ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-912/2021 от 10.03.2021 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Болдонов А.И.

УИД:04RS0020-01-2020-001946-52

Дело №33-912/2021

поступило 11.02. 2021г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2021 года г.Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Гончиковой И.Ч. судей коллегии Холонгуевой О.Р., Мирзаевой И.И., при секретаре Ангушевой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «город Северобайкальск» на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 декабря 2020 года по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «город Северобайкальск», МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» о признании недействительным образование земельного участка, признании отсутствующим право постоянного бессрочного пользования на земельный участок и снятии его с государственного кадастрового учета, которым постановлено исковые требования удовлетворить.

Признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 2498 кв.м., имеющего местоположение, установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка в 4059 м по направлению на северо-восток по адресу: <...>

Признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 2498 кв.м., имеющего местоположение, установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка в 4059 м по направлению на северо-восток по адресу: <...>

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ...

Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц просил признать недействительным образование земельного участка с кадастровым номером ..., отсутствующим право постоянного бессрочного пользования МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» на земельный участок, и снять его с государственного кадастрового учета.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой установлено неправомерное владение земельным участком, расположенным в центральной экологической зоне Байкальской природной территории на землях государственного лесного фонда. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ... с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под строительство завода по производству питьевой воды находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск». При установлении границ земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет не учтено, что земельный участок расположен на землях государственного лесного фонда в части выдела 11 квартала 279 Северо-Байкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества, Республики Бурятия, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. При осмотре земельного участка установлено, что он не огорожен, здания, строения, объекты незавершенного строительства на участке отсутствуют, 10 % площади земельного участка покрыта лесной растительностью в виде деревьев, кустарников, дикорастущих растений. На земельном участке расположено сооружение с бетонной основой и железной трубой, предположительно скважина.

В судебном заседании заседании и.о. прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации МО «город Северобайкальск», МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила о том, что на земельный участок с кадастровым номером ... было зарегистрировано право аренды с 03.09.2009г., с 13.04.2020г. участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск». Категория земель данного земельного участка зарегистрирована как земли населенных пунктов. Построенная водозаборная скважина необходима муниципальному образованию для организации тушения пожаров, в том числе и лесных. Доводы стороны истца о том, что земельный участок с кадастровым номером ... является частью лесного участка с кадастровым номером ..., в отношении которого 18.11.2011г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не имеют подтверждения. Кроме того, к земельному участку с кадастровым номером ... не применены положения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» о запрете перевода в центральной экологической зоне земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий, поскольку данный земельный участок не входит в границы центральной экологической зоны. Границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой. С учетом изменений водоохранной зоны озера Байкал в составе его центральной экологической зоны в сторону уменьшения согласно Распоряжению Правительства РФ от 05.03.2015г. № 368-р, в редакции распоряжения от 26.03.2018г. № 507-р земельный участок с кадастровым номером ... в настоящее время не входит в границы центральной экологической зоны озера Байкал. Также земельный участок с кадастровым номером ... не входит в границы объекта природного наследия и не относится исключительно к федеральной собственности, поскольку в список природного наследия ЮНЕСКО включен Байкал вместе с прибрежной зоной, общая площадь из участка исключены 5 урбанизированных промышленно развитых территорий, включая г. Северобайкальск.

Принятие ФЗ от 29.07.2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером ... не входит в границы центральной экологической зоны озера Байкал, в границы объекта природного наследия, то в отношении него действуют общие правила определения категории земель, то есть согласно приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и исключении возможности произвольного толкования ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ и, соответственно, изъятие земельного участка с кадастровым номером ... только по формальному основанию его расположения в границах Северо-Байкальского лесничества в соответствии с данными государственного лесного реестра, не возможно.

Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Третьи лица Федеральное агентство лесного хозяйства, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО «город Северобайкальск» ФИО1 просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит те же доводы, что и в возражениях на исковые требования. Считает недоказанным то, что спорный земельный участок является участком лесного фонда. Ссылается, что суд необоснованно не применил ч.3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормы ФЗ от 29.07.2017г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Указывает, что земельный участок не входит в границы центральной экологической зоны озера Байкал.

Педставителем Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО3 поданы возражения на апелляционную жалобу.

В суд апелляционной инстанции представители ответчиков администрации МО «город Северобайкальск», МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск», представители третьих лиц Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия, Межрегионального территориального управления Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

От представителя ответчика администрации МО «город Северобайкальск» ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель истца прокурор Качина Е.Г. возражала против удовлетворения жалоб и пояснила, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 03:23:010604:31 стоял на учете, то когда в 2011г. ставили на учет земли лесного фонда, спорный земельный участок был исключен из общего участка земель лесного фонда. Однако вся территория относится к землям лесного фонда. Перевода земельного участка из категории-земли лесного фонда в другую категорию не было. Уменьшение водоохранной зоны не имеет значения, границы лесного фонда не связаны с данной зоной, территория находится в центральной экологической зоне. В отношении земель центральной экологической зоны «лесная амнистия», предусмотренная ФЗ № 280 не применима.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО4, возражал против удовлетворения жалоб и пояснил, что земельный участок с кадастровым номером ... планировалось ставить на кадастровый учет как земли лесного фонда, но поскольку он ранее стоял на учете, то поставить его не смогли. Ответчики без согласования с собственником Российской Федерацией, перевели земли без процедуры перевода земель с одной категории в другую. Спорный земельный участок находится во владении Российской Федерации, в границах центральной экологической зоны. Материалами лесоустройства подтверждается, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании заявления Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации МО «город Северобайкальск» внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ..., площадью 2498 кв.м., местоположение которого установлено примерно в 4059 м. по направлению на северо-восток относительно ориентира - здания, расположенного по адресу: <...> земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, разрешенное использование: «под строительство завода по производству питьевой воды».

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 03.06.2009г. Сведения о местоположении земельного участка внесены на основании межевого плана, выполненного 25.05.2009 г. кадастровым инженером ООО "<...>" ФИО5 по заказу Комитета по экономике и имущественным отношениям администрации МО «город Северобайкальск».

В настоящее время на земельный участок с кадастровым номером ... зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Муниципального казенного учреждения «Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования «город Северобайкальск» на основании постановления администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка от 26.02.2020 г., № 173, о чем 13.04.2020 г. в ЕГРН внесена запись за № ...

Кроме того, в ЕГРН произведена запись регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель - земли лесного фонда, участок площадью 1654723,53 га, расположенный по адресу: <...>

В соответствии с описанием лесного участка в состав Северо-Байкальского лесничества входит Северо-Байкальское участковое лесничество, в том числе квартал 279, относящийся по целевому назначению к защитным лесам, категории защитности: к лесам, расположенным в водоохранных зонах.

Согласно заключению Бурятского филиала ФГБУ «<...>» № 1201 спорный земельный участок с кадастровым номером ... полностью по всей площади 2498 кв.м. пересекает земельный участок с границами лесного фонда и находится в части выдела 111 квартала 279 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества, площадь пересечения – 2498 кв.м, установлены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка.

Согласно справки о результатах осмотра земельного участка в ходе проведения обследования земельного участка с кадастровым номером ... в рамках государственного земельного надзора 19.10.2020г. установлено, что земельный участок не огорожен, по факту свободен от зданий, строений, объектов незавершенного строительства. 10% площади земельного участка покрыта лесной растительностью в виде деревьев, кустарников, дикорастущих растений, на большей части земельного участка проведена рекультивация земли, присутствуют признаки ведения хозяйственной деятельности. На земельном участке расположено сооружение с бетонной основой и железной трубой, предположительно скважина.

По выписке из ЕГРН и информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия участок с кадастровым номером ... расположен в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории № 03:00-6.171, зарегистрированы ограничения, установленные Федеральным законом от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»; а также земельный участок расположен в границах водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал № 03.00.2.56, в связи с чем, в отношении указанного земельного участка зарегистрированы ограничения, предусмотренные ст. 65 ч. 15 Водного кодекса РФ и ст.ст. 56, 56.1 Земельного кодекса РФ.

Также в материалы дела представлены информация из государственного лесного реестра с картой -схемой расположения земельного участка, таксационное описание 279 квартала Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества.

Разрешая исковые требования, суд, руководствуясь нормами ст.ст. 7,8, 67,91, Лесного кодекса РФ, ст.ст. 8,9,17 Земельного кодекса РФ, положениями ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006г. N 201-ФЗ, ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», удовлетворил исковые требования.

Суд правильно установил, что земельный участок с кадастровым номером ... является участком лесного фонда, управление и распоряжение которым осуществляет Российская Федерация.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006г. N 201-ФЗ земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ, в действующей редакции, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу п. 1 ст. 101 Земельного Кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 4.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Исходя из анализа вышеприведенных правовых положений юридически значимым обстоятельством является установление нахождения спорного земельного участка в пределах границ земель лесного фонда или границ земель иных категорий, на которых располагаются леса.

Статья 92 Лесного кодекса РФ предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ранее в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Лесной участок с кадастровым номером ..., относящийся к собственности Российской Федерации, был зарегистрирован в 2011г., когда действовал с ФЗ от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. При этом, план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

В соответствии с ч. 6 ст. 72 Федеральным законом от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С учетом приведенных положений законодательства, лесной участок с кадастровым номером ... считается поставленным на кадастровый учет.

Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяется в лесоустроительной проектной документации (ч.4 ст.6.1, ст.ст. 7,67,68,68.1,70.1 Лесного кодекса РФ).

Следовательно, местоположение, границы и площадь лесных участков определяется соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади, на основании материалов лесоустройства.

Материалы лесоустройства включают в себя таксационные описания, планшеты о границах лесничества, планы лесонасаждений.

Из материалов дела следует, что на момент образования земельного участка с кадастровым номером ... действовало и действует в настоящее время Лесоустройство Северо-Байкальского лесничества 2007г.

Как выше приведено, заключением Бурятского филиала ФГБУ «<...>» № 1201 установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... полностью по всей площади 2498 кв.м. пересекает земельный участок с границами лесного фонда и находится в части выдела 111 квартала 279 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества, площадь пересечения – 2498 кв.м, установлены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка.

В соответствии с 3.2.3, 3.3.5.8, 3.3.59 Устава в полномочия ФГБУ «Рослесинфорг» входит подготовка заключений о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий.

Проанализировав заключение ФГБУ «<...>», судебная коллегия находит его относимым и допустимым доказательствами, оснований не доверять данному заключению не имеется.

Доводы ответчика о том, что спорный земельный участок не находится в центральной экологической зоне, подлежит отклонению.

5 декабря 1996 г. на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.

В рамках реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1988 г. N 8595-XI, принят Федеральный Закон от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», которым определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.

Статьей 1 Федерального Закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны: центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния.

В центральную экологическую зону входит территория, которая включает озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.

Пунктом 1 ст. 3 закона установлено, что границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.

Постановлением Совета Министров СССР от 13.04.1987г. №434 «О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987-1995 годах» Северо-Байкальский район отнесен к водоохранной зоне озера Байкал.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 г. N 1641-р "О границах Байкальской природной территории" были утверждены границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также территория водоохранной зоны озера Байкал, установленная постановлением Совета Министров СССР от 21.01.1969 г. N 52 "О мерах по сохранению и рациональному использованию природных комплексов бассейна озера Байкал" и постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13.04.1987 г. N 434 "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов бассейна озера Байкал в 1987 - 1995 годах".

Нахождение земельного участка с кадастровым номером ... в пределах центральной экологической зоны также подтверждается приведенной выше выпиской из ЕГРН и информации Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Росреестра».

Отнесение лесов Северо-Байкальского лесничества к центральной экологической зоны Байкальской природной территории установлено п.1.1.5 Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28.09.2018г. № 790 «Об утверждении 5 Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества» (зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 20.10.2017г. №032017358).

Территория Центральной экологической зоны является особо защитным участком лесов в силу прямого указания закона (ч.2 ст.119 Лесного кодекса РФ).

Доводы представителя ответчика о том, что в связи с изменениями водоохранной зоны озера Байкал согласно Распоряжению Правительства РФ от 05.03.2015г. № 368-р, в редакции Распоряжения от 26.03.2018г. № 507-р, спорный земельный участок не входит в водоохранную зону, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не подтвержден.

В соответствии с Лесохозяйственным регламентом Северо-Байкальского лесничества (в редакции приказа Агентства от 25.09.2020г. №1064) леса в кварталах с 1-436 Северо-Байкальского участкового лесничества, Северо-Байкальского лесничества относятся к защитным, категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах.

С учетом изложенного, земельный участок ответчика находится в пределах центральной экологической зоны, водоохранной зоны Байкальской природной территории.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1).

Перевода ответчиком спорного земельного участка в другую категорию земель, в установленном порядке, как правильно указал суд, не производилось.

Доводы жалобы о необходимости применения Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Федерального закона от 29.07.2017г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" подлежит отклонению в силу положений ст. 11 Федерального закона от 01.05.1999г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», согласно которой запрещен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли иной категории, установленный для центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Таким образом суд правильно исходил из того, что образование земельного участка с кадастровым номером ... является недействительным и признал отсутствующим право постоянного бессрочного пользования МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «город Северобайкальск» на данный земельный участок.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.

По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции ответчиков по делу и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства по делу установлены правильно, собранные по делу доказательства исследованы в судебном заседании, им дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии: