ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9117/2021 от 28.12.2021 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-9117/2021

№ 2(1)-314/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Оренбург 28 декабря 2021 года

Судебная коллегия Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,

судей Сенякина И.И., Нечаевой Т.М.,

при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводные Системы», администрации муниципального образования Ясненский городской округ об обеспечении надлежащего функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Водопроводные Системы» на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 21 сентября 2021 года,

Заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В.,

установила:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Водопроводные Системы» об обеспечении надлежащего функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, указав, что 27.09.2019 между администрацией МО Ясненский городской округ и ООО «Водопроводные системы» заключено концессионное соглашение. В соответствии с данным соглашением концессионер обязался за свой счет и в соответствии с условиями, установленными соглашением, реконструировать имущество, в том числе объекты централизованных систем водоснабжения, осуществлять услуги по передаче холодной (питьевой) воды потребителям. Объектом данного соглашения являются объекты централизованной системы холодного водоснабжения, состав и описание которых приведен в Приложении № 1 Срок реконструкции объектов, входящих в объект соглашения, согласован сторонами на период 2019 - 2033 годов.

В ходе проведенной прокуратурой проверки на предмет исполнения законодательства в сфере концессионных соглашений, пожарной безопасности в деятельности ООО «Водопроводные Системы» выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что в нарушение требований закона пожарные гидранты, расположенные по (адрес), являющие частью сети водоснабжения, переданной в рамках концессионного соглашения ООО «Водопроводные системы», неисправны.

Неисправное состояние пожарных гидрантов лишает пожарное подразделение возможности аккумулировать расходы воды на тушение пожаров в максимально короткое время. Таким образом, могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Истец после увеличения исковых требований окончательно просил суд обязать ответчиков обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов расположенных по (адрес), установив срок до 1 мая 2022 года.

Определением суда от 10 августа 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО Ясненский городской округ.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Ясненского района Карпов Я.В. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Водопроводные Системы» Тесля В.С. исковые требования не признал, пояснив что пожарные гидранты в систему холодного водоснабжения потребителей не входят, доказательств регистрации данных объектов в качестве единого комплекса истцом не представлено. Надлежащие доказательства, подтверждающие, что спорные гидранты были переданы концедентом в исправном состоянии, не имеется. Доводы истца о наличии в составе водопроводных сетей 5 пожарных гидрантов должны быть подтверждены проектной документацией и техническими паспортами. Пожарные гидранты для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, не предназначены, концессионером в своей деятельности не используются. Конкретные мероприятия по обслуживанию и содержанию в исправном состоянии пожарных гидрантов законом не регламентированы. Кроме того, бюджетом муниципального образования Ясненского городского округа предусмотрены расходы на установку наружных источников пожаротушения (пожарных гидрантов), следовательно, такие расходы должны быть возложены на администрацию муниципального образования Ясненского городского округа.

Представитель администрации МО Ясненский городской округ Слынько О.Н. возражала против исковых требований к администрации, поддержала письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в Техническом паспорте на сооружение «Магистральные сети водопровода» от 15.09.2010 имеется схема расположения основной сети магистрального водопровода, на которой указан гидрант, расположенный возле дома (адрес). Более подробная схема расположения водопроводных сетей, с подводом к жилым домам, находится в распоряжении ответчика, как обслуживающей организации. В техническом паспорте на объект «Инженерные сети к новой жилой застройке в 10 микрорайоне города Ясный» от 28.10.2015 на схеме указан гидрант, расположенный возле дома
(адрес).

Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от
21 сентября 2021 года исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водопроводные Системы», удовлетворены.

Суд обязал ООО «Водопроводные Системы» обеспечить надлежащее функционирование, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, а именно: в срок до 1 мая 2022 года восстановить работоспособность пожарных гидрантов по адресам: (адрес) и произвести замену пожарных гидрантов по адресам: (адрес).

В удовлетворении исковых требований к администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области отказано.

ООО «Водопроводные Системы» в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска прокурору отказать. В жалобе приводит доводы, аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление и пояснениям, данным при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО г.Орска указала, что считает решение суда законным и обоснованным. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Водопроводные Системы» – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет свою деятельность в целях защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Как установлено п. 10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Общие правовые основы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со статьей 3 Закона № 69-ФЗ основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2, 3 статьи 68 Закона № 123-ФЗ).

Согласно статье 126 и части 1 статьи 127 ФЗ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений.

Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Установка и обслуживание гидрантов на водопроводной сети осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.006 (Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности), ГОСТ 12.4.009 (Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание).

Согласно ГОСТ 12.4.009 пожарное оборудование - пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант-колонки); комплектующее пожарное оборудование (пожарные стволы, колонки, рукава, гидроэлеваторы; рукавные разветвления, соединительные головки и др.).

По смыслу указанных норм при присоединении пожарных гидрантов к централизованной системе холодного водоснабжения назначением последней охватывается, в том числе использование ее как источника воды, служащей необходимым средством тушения потенциально вероятных пожаров. При этом техническая возможность отбора воды для пожаротушения должна быть обеспечена постоянно, поскольку того требуют публичные интересы.

В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения, в том числе могут являться централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.

В части 4.1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ предусмотрено, что передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

Материалами дела подтверждается, что муниципальное образование Ясненский городской округ на основании Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» является собственником сетей водоснабжения г.Ясного, в том числе по адресам: (адрес).

По условиям концессионного соглашения от 27 сентября 2019 года ответчик ООО «Водопроводные Системы» (концессионер) принял на себя обязательства за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением, обеспечить проектирование, создание, реконструкцию, включая мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, (пункты 8 -21 соглашения); осуществлять производство, передачу, распределение холодной (питьевой) воды (пункт 1 соглашения); использовать (эксплуатировать) объекты Соглашения для осуществления деятельности по бесперебойному обеспечению потребителей на территории г. Ясный МО Ясненский городской округ Оренбургской области коммунальными услугами по холодному водоснабжению, своевременно и с надлежащим качеством устранять неисправности в системах водоснабжения (пункт 26 соглашения), поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы по содержанию и эксплуатации объекта Соглашения, а также производить капитальный ремонт на согласованных условиях (пункт 27 соглашения).

Концедент администрация МО Ясненский городской округ принял на себя обязательства предоставить концессионеру ООО «Водопроводные Системы» на срок по 24 июля 2033 года включительно права владения и пользования объектом соглашения для осуществления названной выше деятельности.

Обязательства по передаче ответчику объектов концессионного соглашения администрацией МО Ясненский городской округ исполнены в полном объеме, что подтверждается соответствующим актом приема-передачи (Приложение № 8 концессионного соглашения).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в силу статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации пожарные гидранты являются составной частью сложной вещи, являющейся объектом концессионного соглашения. Таким образом, спорные пожарные гидранты являются составной частью системы водоснабжения, переданной в пользование ответчика на основании концессионного соглашения от
27 сентября 2019 года, следовательно, в соответствии с условиями соглашения ответчик обязан осуществлять ремонт и обслуживание, в том числе и пожарных гидрантов, в целях поддержания указанного в соглашении имущества в исправном состоянии.

В судебном заседании были исследованы суточные акты проверки источников наружного противопожарного водоснабжения, составленные представителем Федеральной (Государственной) противопожарной службы и представителем ОООТ «Водопроводные Системы», из которых следует, что в августе 2019 года, то есть накануне заключения сторонами концессионного соглашения от 27 сентября 2019 года, обследовались спорные пожарные гидранты, все они находились в исправном состоянии.

В результате прокурорской проверки, проведенной в апреле 2021 года, было установлено, что пожарные гидранты, находящиеся по адресам:
(адрес) – не исправны.

ООО «Водопроводные системы», являясь концессионером, эксплуатирующим объекты централизованной системы холодного водоснабжения, обязано соблюдать требования статьи 37 ФЗ от 21.12,1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности в РФ», осуществлять техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт, а также замену пожарных гидрантов, являющихся составной частью переданной ему в пользование водопроводной сети.

Необеспечение первичных мер пожарной безопасности - отсутствие систем и средств противопожарной защиты создаёт опасность причинения вреда здоровью граждан и уничтожения имущества, так как не позволяет провести эффективное пожаротушение, что свидетельствует об отсутствии гарантий пожарной безопасности.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность (статья 1065 ГК РФ), так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность (ст. 12 ГК РФ).

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд правомерно возложил на ответчика ООО «Водопроводные системы» обязанность по выполнению мероприятий по соблюдению пожарной безопасности, а именно: по ремонту и замене вышедших из строя пожарных гидрантов.

Вопреки апелляционной жалобе выводы суда первой инстанции в обжалуемом решении соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, суд верно определил предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод апелляционной жалобы о том, что решением суда на ответчика также возложена обязанность по замене пожарного гидранта, является несостоятельным. Ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается, что пожарные гидранты были ему переданы в составе водопроводной сети, он лишь оспаривает, что гидранты были переданы в надлежащем состоянии. Между тем п.п.1 и 3 статьи 3 ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество - объект концессионного соглашения. Таким образом, не имеет юридического значения то обстоятельство, в каком состоянии пожарные гидранты были переданы ответчику.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрации МО г.Ясного выделяются бюджетные средства на содержание пожарного гидранта, не является основанием для отмены решения, так как в силу п.13 ст.3 ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.

Пунктом 14 концессионного соглашения от 27 сентября 2019 года предусмотрено, что концедент обязуется принять на себя обязательства по финансированию части расходов на реконструкцию объекта соглашения в сумме 2 600 000 в год, всего за весь период действия концессионного соглашения 36 400 000 рублей. Концедент вправе выделять из бюджета муниципального образования в период действия настоящего соглашения иные финансовые средства на проведение реконструкции объекта соглашения в размерах в соответствии см утвержденным бюджетом муниципального образования. Перечень объектов соглашения, на реконструкцию которых направляются средства концедента, и объем таких средств по каждому объекту определяется по соглашению сторон ежегодно не позднее 1 ноября.

Из смысла указанной нормы закона и условий соглашения следует, что администрация МО Ясненский городской округ при финансировании работ по реконструкции переданного в концессию имущества вправе определять объем расходов, а также объекты реконструкции в порядке, установленном законом и концессионным соглашением. Однако это не освобождает концессионера от исполнения обязательств по обеспечению надлежащего технического состояния объекта концессии. Софинансирование расходов не подменяет собой обязанности концессионера по содержанию и обслуживанию имущества, переданного в концессию.

Таким образом, вне зависимости от того, принимало ли МО Ясненский городской округ решение о софинасировании части расходов на реконструкцию объекта соглашения – пожарных гидрантов, в порядке, предусмотренном п.14 концессионного соглашения, концедент несет бремя по содержанию данного имущества. По смыслу п.14 соглашения администрация муниципального образования самостоятельно определяет перечень имущества, на реконструкцию которого будет осуществляться бюджетное финансирование. Наличие или отсутствие такого решения администрации не влечет для концедетна освобождения от несения обязательств по содержанию имущества, его ремонту и поддержанию в исправном состоянии.

Доводы апелляционной жалобы истца основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на неверном толковании правовых норм, направлены на иную оценку доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не усматривает.

Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, его выводы соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ясненского районного суда Оренбургской области от
21 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водопроводные Системы» – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.В. Синельникова

Судьи: И.И. Сенякин

Т.М. Нечаева

В окончательной форме апелляционное определение принято 11.01.2022.