именно не указано какие именно нормы закона или нормативно-правовой акт нарушен администрацией г.Хабаровска. Считает, что судом при рассмотрении дела неверно установлены фактические обстоятельства дела, поскольку пешеходный переход ведет на так называемый «островок безопасности», расположенный посредине нескольких полос движений транспорта, движение автомобилей на данном участке предусмотрено только для транспорта, осуществляющего правый поворот, движение одностороннее, его интенсивность не превышает установленные нормативы, доказательств обратного в нарушение ст. 55-59 ГПК РФ в материалы дела не представлено. Полагает, что незнание либо игнорирование водителями транспортных средств требований «Правил дорожного движения», дорожных знаков и дорожной разметки не являются основанием для установки технических средств организации дорожного движения. Ссылается, что нарушений прав маломобильных, слабовидящих и незрячих групп населения администрацией г.Хабаровска не допущено.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав Лазареву Н.А., проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:

17.07.2017 прокуратурой г.Хабаровска, совместно с представителем государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВДД России по г.Хабаровску была проведена проверка соблюдения норм и стандартов, регламентирующих обеспечение безопасности дорожного движения, а также норм, регламентирующих права инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры и беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, в результате которой установлено, что в нарушение ГОСТ 52289-2004 пешеходный переход с ул.Ленина на ул.Ленинградская г.Хабаровска в районе здания «Дальэнергомаш» вблизи дома 74 по ул.Ленина не оборудован светофором. Вблизи указанного пешеходного перехода имеется регулируемый пешеходный переход со светофором без звукового сигнала, что подтверждается актом от 17.07.2017.

В непосредственной близости пешеходного перехода, не оборудованного светофором, расположены социально значимые объекты, такие как остановки пассажирского транспорта, предприятия здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, розничной торговлей, общественным питанием, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальная контора, сберегательные кассы, банки), которые могут посещать маломобильные группы населения, в том числе инвалиды по зрению.

Согласно информации Хабаровской местной организации «Всероссийского общества слепых», направленной в адрес прокурора 17.07.2017, в г.Хабаровске по пешеходному переходу с ул.Ленина на ул.Ленинградская, в районе дома 74 со стороны ул.Ленина и дома 17 по ул.Ленинградская регулярно передвигаются граждане, имеющие сложности со зрением. Указанный участок дороги представляет повышенную опасность, в связи с чем просит установить светофор на данном пешеходном переходе со средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами.

Удовлетворяя заявленные прокурором Центрального района требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 2, 5, п.4 ст. 6, 13, Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч. 1 ст. 37, п.п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.102003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», п.7.2 ГОСТ 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», принятый Постановлением Госстандарта России от 21.11.2000 № 308-ст, п. 7.1.2 ГОСТа Р 62289-2004, ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.6.6. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», п.2.3. ГОСТа 34.401-90 «Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения», п. 4.11, 4.13 Международного стандарта ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения», п. 7.4.3., 7.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы», ст. 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», Постановлением мэра города Хабаровска от 24.06.2008 № 1644 «Об утверждении требований к качеству услуг в сфере благоустройства», исходил из того, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей г.Хабаровска, в том числе граждан, имеющих нарушение зрения на безопасные условия дорожного движения. Неисполнение ответчиком возложенных на него обязанностей создает препятствия к реализации инвалидами права на свободу передвижения, гарантированного ст. 27 Конституции Российской Федерации, провоцирует ситуации, при которых подвергается угрозе гарантированное инвалидам ст. 20 Конституции Российской Федерации право на жизнь, а также ведет к нарушению требований законодательства о социальной защите инвалидов, нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, отклоняя доводы апелляционной жалобы, повторяющие доводы письменных возражений на иск, которые были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку.

Как верно отметил суд, слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием.

Как указано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Установив, что отсутствие на указанном нерегулируемом пешеходном переходе светофора со средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофора, влечет за собой нарушение требований безопасности дорожного движения и создает угрозу для жизни и здоровья пешеходов, в том числе имеющих нарушение зрения, не обеспечивает безопасность дорожного движения, и может повлечь дорожно-транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, определив, с учетом положений ст. 206 ГПК, разумный срок для его исполнения.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценки в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Доводы жалобы относительно допущенных судом нарушений норм процессуального права, не основаны на законе, и на правильность постановленного решения не влияют.

Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, его выводы соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального права либо норм процессуального права не установлено, поэтому решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований к его отмене не установлено.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, не допущено.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Хабаровска от 30 августа 2017 года по делу по иску прокурора Центрального района города Хабаровска к Администрации города Хабаровска о возложении обязанности совершить действие -оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Хабаровска -без удовлетворения.

Председательствующий: С.В. Кустова

Судьи: А.А. Тарасова

Ю.А. Королев