Судья Мень О.А.
Дело № 33-9138
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 10 октября 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Балуевой Н.А.
судей Кустовой И.Ю., Судневой В.Н.
при секретаре Горлановой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 27 июля 2012 года, которым постановлено :
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю», Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Чернушинский отдел, Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района, Отделу архитектуры и градостроительства Чернушинского городского поселения, ФИО10 о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером **7, расположенного по адресу : г. Чернушка, ул. ****; об установлении границы земельного участка с кадастровым номером **7, расположенного по адресу: г.Чернушка, ул. **** с учетом фактического землепользования и исполнительной съемкой на благоустройство дома от 26.09.1988 года; об отмене постановления главы Чернушинского муниципального района от 16.11.2011 года № ** «Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под строительство детского развлекательного центра по адресу: ул. ****, г. Чернушка Пермского края»; о признании договора аренды земельного участка№ ** от 18.01.2012 года; об аннулировании записи в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером **38, общей площадью 1043 кв.м., расположенного по адресу: ул. ****, г.Чернушка Пермского края, предоставленного под строительство детского развлекательного центра, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителей ФГБУ « Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю », Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, возражающих против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО11 обратились в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю», Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Чернушинский отдел, Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского муниципального района, Отделу архитектуры и градостроительства Чернушинского городского поселения, ФИО10 указывая, что жители дома № ** по ул. ****, г. Чернушка, проживающие с момента ввода в эксплуатацию дома, просят восстановить границы земельного участка, которые были отведены под строительство дома с учетом площади на благоустройство дома, согласно проекту. При приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию в декабре 1988 года была проведена исполнительная съемка на благоустройство дома поз.** в микрорайоне ** (ул.****). Жители дома самостоятельно благоустроили отведенную площадь за домом со стороны ул.****. В последующем им сообщили, что земельный участок к их дому не относится, на нем будет строиться спортивно-развлекательный центр. Земельный участок предоставлен ФИО10 на основании постановления главы Чернушинского муниципального района № ** от 18.01.2012 года «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО10», с которым заключен договор аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года. Информирование населения осуществлялось путем размещения объявления в газете «****». Истцы считают, что информация опубликованная в газете «****» от 14.12.2011 года № **, о предстоящем предоставлении земельного участка была не полная, не конкретная, указана была только ул. ****. Границы земельного участка, прилегающего к дому, изменены без их ведома, с нарушением ранее установленных границ, согласно проекту. Просят снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером **7, расположенного по адресу ул.**** г. Чернушка, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером **38, расположенного по адресу ул.****, г. Чернушка, признать договор аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года недействительным ; признать регистрацию договора аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года не законной.
16.07.2012 года истцы уточнили исковые требования, просили суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером **7, расположенного по адресу : г. Чернушка, ул. ****; установить границы земельного участка с кадастровым номером **7, расположенного по адресу : г. Чернушка, ул. **** с учетом фактического землепользования и исполнительной съемкой на благоустройство дома от 26.09.1988 года; отменить постановление главы Чернушинского муниципального района от 16.11.2011 года № ** « Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под строительство детского развлекательного центра по адресу: ул. ****, г. Чернушка Пермского края » ; признать договор аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года недействительным и отменить его регистрацию; аннулировать запись в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером **38, общей площадью 1043 кв.м., расположенного по адресу: ул. ****, г. Чернушка Пермского края, предоставленного под строительство детского развлекательного центра.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФИО1 указывая, что в нарушение требований законодательства суд не принял во внимание, что о проведении инвентаризации земель им стало известно только в ходе судебного разбирательства, вышеуказанное постановление в газете « *** » не опубликовано, следовательно, не вступило в законную силу и не могло являться основанием для кадастрового учета земельного участка. Указанное постановление не отражает реальных границ земельного участка, используемого собственниками квартир многоквартирного жилого дома, граница дома проведена без учета фактического землепользования, не вошел земельный участок используемый для благоустройства дома. Нарушена процедура предоставления земельного участка, акт выбора земельного участка утвержден главой муниципального района 16.11.2011г. т.е. за месяц до публикации информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка. Имело место нарушение публикации информационного сообщения, поскольку все сообщения, связанные с предоставлением земельных участков публикуются в газете « *** », а рассматриваемом случае сообщение было опубликовано в газете « ****».
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В соответствии со ст. 16 закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации » в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 38 закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ст. 39 закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее -согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности; 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования; 4) аренды.
В силу п. 4 ст. 24 закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости » внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Судом установлено, что на основании решения Совета народных депутатов от 21.04.1987 года (протокол № **) были изъяты земельные участки индивидуального использования под строительство 90 квартирного жилого дома поз.** в микрорайоне № **, разрешено НГДУ « **** » строительство 90 квартирного жилого дома на изымаемых из индивидуального пользования земельных участках. (т.2 л.д. 169-170)
В материалах дела представлена исполнительная съемка на благоустройство дома поз. ** микрорайоне ** от 26.07.1988 года, которая не содержит в себе указаний на координаты земельного участка, его примерную площадь, иные параметры земельного участка, (т. 2 л.д.118).
Согласно Акту государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 23 декабря 1988 года принято решение государственной приемочной комиссии предъявленный к приемке 90 кв. жилой дом ** в м/не ** принять в эксплуатацию. (т. 2 л.д. 171-173)
В соответствии с постановлением Главы Администрации Чернушинского муниципального района Пермской области № ** от 09.04.2002 года « Об утверждении материалов инвентаризации земельных участков занимаемых МУП Служба « ****» утверждены точки координат земельных участков, в том числе и земельного участка расположенного под жилым домом № ** по ул. ****, г. Чернушка, согласованы границы и составлен кадастровый план границ указанного земельного участка. Площадь земельного участка составила 6322,4 кв. м. (т. 2 л.д. 34-41)
В кадастровой выписке от 06.06.2012 года № ** указано, что земельный участок с кадастровым номером ****7 площадью 6322,4 кв.м. расположен по адресу: г. Чернушка, ул. **** разрешенное использование: земли под жилыми домами многоэтажной застройки, вид права : общая долевая собственность, размер доли: доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения. Поставлен на кадастровый учет 09.04.2002 года, (т.2 л.д. 10-12)
В материалах дела представлен кадастровый план территории от 06.06.2012 года с кадастровым номером квартала **, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами **7 и **38 не имеют общих границ, (т.2 л.д. 13-17)
Комитетом по охране окружающей среды администрации Чернушинского муниципального района дано положительное заключение № ** от 10.11.2011 года о строительстве детского развлекательного центра по адресу: ул. ****, г. Чернушка, Пермского края. (л.д. 95 мат № **).
Постановлением Главы Чернушинского муниципального района № ** от 16.11.2011 года « Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под строительство детского развлекательного центра по адресу : ул. ****, г. Чернушка, Пермский край утвержден акт выбора земельного участка от 08.11.2011 года № ** и схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв.м. (л. д. 70 мат № **)
Комитет по управлению имуществом и землепользованию проинформировал население через газету «****» № ** от 14.12.2011 года о предстоящем выделении земельного участка на территории Чернушинского городского поселения площадью 1000 кв. м. ФИО10 под строительство детского развлекательного центра по ул. **** г. Чернушка (л.д. 34 мат № **)
Согласно договору аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года ФИО10 предоставлен в аренду сроком на 4 года 11 месяцев под строительство детского развлекательного центра земельный участок с кадастровым номером № **38, общей площадью 1043 кв.м., расположенный по адресу: ул.****, г. Чернушка Пермского края.
Постановлением главы Чернушинского муниципального района № ** от 18.01.2012 года ФИО10 предоставлен земельный участок с кадастровым номером № **38, общей площадью 1043 кв.м., расположенный по адресу: ул. ****, г.Чернушка Пермского края в аренду на 4 года 11 месяцев под строительство детского развлекательного центра.
Постановления главы Чернушинского муниципального района № ** от 02 мая 2012 года отменено постановление главы ЧМР от 18.01.2012 года № ** «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО10»
Постановлением администрации Чернушинского городского поселения № ** от 29 мая 2012 года приостановлено разрешение от 16.04.2012 года № ** на строительство детского развлекательного центра, расположенного по адресу: ул.**** г.Чернушка, выданного ФИО10
Из кадастровой выписки о земельном участке от 31.05.2012 года следует, что земельный участок с кадастровым номером **38, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. ****, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство детского развлекательного центра, площадью 1043 кв.м. Поставлен на кадастровый учет 22.12.2011 года (т. 1 л.д. 75-79)
Из выписки из ЕГРПН от 04.06.2012 года следует, что земельный участок с кадастровым номером **38 под строительство детского развлекательного центра, площадью 1043 кв.м., расположенный по адресу : Пермский край, Чернушинский район, г. Чернушка, ул. **** предоставлен в аренду ФИО10
На основе анализа установленных по делу обстоятельств и положений закона, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания результатов межевания земельного участка с кадастровым номером **7, расположенного по адресу г. Чернушка, ул. **** недействительными. Как следует из материалов дела, МУП « ****» на основании ст.4, 5, 13,17 Закона « О землеустройстве » и в соответствии с порядком установленным Приказом Минземстроя РФ от 4.08.1998 года № ** была проведена инвентаризация земельных участков, расположенных под жилыми домами г. Чернушка, находящимися на его обслуживании, путем межевания земельных участков, в том числе и под домом № ** по ул. ****, г.Чернушка. Сформирован земельный участок площадью 6223, 4 кв.м. и поставлен на кадастровый учет 09.04.2002 году, ему присвоен кадастровый номер **7. Согласно акту о вводе в эксплуатацию жилого дома общая площадь пятиэтажного дома составляет 4589, 29 кв.м.. Судом установлено, что примерная площадь земельного участка, расположенного под самим домом составляет 917, 058 кв.м. Поскольку площадь сформированного земельного участка 6223, 4 кв.м. значительно превышает площадь земельного участка, расположенного непосредственно под жилым домом, а также учитывая что решение Совета народных депутатов от 21.04.1987 года об изъятии земельных участков для строительства 90 квартирного жилого дома поз.** в микрорайоне № **, исполнительная съемка на благоустройства дома поз.** в микрорайоне ** от 26.07.1988 года не содержат сведений о площади земельного участка, необходимого для благоустройства указанного жилого дома, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при проведении процедуры образования земельного участка с кадастровым номером **7 права собственников ( жильцов) многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Чернушка, ул. **** нарушены не были. Доказательств, что земельный участок, переданный в аренду ФИО10 изначально предназначался для обслуживания жилого дома по ул. **** г. Чернушка и предоставлялся для строительства указанного дома, в материалах дела не имеется.
Таким образом, учитывая, что правообладателями земельного участка № ** сформированного до введения Жилищного кодекса РФ, на праве общей долевой собственности являются собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Чернушка, ул. ****, доводы заявителя в апелляционной жалобе о нарушении их прав и законных интересов являются необоснованными, а требования о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Чернушка, ул. **** в соответствии с фактическим землепользованием не соответствующим требованиям действующего законодательства.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости ».
Статьей 16 Закона о кадастре установлено, что государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
Статьей 22 Закона о кадастре установлено, что для проведения государственного кадастрового учета необходимо предоставлять межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями к межевому плану, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412 « Об утверждении формы межевого пана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков ». Исполнительская съемка по благоустройству дома от 26.09.1998г. не содержащая в себе указания на координаты земельного участка и иные характеристики земельного участка, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, не является документом о межевании земельного участка, в связи с чем у суда оснований для удовлетворения требований истцов об установлении границ не имелось и по данному основанию.
Отказывая в удовлетворении требований об отмене постановления главы Чернушинского муниципального района от 16.11.2011 года №** « Об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под строительство детского развлекательного центра по адресу ул. ****, г. Чернушка Пермского края, о признании договора аренды земельного участка № ** от 18.01.2012 года ; об аннулировании записи ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером **38 общей площадью 1043 кв.м. суд первой инстанции правомерно исходил, из того, что права и законные интересы истцов при процедуре формирования и выделения земельного участка ****38, расположенного по ул. **** г. Чернушка, а также постановке на кадастровый учет и предоставлении его в аренды ФИО10 не нарушены. В соответствии с кадастровым планом территории от 6.06.2012 года земельные участки с кадастровыми номерами **7 и **38 не имеют общих границ. Доказательств, что предоставленный земельный участок ФИО10 имеет наложение на земельный участок, находящийся в общедолевой собственности истцов, в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о проведенной инвентаризации земель стало известно только в ходе судебного разбирательства, правовыми не являются и на правильность постановленного судом решения не влияют. Судом первой инстанции установлено, что инвентаризация земельных участков проведена во исполнение Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 « О государственном учете жилищного фонда в РФ « на основании ст. 4,5,13.17 Федерального Закона от 18.06.2011г. « О землеустройстве» и в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 4.08.1997г. Земельный участок № ** был поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства, для чего согласия жильцов дома не требовалось.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры предоставления земельного участка ФИО10 также не влекут отмену судебного решения. В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права граждан на землю могут быть пресечены путем признания недействительным в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, так и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Способ защиты нарушенного права должен быть соразмерен допущенному нарушению, способствовать восстановлению нарушенного права и не нарушать права иных лиц. Признание постановления главы Чернушинского района от 16.11.2011 года и признание договора аренды земельного участка от 18.01.2012 года, аннулирование записи к ГКН в отношении земельного участка, предоставленного в аренду ФИО12, не является способом защиты права истцов, не влечет восстановления прав, в связи с чем не могут явиться основанием к отмене судебного решения.
Иных правовых доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, нарушений процессуального законодательства не допустил. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 27 июля 2012 года по доводам апелляционной жалобы ФИО1 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: