ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-912/2017 от 18.04.2017 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья – Умнова М.Ю. Дело № 33-912/2017

Докладчик – Капкаун Т.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2017 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Капкаун Т.И.

судей – Доманова В.Ю. и Шептуновой Л.П.

при секретаре – Стародубцевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.Е.Я. к Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным выдачи лицензии обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Старый дом ЖЭУ-5», исключения жилого дома из реестра лицензий и отказа в предоставлении документов

по апелляционной жалобе С.Е.Я. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 января 2017 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

С.Е.Я. является собственником <данные изъяты> доли квартиры <адрес>. 11 октября 2016 года она обратилась в суд с иском к Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным выдачи лицензии на управление этим многоквартирным домом ООО «Старый дом ЖЭУ-5», исключения данного жилого дома из реестра лицензий и отказа в предоставлении документов.

В обоснование иска указано, что на основании уведомления, поступившего в Сахалинскую жилищную инспекцию от директора ООО «Старый Дом ЖЭУ-5», вышеуказанный жилой дом исключен из реестра лицензий Сахалинской области. По мнению истца, решение Государственной Жилищной инспекции об исключении дома из реестра лицензий является незаконным, поскольку в нарушение Приказа Минстроя и ЖКХ РФ от 25 декабря 2015 года при подаче заявления Обществом не предоставлены предусмотренные статьей 452 Гражданского кодекса РФ документы, в то время как копии объявлений, приложенных к уведомлению, не входят в перечень документов, являющихся основанием для исключения дома из реестра лицензий. При принятии решения о выдаче лицензии ответчиком не учтено несоблюдение управляющей компанией ООО «Старый дом ЖЭУ-5» требований законодательства, а также некачественное оказание услуг, наличие большого количества жалоб населения, что являлось основанием для лишения компании лицензии.

Кроме того истец просила учесть, что ответчиком не предоставлены запрошенные ею документы, послужившие основанием для исключения дома из реестра лицензий Сахалинской области.

В судебном заседании С.Е.Я. заявленные требования поддержала, представитель Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области Д.Р.В. с иском не согласился.

Представитель ООО «Старый дом ЖЭУ-5», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен.

Судом принято приведенное выше решение, которое С.Е.Я. в апелляционной жалобе просит отменить, ссылаясь на несоблюдение ответчиком порядка исключения многоквартирного жилого дома из реестра лицензий Сахалинской области. Считает, что односторонний отказ (расторжение договора управления многоквартирным домом) ООО «Старый дом ЖЭУ-5» от исполнения своих обязательств недопустим ввиду отсутствия доказательств нарушения условий договора управления многоквартирным домом собственниками жилых помещений. Просит учесть, что на сайте ООО «Старый дом ЖЭУ-5» не был размещен договор управления многоквартирным домом, который должен быть представлен при исключении дома из реестра лицензий Сахалинской области. Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие оформленного в письменном виде договора управления многоквартирным домом с каждым из его жильцов, не свидетельствует об отсутствии фактических договорных отношений с ними. Настаивает на том, что суду не представлены доказательства законности исключения многоквартирного дома из реестра лицензий Сахалинской области

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, о причинах своей неявки не уведомил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения С.Е.Я., поддержавшей апелляционную жалобу, и возражения против ее удовлетворения представителя Государственной Жилищной инспекции Сахалинской области П.Е.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 2 вышеназванного Положения лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

Постановлением Правительства Сахалинской области от 22 мая 2015 года № 173 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области» утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Сахалинской области.

Согласно пункту 2.2. вышеназванного Положения основными задачами инспекции являются в том числе лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и осуществление лицензионного контроля данной деятельности.

Согласно частям 1, 4 и 5 статьи 201 Жилищного кодекса РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. К полномочиям лицензионной комиссии относится, в том числе, принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. Решение лицензионной комиссии является основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора.

Указом Губернатора Сахалинской области от 16 февраля 2015 года № 4 «О создании лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» создана лицензионная комиссия Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержден ее состав и Положение о лицензионной комиссии Сахалинской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 2.1. к полномочиям Лицензионной комиссии относятся принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).

Решение Лицензионной комиссии о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается на основании поступившего от Инспекции мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии с учетом лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2.).

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их приема лицензирующим органом установлен в статье 13 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с частью 1 статьи 194 Жилищного кодекса РФ заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом государственного жилищного надзора в порядке, установленном Законом о лицензировании, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. По результатам рассмотрения заявления орган государственного жилищного надзора осуществляет подготовку для лицензионной комиссии мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Основанием для отказа соискателю лицензии в предоставлении лицензии является: 1) установленное в ходе проверки заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 2) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации (часть 2 статьи 194 ЖК РФ).

Аналогичные основания для отказа соискателю лицензии в ее предоставлении предусмотрены в пунктах 1 и 2 части 7 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно части 2 статьи 193 Жилищного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, и дав надлежащую правовую оценку установленным по делу обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных истцом требований.

Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отверг доказательства, представленные стороной истца, и законы, которыми руководствовался суд, в соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указаны в мотивировочной части решения. Выйти за пределы заявленных требований суд может лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ссылку в жалобе на несоблюдение Государственной Жилищной инспекцией Сахалинской области порядка и срока внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр, нельзя признать состоятельной, поскольку на момент поступления к ответчику уведомления ООО «Старый дом ЖЭУ-5» об исключении жилого дома из реестра лицензий этот приказ не действовал.

Несостоятельной является и ссылка истца в жалобе на необоснованность одностороннего отказа ООО «Старый дом ЖЭУ-5» от исполнения договора управления многоквартирным домом, поскольку такого требования С.Е.Я., в связи с чем суд никакого решения по нему не принимал, поскольку в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело и принимает решение только по требования, заявленным истцом в установленном законом порядке.

Другие доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и оценки, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 327.1, частью 1 статьи 328 и статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Е.Я. – без удовлетворения.

Председательствующий Капкаун Т.И.

Судьи Доманов В.Ю.

Шептунова Л.П.