Судья Хижаев А.Ю.
Судья-докладчик Туглакова Л.Г. По делу № 33-9120 /2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 ноября 2014 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
судей Папуши А.С. и Туглаковой Л.Г.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Международный Аэропорт Иркутск» об устранении нарушений требований закона по содержанию ограждений контролируемой территории аэропорта,
по апелляционному представлению прокурора Байкало-Ангарской транспортной прокуратуры на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 07 августа 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В обосновании своих требований, с учетом уточнений, истец указал, что "дата изъята" Байкало-Ангарской транспортной прокуратурой проведена проверка в ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» по вопросам соблюдения требований законодательства об авиационной безопасности.
По результатам проверки установлено, что ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» не приняты меры по содержанию ограждений контролируемой территории аэропорта.
Так, ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» имеет действующий сертификат соответствия ФАВТ № А.07.00561 сроком действия до "дата изъята" . В заявленной сфере деятельности данного сертификата значится организация и обеспечение авиационной безопасности, организация и обеспечение охраны аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов.
Территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,1.3-2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров. В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы: видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.).
С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.
Территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры и иметь средства принудительной остановки автотранспорта.
На ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» возложена обязанность по обеспечению авиационной безопасности на контролируемой территории аэропорта.
Материалами проверки подтвержден факт непринятия ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» мер по содержанию части периметрового ограждения аэродрома Иркутск, проходящей по границе земельных участков: аэродрома "номер изъят" и территории войсковых частей.
Согласно письму ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» от "дата изъята" и представленной схемы территории аэродрома Иркутск, утвержденной Распоряжением Председателя· комитета по управлению муниципальным имуществом ФИО1 от "дата изъята" (далее - схема), территории войсковых частей не входят в территорию аэродрома Иркутск. Территории войсковых частей и земельный участок аэродрома Иркутск являются смежными участками с границами от ТОЧКИ 277 ДО ТОЧКИ н108.
Согласно справки о результатах проверки от "дата изъята" указанная часть периметрового ограждения аэропорта Иркутск, проходящая по границе земельных участков: аэродрома "номер изъят" и территории войсковых частей, не соответствует требованиям по высоте и не является сплошным, выполнена без козырьков и других конструкций по верху ограждения. Данные факты подтверждаются также фототаблицей.
Просил суд признать незаконным бездействие ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» по неисполнению требований законодательства по содержанию части периметрового ограждения аэропорта «Иркутск», проходящей по границе земельных участков аэродрома (земельный участок с кадастровым "номер изъят") и территории войсковых частей от точки 48 до точки н108 согласно схеме, обязать ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» привести часть периметрового ограждения аэропорта Иркутск, проходящей по границе земельных участков аэродрома (земельный участок с кадастровым "номер изъят") и территории войсковых частей от точки 48 до точки н108 согласно схеме в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истца помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Стреляев А.И. исковые требования поддержал с учетом их уточнений.
Представители ответчика ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» ФИО2, ФИО3, исковые требования не признали,
Представитель третьего лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзор ФИО4 полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении транспортный прокурор просит решение суда отменить с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в исковом заявлении.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя Байкало-Ангарского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Стреляева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» ФИО2, согласившейся с решением суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность решения в пределах ее доводов, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 40 ВК РФ аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. 1 ст. 40 ВК РФ).
Согласно ст. 44 ВК РФ аэродром совместного базирования - аэродром, на котором совместно базируются гражданские воздушные суда, государственные воздушные суда и (или) воздушные суда экспериментальной авиации.
Пунктом 1 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005. г.) № 142 предусмотрено, что данные федеральные авиационные правила обязательны для исполнения администрациями аэропортов и иными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с п. 23 ФАП "Требования авиационной безопасности к аэропортам" № 142 территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами не более 100 метров.
В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.
Поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (козырьки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты и др.) (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер).
С внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.
Таким образом, из смысла п. 23 ФАП № 142 следует, что сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра по всему периметру должна иметь территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации, а не территория аэродрома.
Судом установлено, что ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 10.08.2007 N 1034-р «Об утверждении перечня аэродромов совместного базирования Российской Федерации» является аэродромом совместного базирования с Министерством обороны России, МВД России, МЧС России.
Спорное ограждение является границей смежных земельных участков, расположенных на территории аэропорта: с одной стороны - земельный участок с кадастровым "номер изъят", принадлежащий на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права серии 38 АД 279603 от 19.07.10 г.), с другой стороны земельный участок, занимаемый войсковой частью.
Данный факт подтверждается распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом от 11.02.10 г. №504-02-606/10, актом согласования границ, письмом командира ВЧ 26618 от 14.01.08г. № 3. ((данные изъяты)
Территория военной части входит в территорию аэропорта, сплошное ограждение высотой 2,13 - 2,44 метра не может быть установлено по границе земельных участков аэродрома (земельный участок с кадастровым "номер изъят") и территории войсковых частей от точки 48 до точки н108 согласно схеме.
Приведение данного ограждения в соответствие с требованиями п. 23 ФАП, приведет к нарушению законных прав и интересов войсковой части, поскольку они не будут иметь возможности пользоваться взлетно-посадочной полосой, а соответственно осуществлять полеты воздушных судов.
С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 07 августа 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Председательствующий В.Г. Петухова
Судьи А.С. Папуша
Л.Г. Туглакова